• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа кросс-культурного менеджмента

«Менеджмент на развивающихся рынках: тенденции и стратегии» — такой была тема международной летней школы, проводившейся на факультете менеджмента ВШЭ. О работе школы рассказывают ее организатор, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента Ирина Волкова, а также ее участники.

Ирина Волкова
Ирина Волкова
— Ирина Олеговна, как отмечалось еще в анонсе летней школы, она проводится в не совсем привычном формате. Что под этим имелось в виду, кроме того, что рабочим языком школы был английский?

— Организуя эту летнюю школу, мы решили использовать формат, хорошо знакомый нашим коллегам из зарубежных школ бизнеса и менеджмента. Такие школы проводят все наши основные университеты-партнеры. Поскольку наша школа была ориентирована как на студентов зарубежных магистратур и старших курсов бакалавриата, так и на студентов нашей собственной магистратуры, то и назначение школы было двойное. Приезжающим в Россию зарубежным студентам она дала возможность погрузиться в культурную и экономическую среду принимающей страны, собрать материал для будущей диссертации и одновременно принять участие в тренинге с индивидуальными и групповыми заданиями, защитой проектов, оценками и кредитами.

Для российских студентов школа была фактически серией так называемых case research. Кроме того, они могли приобрести очень ценный для менеджеров опыт совместной аналитической работы в интернациональных командах. Именно этот — интернациональный, кросс-культурный аспект — главный в работе школы. Учебный процесс был построен в основном на результатах исследований, ведущихся на факультете, а не на базовых учебных программах. При отборе студентов мы также отдавали предпочтение участникам, имеющим опыт соответствующих исследований.

— Насколько востребован подобный формат школ? В чем заключаются его преимущества?

— Для Вышки наша школа нетипична. Это не научный семинар, а, скорее, исследовательский тренинг для ее участников. Мы не ставили задачу собрать научных работников, поэтому результат работы школы надо оценивать не в сформулированных концепциях или предложенных моделях, а в приобретенных участниками опыте и компетенциях. Я бы выделила два основных преимущества нашей школы. Во-первых, в ней участвуют интереснейшие лекторы-исследователи. Во-вторых, на ней разбираются совершенно практические кейсы, представленные инсайдерами — владельцами и ведущими сотрудниками компаний.

— Сколько участников, преподавателей и экспертов приехало на школу?

— Могу назвать даже точные цифры. В школе участвовали 15 студентов, 16 преподавателей и исследователей и представители 5 компаний, работающих на развивающихся рынках. В плане географического охвата нам удалось «задействовать» четыре страны — Россию, США, Украину и Молдову. Что касается Вышки, то она была представлена студентами и сотрудниками двух кампусов — московского и нижегородского.

— Если оттолкнуться от самого названия летней школы, были ли кем-то из докладчиков сформулированы особенности менеджмента в российских условиях?

— Вы употребили характерный термин — «докладчики». Как таковых, докладчиков на школе не было. Были наши ведущие профессора и исследователи, которые выступали, прежде всего, в роли организаторов совместной работы участников из четырех стран. Они, разумеется, говорили об особенностях маркетинга, подбора и стимулирования персонала в российских компаниях, основываясь на материалах собственных исследований. Были представители бизнеса, которые делились своим практическим опытом отечественного менеджмента. Какие рынки можно считать развитыми, а какие — развивающимися, как действовать на них, — все это интереснейшие вопросы, ответы на которые дают исследования, в том числе проводимые на нашем факультете и представленные на летней школе.

— С кем вам как организатору труднее и интереснее было работать на школе — с российскими или иностранными участниками? Нашли ли они между собой общий язык?

— Пожалуй, в равной степени было непросто и с одними, и с другими. Понять проблему компании из чужой страны, собрать информацию, разработать варианты действий, принять совместное решение людям разных культур и языков — нелегкое дело. Но это и есть современный бизнес.

 

Своими впечатлениями о школе делятся и ее участники.

 

Андреас Эддисон, Университет Ричмонда (США):

— Программа летней школы была очень интересной и полезной, она представляла структурированный взгляд на русский бизнес, сопровождая его примерами практик управления и методов ведения бизнеса. Думаю, что благодаря услышанному мне удалось в полной мере сформировать понимание условий и принципов функционирования бизнеса в России. Я испытывал серьезные трудности при использовании тех знаний и результатов исследований, которые я получил в США, применительно к развивающимся рынкам. Эти попытки не всегда были успешны, но в плане приобретения новых знаний и компетенций это было чрезвычайно полезно. Не менее полезным и интересным был и кросс-культурный опыт обучения.

 

Евгений Цаплин, студент 2-го курса магистерской программы «Маркетинговые коммуникации» факультета менеджмента ВШЭ:

— Мне, да и, наверное, всем остальным участникам, летняя школа помогла лучше понять специфику развивающихся рынков и механизмов взаимодействия с иностранными партнерами. Несомненным преимуществом школы было то, что все занятия носили практический характер — мы решали кейсы, предоставленные сотрудниками успешных компаний. Фактически это был benchmarkingи best practice. Для меня как для руководителя организации это ценный опыт, который я буду использовать в бизнесе. Я очень рад, что в школе участвовали студенты из разных стран. Было интересно познакомиться с новыми людьми, обменяться знаниями и взглядами на мировые экономические, политические и социальные процессы. Программа была построена настолько эффективно, что материал легко усваивался. А вторая неделя летней школы проходила в Истре, и там нас ждали не только занятия, но и отличная вечерняя программа. Мы организовывали пикники, играли в футбол, – и все это на берегу Истринского водохранилища. Так что время, проведенное в летней школе, – это время, проведенное с пользой и удовольствием.

 

Игорь Стадник, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Ярослав Кузьминов и Александр Беглов открыли в Санкт-Петербурге «Горизонты возможностей»

30 января в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург стартовала образовательная программа «Горизонты возможностей» для победителей кадрового конкурса «Мой город — мои возможности». Перенять опыт ведущих экспертов Вышки и использовать его на благо Петербурга смогут сто молодых перспективных управленцев.

Авиакомпании в ответе. Одни авиакомпании заботятся о правах меньшинств, другие выживают

Авиакомпании по-разному добиваются лояльности пассажиров. Одни покупают учебники школьникам из бедных семей, другие переходят на биотопливо (а третьи вообще не берут на себя лишних обязательств). Социальная политика авиаперевозчиков во многом зависит от региона базирования, считает эксперт ВШЭ Наталия Гончарова. На основе ее исследования редакция IQ.HSE поделила мировые авиакомпании на семь типажей.

«Если мы не созидаем и не развиваемся, мы неизбежно деградируем»

ВШЭ предлагает абитуриентам большое количество магистерских программ по управлению и развитию бизнеса. О том, какими должны быть современные менеджеры и инноваторы, рассказывает заведующий лабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Джонатан Линтон.

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Бизнес на личностях

Как качества топ-менеджеров влияют на стоимость компаний.