• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Меняющаяся Европа» в Москве

С 1 по 5 августа в Высшей школе экономики работала международная Летняя школа по изучению стран Восточной Европы. На этот раз участники школы обсудили влияние глобального экономического кризиса на политику и экономику стран Центральной и Восточной Европы.

Летняя школа «Changing Europe» («Меняющаяся Европа») проходит уже шестой раз. Инициатором ее проведения выступил Институт Восточной Европы Университета Бремена, но в работе всех школ в качестве экспертов и организаторов участвовали сотрудники НИУ ВШЭ. «Каждый год мы бываем в разных европейских городах, — рассказывает организатор школы с немецкой стороны Хайко Пляйнс, сотрудник Института Восточной Европы Университета Бремена (Германия). — Мы уже побывали в Берлине, Киеве, Праге, Варшаве. На этот раз — в Москве. Проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев всегда был и участником и советником наших летних школ. Мы с ним обсуждали разные организационные и содержательные вопросы, и когда он предложил приехать в Москву, мы с радостью согласились».

Хайко Пляйнс
Хайко Пляйнс
Идея этого международного междисциплинарного форума для аспирантов в том, чтобы они, будучи экономистами, политологами, социологами, юристами, могли обсудить с коллегами результаты своих исследований, посмотреть на проблему с разных сторон, с позиций разных дисциплин.

Вторая важная задача Летней школы — помочь молодым исследователям интегрироваться в международное академическое сообщество, тем более что рабочим языком школы был английский. «Ведущие эксперты, профессора рассказывают слушателям, как опубликовать результаты исследований в реферируемых научных журналах, как подготовить заявку на международный грант. Например, профессор из Гарварда как эксперт объяснила, на что в первую очередь обращают внимание в заявках соискателей», — говорит Хайко Пляйнс.

В этом году участниками школы стали молодые исследователи из Литвы, Румынии, Украины, Германии, Италии, США и, конечно, России. Они представили результаты своей научной работы в соответствии с принятыми в международном академическом сообществе стандартами, а потом имели возможность услышать оценки экспертов и участвовать в обсуждении. По мнению Леонида Косалса, заместителя декана по научной работе факультета социологии НИУ ВШЭ (организатора школы с российской стороны), «такой формат школы позволяет каждому ее участнику не только получить оценку работы от коллег, представляющих разные научные направления, но и оценить как его работы и он сам смотрятся на фоне зарубежных сверстников, а также получить оценку от коллег старшего поколения».

Леонид Косалс
Леонид Косалс
В работе школы принимали участие в качестве дискуссантов и лекторов Дэвид Лэйн (Университет Кэмбриджа), Маргарита Балмаседа (Гарвардский университет / Университет Сетон Холл), Хайко Плейнс (Институт Восточной Европы), а также из НИУ ВШЭ: Ксения Гончар, Максим Никитин, Андрей Яковлев, Леонид Косалс. А открыл ее первый проректор ВШЭ Вадим Радаев, который рассказал о развитии Вышки за последние годы и выступил с лекцией о роли государства в регулировании потребительского рынка в России.

В ходе школы не только обсуждались результаты диссертационных исследований, представляемые участниками в формате академического текста на английском языке, но и проводились занятия по использованию электронных ресурсов (их проводил Павел Арефьев, Электронная библиотека еLIBRARY.RU), выстраиванию международной академической карьеры, консультированию государственных органов власти. Опыт этой школы может быть полезен для развития недавно созданной в Вышке аспирантуры полного дня, прежде всего, для оценки результатов работы аспирантов.

Конечно, были и некоторые проблемы в организации школы, связанные в основном с несовпадением графика принятия решений о финансировании летних школ в Вышке и требований эффективной организации международной аспирантской школы, для чего необходимо заранее давать сообщение о наборе участников и проводить отбор кандидатов.

По итогам работы Летней школы будет издана книга с лучшими, прошедшими жесткий отбор, работами участников, которую опубликует немецкое академическое издательство «ibidem-Verlag» на английском языке.

Мнения участников Летней школы

 

Елена Даниленко, Харьковский национальный университет (Украина), старший преподаватель кафедры экономической теории:

Хотелось бы отметить хорошую организацию Летней школы. Но, разумеется, гораздо важнее содержательный аспект. Очень интересно, когда объявляется тема (в этот раз она была связана с глобальным экономическим кризисом), и она обсуждается с позиций разных наук. Полезно было получить рекомендации экспертов относительно своей работы, услышать новые идеи. Одно дело, когда просто работа обсуждается, и совсем другое, когда есть возможность побеседовать с дискуссантом, который работу внимательно прочитал.

Понравилась лекция об Интернет-ресурсах, о том, какие существуют базы данных по экономике, какова специфика представленной там информации. Многие базы данных хорошо известны, но далеко не все, к тому же у каждой из них своя специфика.

 Валерия Заозерная, Университет Бамберга (Германия), аспирант кафедры международного менеджмента:

Мне кажется особенно важным, что школа носила междисциплинарный характер. Взгляд представителей другого научного направления позволяет иначе взглянут на предмет своего исследования.

Было интересно получить информацию о грантах и стипендиях за рубежом, о том, как подавать документы, как понять идеологию грантодателя, какие нюансы при этом нужно учесть. У каждого грантодателя свои политические и научные представления, социальные факторы играют огромную роль. Тема исследования может быть интересной, актуальной, но она не получит поддержки, если неправильно составлена заявка, не учтены подтексты, интересы того или иного фонда.

 

Витаутас Куокштис, Институт международных отношений и политических наук Вильнюсского университета (Литва):

Мое исследование, которое я представил на Летней школе, посвящено тому, как балтийские страны боролись с кризисом, какие решения принимали, что им удалось сделать, а что нет. Балтийские страны решили бороться с последствиями кризиса, не девальвируя свои валюты, и многие думали, что ничего из этой затеи не получится. В своей диссертации я рассматриваю политический и исторический контекст в балтийских странах, какие институты там существуют. Думаю, что есть факторы, которые способствовали успешному преодолению кризиса. Во-первых, это гибкость рынка труда. Плюс эти страны экспортируют несложные продукты — дерево, мебель, которые легче переориентировать на другие рынки в сложных условиях. И таких факторов много.

Летняя школа мне запомнится своей хорошей организацией. Я уже шесть-семь раз участвовал в подобных школах, и эта — одна из лучших. Запомнится она и людьми, с которыми здесь встретился, и возможностью высказаться самому, получить ценные замечания и советы. Участники школы работают над разными темами, подходят к решению проблем с точки зрения разных наук. Это помогает увидеть перспективу своего исследования, лучше понять проблему.


 

Ева Дабровска, Университет Эрфурта (Германия):

Я представила проект, связанный с развитием финансовых институтов в России. Меня особенно интересует, как экономические идеи воплощаются политиками, какие у политиков могут быть стимулы обращения к экономическим инструментам. Мне кажется, что это работа не столько экономическая, сколько социологическая и немного политологическая. Я училась экономике, социологии и истории, поэтому мне не просто отнести себя к какой-то определенной научной дисциплине.

На школе встретились очень интересные люди, не часто появляется возможность пообщаться с коллегами из Румынии или России. Конечно, полезным было общение с экспертами из Америки, Великобритании, которые уже давно работают в науке. Не ожидала, что такие известные люди приедут на эту школу.

Я получила много советов по содержанию своей диссертации, мне подсказали, что еще можно и нужно проанализировать, чтобы результаты были более весомыми.

 

Татьяна Костюченко, Киево-Могилянская академия (Украина), старший преподаватель кафедры социологии:

Иногда не знаешь, чем занимаются коллеги, с которыми живешь даже в одной стране и городе. Мы работаем в разных институтах, и школа позволяет познакомиться, обсудить что-то, установить контакты. А дальше могут быть совместные проекты и другое сотрудничество, в том числе совместные публикации.

Формат научной конференции не позволяет детально и пристально с помощью коллег рассмотреть свою тему, а на Летней школе это возможно. К тому же дискуссанты знакомились с участниками школы заранее и уже до презентации обсуждали какие-то вопросы.

Мы получили и очень полезную информацию о том, как опубликовать статью в международном журнале. У нас традиционно при подготовке диссертации есть ориентация на ваковские издания, в которых все организовано иначе: другая структура, специфика, технология рецензирования и прочее. Такая информация, безусловно, необходима молодым исследователям.

 

Надежда Колесник, Высшая школа экономики (Россия), стажер-исследователь научно-учебной лаборатории сетевых форм организации:

Это мой первый опыт участия в таком международном семинаре. Научная работа в мире организована иначе, чем в нашей стране. Поэтому было интересно узнать, как это происходит, как проводится исследование, как строится работа. Я получила советы по своему исследованию, особенно ценными оказались рекомендации Андрей Александровича Яковлева, и теперь я лучше понимаю, какой должна быть работа, ее структура.

За неделю работы школы появилось много новых контактов. В частности выяснилось, что с Татьяной Костюченко у нас близкие темы исследований. Возможно, будем в дальнейшем сотрудничать.

В этой школе все было удачно. Пожалуй, хотелось бы иметь аналогичную этой школу по менеджменту. Или хотя бы организовать постоянно действующий аспирантский семинар, чтобы обсуждать проблемы с коллегами, выслушивать мнения оппонентов. Семинар обязательно должен быть регулярным, как во многих университетах мира.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ и Университет Бергена подписали соглашение о сотрудничестве

Соглашение предусматривает развитие академического и культурного сотрудничества между вузами, возможность студенческих обменов и проведения совместных исследований.

Международная партнерская неделя в ВШЭ: открылось представительство Университета Ка’ Фоскари в Венеции

В Вышке проходит Международная партнерская неделя. В ней принимают участие более 30 зарубежных университетов, сотрудничающих с НИУ ВШЭ. Одним из событий недели стало открытие в Вышке информационного стенда Университета Ка’ Фоскари в Венеции.

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.