• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ярослав Кузьминов: по мере развития цифровой реальности мы стали все больше сталкиваться с несвободой

Ярослав Кузьминов: по мере развития цифровой реальности мы стали все больше сталкиваться с несвободой

© iStock

Сегодня необходима согласованная повестка, чтобы понять, как сформировать комфортную, безопасную, технологическую среду и как сделать последствия быстрого развития цифровых технологий прогнозируемыми и управляемыми. Об этом заявил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в ходе Всероссийской научной онлайн-конференции «Этико-правовые проблемы цифровой трансформации: от конфликта к гармонии?».

Конференция по этико-правовым проблемы цифровой трансформации состоялась 27 ноября 2020 года в онлайн-формате, ее организатором выступил Институт права цифровой среды НИУ ВШЭ. Глобальная цифровая трансформация затрагивает практически все сферы жизнедеятельности человека, ставит перед человечеством ряд вызовов и вопросов не столько экономического, сколько этико-правового характера. Организаторы конференции надеются инициировать широкую дискуссию о том, можем ли мы создать такой мир будущего, который будет отвечать нашим представлениям о справедливости и морали, в котором коллективными усилиями люди смогут избежать глубоких социальных конфликтов.

Открывая конференцию, Руслан Ибрагимов, директор Института права цифровой среды НИУ ВШЭ, отметил, что сегодня в эпоху цифровой трансформации, в отличие от прошлых периодов истории человечества, практически нет времени на то, чтобы выработать теорию и этические принципы, которые потом найдут свое отражение в праве. «Нам, по сути, нужно, говоря о реформах в правовом регулировании, сразу же решать и философско-этические аспекты», – отметил он.

Руслан Ибрагимов
© Высшая школа экономики

Вопросы перехода к новому технологическому укладу всегда порождают целый ряд проблем поведенческой культуры, не напрасно в названии сегодняшней конференции есть слово «гармония», сказал ректор НИУ ВШЭ, обращаясь к участникам конференции. Очевидно, что сегодня мы сталкиваемся с новыми конфликтными зонами, когда устанавливающиеся новые порядки сталкиваются с представлением о свободе и правах. Необходимо фиксироваться на тех вопросах, которые новые цифровые феномены ставят перед регуляторами человеческого поведения, перед каждым из нас. Он привел в пример протесты, охватившие в этом году США: «Если мы взглянем на эти события поглубже, то увидим, что в основе некоторых требований протестующих лежит бунт против технологий, страх за свою безопасность, конфиденциальность персональных данных, за право на неприкосновенность личной жизни, которое из защищенного в их представлении вдруг становится незащищенным».

Часто для людей, профессионально не погруженных в технологии, они представляются черным ящиком, или становятся чем-то вроде предмета каргокульта для туземцев. А непонятное «вызывает у нас чувство недоверия, мы не понимаем, что там внутри». Чувство дискомфорта усиливает запрос на безопасность и защиту, а также ставит запрос на этические требования к техническому развитию.

Ярослав Кузьминов отметил, что «наши европейские коллеги не первый год обсуждают преобладание гуманитарного аспекта над собственно техническими задачами». И нужно иметь для этих гуманитарных и социальных исследований согласованную повестку. Повестка может быть предложена такая: как сформировать комфортную, безопасную, справедливую технологическую среду; как сделать последствия быстрого развития цифровых технологий понятными, прогнозируемыми и управляемыми. Надо понимать при этом, что понятие управляемости, регулируемости тоже меняются с каждой эпохой, и многие могут сказать, что здесь нужен новый общественный консенсус.

Вся эта ситуация оказывает активное давление на наше восприятие государства и права. Мы традиционно представляем их как нечто монолитное, устойчивое, данное нам извне, а не то, что мы формируем. Это представление сегодня находится под серьезным ударом

Сегодня процессы появления технологических инноваций и формирование правового регулирования идут практически параллельно, без накопления опыта правовых отношений. Общественное сопротивление сейчас бывает настолько консолидированным, что становится невозможно обеспечить законодательное регулированием на базе практики 10-15-летней давности. «Гибкость права – это потребность сегодня для всего мира», считает ректор Вышки. У России в этом смысле примерно с 1985 года накоплен большой опыт жизни в условиях постоянно меняющихся институтов.

Отвечая на вопрос в чате, на каких ценностях нам предстоит принимать решения, каковы перспективы soft law в России и в какой степени парадигма необязательного права может решить проблемы в современном обществе, Ярослав Кузьминов заметил, что в условиях очень быстрых изменений роль мягкого права имеет на порядок большее значение, чем пятьдесят лет назад.

«Мы видим, каким образом это работает в общественных отношениях. Пока крутятся медленные шестеренки правосудия, медиа выносят свой приговор. Посмотрите, что происходит в США – каким образом сработали механизмы медийного остракизма. Посмотрите, каким образом в России работает остракизм через соцсети, как формируется некая общая позиция по какому-либо вопросу», – сказал он.

Ярослав Кузьминов
© Высшая школа экономики

По его мнению, сегодня зона доверительного поведения человека огромными темпами расширяется. Например, поколение Z, с одной стороны, очень талантливое, умное, с другой – это люди, которые берут информацию с Google, зачастую, не проверяя ее. При этом зона рационального выбора резко сужается.

Ярослав Кузьминов называет очень важной еще одну тему: «по мере развития цифровой реальности мы стали все больше сталкиваться с несвободой». В цифровом обществе человеку начинают что-то навязывать, а в «условиях ограниченности наших вычислительных возможностей, возможностей переваривать информацию, на основании чего мы должны совершать выбор?». В этом отношении роль ценностей, этики как внутреннего регулятора поведения резко возрастает. Именно мораль, «основанная на внутренних императивах, не на внешней силе государства, а на собственной культуре и на ожидании реакции на свое поведение людей, с которыми ты хочешь взаимодействовать», станет основой для выбора.

Механизмы социального остракизма, поддержки или неподдержки, опасение реакции «фэйсбука», – вот новые примеры регулирования. По мнению Ярослава Кузьминова, они в большой степени замещают функцию права. Поэтому не напрасно, полагает ректор, на конференции собрались, в том числе, уважаемые философы, специалисты по этике, юристы для того, чтобы совместно обсудить новую реальность.  

С докладами на конференции выступили Арсений Майоров, исследователь Института права цифровой среды НИУ ВШЭ, Анастасия Углева, руководитель Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ, Антон Иванов, научный руководитель факультета права НИУ ВШЭ, и многие другие эксперты. Вадим Виноградов, декан факультета права НИУ ВШЭ, рассказал о вызовах юридической профессии. К ним он, в частности, относит масштабную цифровизацию юридической деятельности, которая ставит под удар традиционные взгляды на профессию юриста. Он полагает, что сегодня необходим содержательный пересмотр образовательных программ и методик обучения. Вадим Виноградов также рассказал о проектах факультета права: лаборатории технологий в юриспруденции, юридической клиники нового типа (модель юридической фирмы внутри вуза, ориентированная на предпринимателей), магистерской программе «цифровое право», а также о будущих цифровых треках в бакалавриате и цифровых элементах в научных проектах. 

Посмотреть трансляцию конференции можно здесь.