• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Никита Анисимов: необходимо трансформировать математическое образование, чтобы оно отвечало требованиям цифровой эпохи

Никита Анисимов: необходимо трансформировать математическое образование, чтобы оно отвечало требованиям цифровой эпохи

© Высшая школа экономики

15 августа в образовательном центре «Сириус» стартовал Всероссийский съезд учителей математики. В его работе приняли участие руководители ВШЭ, МГУ, МФТИ и других университетов, ученые и педагоги, представители госорганов. Ректор Вышки Никита Анисимов назвал разделы математики, которым, по его мнению, необходимо придать большее значение в школьной программе, а также рассказал об инициативах ВШЭ по трансформации математического образования.

Открыли съезд руководитель Фонда «Талант и успех» Елена Шмелева, помощник президента РФ Андрей Фурсенко, заместитель министра просвещения России Анастасия Зырянова, президент Ассоциации учителей математики, директор лицея «Вторая школа» Михаил Случ и ректор МГУ Виктор Садовничий. Министр просвещения России Сергей Кравцов выступил со специальным докладом и ответил на вопросы участников съезда.

Никита Анисимов

Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов принял участие в работе пленарной сессии и круглого стола «Школьная математика и математическая наука как основа развития цифровой экономики и успешной жизни человека в современном мире». Он начал свое выступление с поздравления учителей математики на латинском языке, вызвав аплодисменты аудитории. Он подчеркнул, что математика вне зависимости от времени и языка живет и развивается.

Меняются языки, меняются времена и государства, но математика звучит одинаково. Однако в ней меняются смыслы, она живет и развивается

Никита Анисимов назвал съезд важным событием, поскольку его участники формулируют цели всего школьного и высшего образования.

Он процитировал резолюции двух отечественных съездов учителей математики, прошедших в 1911 и 2010 годах, показав, что они во многом совпадают: задача — улучшить усвоение предмета и развивать логику. «С разницей в сто лет мы говорим об одном и том же — математика должна быть более жизненной», — подчеркнул ректор ВШЭ. Никита Анисимов рассказал о преемственности в семье — его бабушка была учителем математики в подмосковной школе. А ранее, в ходе круглого стола съезда, он говорил о том, что его дети занимаются в математической школе. Реформа преподавания этого предмета сложна и для педагогов, и для учеников. «Надо смотреть, насколько реформа математического образования соответствует времени», — сказал Никита Анисимов.

Значение математики в образовании и жизни растет, уверен ректор ВШЭ. Ее знание требуется в доказательной медицине и эволюционной биологии. С ее помощью психологи изучают когнитивные процессы, а лингвисты и историки создают языковые карты. Наконец, без знакомства с математическим аппаратом человек не может критически оценивать данные и принимать правильные решения.

«Математика стала ближе по контексту с другими дисциплинами, растет число профессий, где человек должен не только знать ключевые принципы математики, но и должен уметь считать руками», — убежден ректор Вышки. 

Ключевой вопрос, который требует обсуждения, он сформулировал так: успевает ли содержание математического образования трансформироваться с учетом требований времени? Математика необходима не только как важный рабочий инструмент для многих профессий, но, «в первую очередь, как язык, понимание которого требуется для принятия ежедневных базовых решений и восприятия информационной повестки». Математика может научить работать с моделями и данными. Никита Анисимов рассказал, что с помощью уникальной системы анализа больших данных iFORA, разработанной в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, можно автоматически анализировать более 450 миллионов документов.

© Высшая школа экономики

Степень проникновения математики в ключевые дисциплины и направления научной деятельности постоянно растет. Например, психологи моделируют когнитивные процессы, лингвисты и историки используют математические методы для создания языковых карт и анализа языковой конвергенции, создания онлайн-переводчиков и даже определения авторства текста, а изучение финансовых рынков невозможно без построения вероятностных моделей разной степени сложности. Математические методы вошли в спортивную аналитику и даже стали ключевым инструментом планирования спортивных соревнований.

«Важно, что за последние 20–30 лет очень изменилась не только степень вовлеченности математики в сферы нашей жизни, но и то, какие именно математические методы и навыки наиболее востребованы», — говорит ректор ВШЭ. Как показывает результат анализа, проведенного с использованием iFORA, работа с базами данных, анализ больших данных, машинное обучение стали ключевыми приоритетами STEM-профессий (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Это справедливо и в отношении подавляющего большинства направлений и науки, и бизнеса. Сегодня очевидно, что добиться успеха нельзя ни в одной из сфер деятельности без понимания методов работы с большими данными.

Он уверен, что поверхностное преподавание математики ученикам гуманитарных классов неверно, оно может привести к их будущей академической неуспешности.

Математика — основа общества будущего, мы не должны лишить наших детей математики  

Важнейший вопрос — на чем нужно сделать акценты в математическом образовании с учетом требований нового времени, цифровой экономики? Он назвал разделы математики, которым, по его мнению, необходимо придать большее значение в школьной программе. Это теория вероятностей (цель — сделать ее более «жизненной», показать школьникам связь с задачами из разных областей), линейная алгебра (работа с матрицами и векторами), статистика. «Эти разделы и элементы критично важно переместить с периферии в центр содержания математики в школе», — уверен ректор Вышки. Если этого не сделать, то мы отстанем от стран-конкурентов, добавил он.

Никита Анисимов напомнил, что многие страны уже прошли через процесс трансформации программ изучения математики для ответа на запросы цифровой экономики, и Россия тоже должна это сделать, причем — очень динамично. Он назвал еще одну актуальную задачу — учить математике не только лучших. Необходимо обеспечить каждого выпускника школы базовыми математическими знаниями и навыками их применения.   

Ректор также рассказал о развитии математической науки в НИУ ВШЭ, назвав университет одним из лучших математических вузов. Он отметил, что математика — одно из приоритетных направлений в Вышке, которое представлено во всех кампусах университета. На математику поступают одни из самых талантливых детей в стране, о выпускниках ВШЭ можно говорить как о выдающихся профессионалах. Он привел в пример Анастасию Матвееву, номинанта рейтинга самых перспективных молодых россиян «30 до 30» журнала Forbes в категории «Наука и технологии». Анастасия окончила факультет математики ВШЭ, сейчас — аспирант Политехнического университета Каталонии.

Студентка магистерской программы «Математика и математическая физика» Анастасия Матвеева и студент бакалаврской программы «Математика» Петр Огарок

Традиционно Вышка много делает для школьного образования: программы бакалавриата и магистратуры совместно с Центром педагогического мастерства, широкий спектр программ повышения квалификации для преподавателей математики. Никита Анисимов отметил аспирантуру по образованию, одна из приоритетных задач которой — осмысление практических находок лучших учителей математики. Вышкинская олимпиада «Высшая проба» по математике — олимпиада первого уровня в перечне РСОШ, в 2020–2021 годах в ней приняли участие почти 15 тыс. человек.   

«Мы в Вышке, исключительно высоко оценивая роль математики в современной жизни и понимая необходимость содержательной трансформации математического образования, приняли решение выступить с тремя инициативами», — заявил ректор. Во-первых, ВШЭ объявляет грантовый конкурс для учителей математики на лучшие методические разработки в области обучения в школе теории вероятности, статистике и линейной алгебре. Кроме того, в Вышке приняли решение создать на базе партнерства нескольких ключевых подразделений университета Лабораторию математического образования, которая будет аккумулировать и анализировать опыт и лучшие практики учителей математики. И, конечно, поскольку математика нуждается в широкой популяризации, специалисты Вышки вместе с партнерами университета возьмут на себя разработку онлайн-курса (дополнительного) для всех школьников, начиная с 7 класса «Математика для нематематиков». Ректор пригласил всех присутствующих поддержать данные инициативы и включиться в их реализацию.

«Не для школы, а для жизни мы учимся — это девиз Высшей школы экономики», — напомнил ректор.

Помимо ректора Вышки в работе съезда также принимают участие декан факультета математики ВШЭ Александра Скрипченко, научный руководитель Международной лаборатории теории представлений и математической физики ВШЭ — Сколтех Андрей Окуньков и другие представители НИУ ВШЭ. Форум завершит свою работу 18 августа.

Вам также может быть интересно:

Россия старается сохранить свое преимущество в математическом образовании

25 марта на семинаре Института образования ВШЭ была представлена Концепция развития математического образования в РФ, утвержденная Правительством России в декабре 2013 года. С докладом выступил координатор группы разработчиков концепции, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов.

«Математическое сообщество России — очень сплоченное»

Алексей Городенцев, заместитель декана по науке факультета математики ГУ-ВШЭ, рассказывает о победе проекта, выдвинутого факультетом на конкурсе Федеральной целевой программы «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области математики».