• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ТРАНСЛЯЦИЯ ОТМЕНЯЕТСЯ

ПОИСК. Еженедельная газета научного сообщества. 2008. № 15. 11 апреля

Круглый стол на тему "Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях" стал завершающим мероприятием Международной апрельской конференции ГУ-ВШЭ

Круглый стол на тему "Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях" стал завершающим мероприятием Международной конференции "Модернизация экономики и глобализация", проходившей в ГУ-ВШЭ. В зале был аншлаг. Кроме участников конференции здесь собрались практически все разработчики новой образовательной политики.

Все - в бакалавры

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов представил новую модель образования, которая радикально отличается от той системы, что существует сегодня, - начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим. Кроме специалистов Высшей школы экономики в разработке Модели-2020 участвовали представители Минобрнауки, Московской школы управления "Сколково", а также Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Авторы проекта спрогнозировали ситуацию в образовании, используя методологию форсайта. Она состоит в обобщении разрозненно существующих экспертных позиций и дает возможность увидеть проблему с разных, в том числе и взаимоисключающих, точек зрения. Метод форсайта добавляет в картину возможных значений конкретные значения, которые, по мнению экспертов, с наибольшей вероятностью могут быть выбраны группами, определяющими политику. Разработчики новой модели образования исходили из того, что к 2020 году в России будет создана инновационная экономика. Поэтому появится принципиально новая система подготовки кадров.

Главное отличие новой модели от традиционной системы - необходимость получения образования в течение всей жизни. Поэтому оно изначально понимается как незавершенное. Сама суть его тоже меняется - это не усвоение и накопление знаний, а их постоянный поиск и обновление. В результате вместо общего стандарта появятся разнообразные учебные модули (программы). Это позволит взрослому человеку самому выбирать для себя необходимые образовательные услуги, а не получать то, что навязано вузом, педагогом или государством. Задача государства в этом случае - обеспечить предоставление обществу учебными заведениями полной и достоверной информации о себе, а также отслеживать результаты их деятельности.

Еще одно принципиальное отличие новой модели - массовый бакалавриат. С одной стороны, он должен стать фундаментом для магистратуры, с другой - базой для получения в течение всей жизни "гибкого" образования.

В новой модели образования радикально меняется образ преподавателя. Из привычного ныне "транслятора знаний" он превращается в исследователя, консультанта, воспитателя, руководителя проектов. Ярослав Кузьминов подчеркнул, что, хотя сегодня ряд ректоров выступает за "закрепление" преподавателя в вузе и отмену совместительства, в России уже наблюдается тенденция к появлению нового рынка труда преподавателей. И далее будет расти доля совместителей в вузах, пришедших из других интеллектуальных сфер - науки, бизнеса, СМИ, госуправления и т.д.

К "открытым" компетенциям

Как же будет выглядеть система образования в 2020 году в представлении разработчиков этой модели? Основными структурными элементами ее будут университеты (академии, институты), колледжи и центры квалификаций. Среди них - 40-50 крупнейших федеральных исследовательских университетов. Их функция - обеспечивать конкурентоспособность российской науки и образования на мировом уровне. Еще 100-150 крупных вузов регионального и межрегионального значения займутся подготовкой кадров для субъектов РФ. Остальные вузы станут "массовыми" и будут выпускать, главным образом, бакалавров.

Еще одна ступень системы образования недалекого будущего - колледжи, реализующие программы технического бакалавриата и модули подготовки по конкретным специальностям. Другие колледжи - с базовыми программами профобразования - войдут в состав университетов. Кроме того, будут действовать центры развития квалификаций (они заменят сегодняшние профессиональные училища). В них можно будет получить конкретные профессии в любом возрасте.

Большое значение придается и новой системе управления вузом. Ректор в новой модели - это профессиональный менеджер (Master of Public Administration), назначаемый Попечительским советом университета, куда войдут учредители, местная власть и коллектив вуза. Что касается финансирования образования, то будущее - за стимулированием конкуренции образовательных учреждений через нормативно-подушевое финансирование.

Ректор "Сколково" Андрей Волков в своем докладе сделал акцент на то, что вуз будущего должен готовить не к специальности, а к типу занятий. По его словам, сегодня базовые знания меняются каждые 2-3 года, поэтому обучение по узкой специальности - это вчерашний день, неизбежен процесс укрупнения специальностей. "Сегодня невозможно спрогнозировать, какие новые компетенции возникнут через 15-20 лет, - подчеркнул он. - Поэтому нужно давать более фундаментальное образование или "открытые" компетенции".

Ребрендинг поможет?

Основная дискуссия развернулась вокруг реформы начального и среднего профессионального образования, которое в его нынешнем виде является скорее "социальным отстойником", нежели формой обучения. По словам Я.Кузьминова, "силовыми" мерами ограничить доступ молодежи в вузы и развернуть ее в направлении ПТУ и техникумов сегодня невозможно. Надо действовать иначе: реформировать систему СПО и НПО - например, давать среднее профессиональное образование в прикладном бакалавриате вузов. Его оппонент Александра Левицкая, заместитель министра экономического развития и торговли, предложила провести ребрендинг слова "ПТУ", но оставить эти учебные заведения в существующей системе образования. По ее мнению, если же перенести НПО и СПО в бакалавриат вузов, то это может девальвировать понятие "университет".Насколько актуальной будет создаваемая сегодня модель в 2020 году?.. Ректор РУДН Владимир Филиппов задал разработчикам каверзный вопрос есть ли данные и расчеты о том, какие именно специалисты будут нужны инновационной российской экономике в 2020 году и сколько конкретно понадобится в это время людей с высшим образованием? Оказалось, таких расчетов нет. Впрочем, Кузьминов весело заметил: "Сколько выпустим, столько и будет!". По его мнению, у выпускников вузов всегда больше шансов устроиться на работу по любой специальности, чем у людей без высшего образования.

Недоумение А.Левицкой вызвали финансовые расчеты разработчиков. Она обратила внимание на то, что в модели предусмотрено значительное увеличение финансирования системы образования. "Но мы не можем предусматривать рост расходов, не понимая, какая будет отдача!" - заметила она. Критически оценили участники дискуссии и отсутствие расчетов по рискам. Директор департамента Минобрнауки Игорь Реморенко сообщил, что в ближайшее время состоятся семинары, на которых будут обсуждаться ключевые позиции предложенной модели.

Специальная секция "Наука и инновации в России в контексте глобальных вызовов" на прошедшей конференции была посвящена вопросам организации науки. С некоторыми докладами, которые на ней прозвучали, мы познакомим вас в ближайших номерах "Поиска".