• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Уровень коллективизма и потенциал взаимопомощи в университетской среде очень высоки»

«Уровень коллективизма и потенциал взаимопомощи в университетской среде очень высоки»

© ТАСС / Александр Щербак

Высшей школе экономики оказалось легче адаптироваться к сложившейся эпидемиологической ситуации и организовать переход на онлайн-обучение, чем многим другим вузам. На пресс-конференции в ТАСС 25 марта ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал об особенностях этого перехода и сделал прогноз развития образования в ближайшей перспективе.

На четверку с плюсом

Задача массового и очень быстрого выхода всех студентов и школьников в онлайн беспрецедентна для России, но не уникальна, отметил ректор ВШЭ. Такие процессы сейчас происходят во всем мире, число обучающихся, затронутых ими, приближается к миллиарду, что является колоссальным вызовом для системы образования. Школы и вузы во многих странах закрываются, дистанционное обучение начинается с нуля, и период обучения онлайн, по прогнозам коллег из других стран, продлится до полутора месяцев.

Российская система образования достойно встретила этот вызов: вузам можно поставить твердую четверку или даже четверку с плюсом

Быстрее и лучше нас действуют только КНР и еще несколько стран Юго-Восточной Азии. Лишь 14% российских вузов испытывают серьезные трудности, в том числе с мощностью канала для общения со студентами. В целом «процесс пошел» у кого-то лучше, у кого-то хуже.

Предыдущий опыт

Высшая школа экономики смогла воспринять новую реальность легче, чем многие другие вузы. Ректор рассказал, что в университете число обращений на «красную кнопку» – университетский сервис, фиксирующий проблемы студентов и сотрудников, – не увеличилось, что оказалось неожиданностью для администрации. Это во многом обусловлено предыдущим опытом работы.

Процесс дистанционного обучения в ВШЭ
© Высшая школа экономики/ Даниил Прокофьев

Еще в октябре 2018 года было принято решение о полном переводе традиционных лекций в онлайн-формат, и прослушивание таких лекций стало предварительным условием общения студентов с преподавателем, гарантией того, что они освоят его курс более продуктивно.

В феврале этого года Вышка запустила магистерскую программу Master of Data Science на английском языке, набрав студентов со всего мира, и это первый в России опыт реализации магистерской программы онлайн, в США таких программ порядка десяти. На платформе Coursera на курсы Вышки подписаны более 2 млн человек, из них больше половины изучают курсы факультета компьютерных наук.

Несмотря на это, одномоментный перевод всех студентов в дистанционный формат рассматривался в Вышке как серьезный вызов. Решение об этом приняли 16 марта и сразу же внесли изменения в индивидуальные учебные планы студентов.

Учебный процесс и экзамены

Уже сложившиеся группы студентов продолжают заниматься в чатах, используют MS Teams, Zoom и аналогичные российские технологии. Это полное повторение обычного образовательного процесса, что, по мнению Ярослава Кузьминова, наиболее ценно. Студенты и преподаватели общаются в синхронном режиме, видят друг друга, и это важно для самодисциплины обучающихся. Все синхронные занятия планируются в расписании (лишь 20% которого составляют асинхронные занятия).

14% курсов по решению руководителей образовательных программ будут замещены массовыми онлайн-курсами Coursera и Национальной платформы открытого образования. Порядка 500 онлайн-курсов использовалось в учебном процессе НИУ ВШЭ и до нынешних событий, сейчас их количество возрастет.

Вышка использует не только свои курсы, но и разработки других российских вузов, а также около 300 англоязычных курсов ведущих британских и американских университетов

Примерно 1% курсов перенесен на следующий учебный год. Ярослав Кузьминов пояснил, что это актуально в основном для физиков, химиков, биологов, которые не могут проводить практикумы дистанционно. Это касается и практических работ в Школе дизайна.

Онлайн-лекция в ВШЭ
© Высшая школа экономики/ Даниил Прокофьев

Студенты ВШЭ сдают четыре сессии в год, 23 марта должны были начаться очередные экзамены (сессия третьего модуля), но было решено перенести их на лето. К тому моменту появится возможность провести экзамены в удаленном режиме. Нормативные решения сейчас отрабатываются с Минобрнауки России, к тому же университету необходимо существенно расширить соглашения с фирмами – поставщиками услуг прокторинга. Удаленные экзамены невозможно проводить без строгой идентификации личности, проверки честности, и теперь эта технология, которая уже используется на онлайн-курсах Вышки, будут применяться очень широко.

Уехать или остаться?

ВШЭ материально поддерживает студентов, которые уезжают домой, но не принуждает покидать общежития тех, кто не хочет этого делать.

«Я специально обратился к студентам, предложил им подумать, не получится ли так, что, вернувшись домой, они будут жить с престарелыми родственниками, с теми, у кого есть хронические заболевания. Главное сейчас – сохранить жизнь и здоровье коллег, родственников, граждан пожилого возраста. Ответственное поведение, наверное, состоит именно в этом», – заключил ректор ВШЭ.

Доля выехавших из общежитий Вышки аналогична средней по стране – 47%, и доля россиян больше, чем иностранцев (основная причина в последнем случае – прекращение авиасообщения). «Часто говорили, что студенты начнут пить-гулять, и надо их удерживать, – пояснил ректор ВШЭ. – Но мы не видим, чтобы студенты занимались чем-то асоциальным, напротив – после объявления о переходе в онлайн резко выросло снизу студенческое волонтерство».

Цифровые волонтеры (студенты факультета компьютерных наук, МИЭМ, других факультетов) помогают переходить на цифровые инструменты тем 20% преподавателей, у которых нет подобного опыта. Социальные волонтеры помогают нуждающимся в помощи и дополнительной социальной защите жителям Москвы – доставляют продукты и лекарства, организуют онлайн-связь с внешним миром.

Волонтерские программы стали популярны и в других университетах. «Это показывает, что наши студенты – хорошие люди, - заключил Ярослав Кузьминов. – Уровень коллективизма и потенциал взаимопомощи в университетской среде очень высоки».

Обязательства сохраняются

Вузы продолжают оказывать весь комплекс образовательных услуг, который был запланирован ранее, и это, считает ректор ВШЭ, «справедливо с точки зрения права, экономики, здравого смысла».

Что касается платы за обучение, то никаких пересчетов ни в большую, ни в меньшую сторону, по мнению Ярослава Кузьминова, быть не должно. Как показывают результаты финансового мониторинга вузов, при переходе в дистанционный формат рост расходов составляет от 8 до 15 процентов. При этом прежние обязательства не сокращаются, никого из сотрудников не переводят на сокращенный рабочий день, и университет не имеет юридических оснований для расторжения отношений, например, с провайдером электричества, даже если аудитории пустуют.

Напротив, вузы ставят вопрос о повышении оплаты труда коллег, которые остаются на рабочих местах, подвергаясь дополнительному риску.

Как изменится образование?

По мнению Ярослава Кузьминова, ключевым результатом работы, которую организуют вузы сейчас, станет снятие психологического недоверия к онлайн-обучению. Большинство тех, кто его отрицает, не имеют опыта обучения или преподавания в онлайн, а теперь этот опыт приобретут практически все студенты и преподаватели.

Будет создана национальная система прокторинга, благодаря которой контрольные испытания онлайн станут реальными и достоверными.

Очевидно, уже через год в образовательных материалах будет массово применяться искусственный интеллект. Речь идет о рутинных операциях – выдаче и проверке домашнего задания, составлении различных отчетов, которые, например, у школьных учителей занимают 35% рабочего времени и окрашивают креативную работу флером обязательности и уныния. «У вузовских преподавателей рутинных задач меньше, но и их решение должно быть передано роботам», – заключил ректор ВШЭ.