• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ФГРР Вышки разработал проект новой транспортной схемы Обнинска

Обнинск

Обнинск
Фото: Wikimedia Commons

3 мая в администрации Обнинска состоялся брифинг и презентация проекта разработки транспортной схемы города. Масштабный труд был выполнен сотрудниками Института экономики транспорта и транспортной политики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ.

Глава местной администрации Татьяна Леонова отметила актуальность развития новой маршрутной сети общественного транспорта с учетом обновления автобусного парка и расширения карты маршрутов в новые районы города. Презентацию обновленной маршрутной сети, в которой были учтены предложения, поступившие от жителей города, провел Александр Рыжков, научный сотрудник Центра транспортного планирования НИУ ВШЭ. Сейчас транспорт Обнинска проходит самую масштабную модернизацию за последние десятилетия, подчеркнул он.

Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ объединяет экспертов по транспортному планированию, экономике транспорта и транспортному моделированию. В последние годы Институт участвовал в ряде проектов модернизации и реформирования систем общественного транспорта. Среди них проекты маршрутных сетей Липецка и Нальчика, планы перевозок на период проведения Чемпионата мира по футболу ФИФА ЧМ-2018 в Волгограде и Калининграде, а также планы управления перевозками в рамках модернизации трамвайных систем Липецка, Ярославля и Саратова и предложения по модернизации системы общественного транспорта Норильска в рамках разработки мастер-плана города. Кроме того, специалистами института в разные годы были разработаны транспортные модели Москвы и Московской области, Ярославля, Калининграда, Курска, Липецка, Краснодара, Уфы, Саратова, Волгограда и других городов.

«В 2022 году, когда мы начали работу над проектом, большинство маршрутов обслуживалось частными перевозчиками, — рассказал Александр Рыжков. — На многих маршрутах использовались автобусы малого класса, регулярно наблюдалась перегрузка салонов. Сам транспорт морально и физически устарел — только 16% автобусов частных перевозчиков моложе нормативного срока в 5 лет». По его словам, существующей маршрутной сети Обнинска свойственна конкуренция дублирующих маршрутов, при этом в других районах города транспорт отсутствует. «Нашей целью является адаптация маршрутной сети под использование новых автобусов, — объяснил эксперт. — Мы также стремимся разрешить имеющиеся проблемы: перегруженность автобусов, недостаточное обслуживание ряда районов, необоснованное дублирование маршрутов. Уделяем внимание и инфраструктуре, прорабатывая размещение остановок там, где это будет удобно жителям, и оборудование помещений для отдыха водителей на конечных остановках. Все наши предложения направлены на улучшение качества пассажирских перевозок в городе. Мы подготовили реалистичный план действий по развитию системы пассажирских перевозок на ближайшие годы с учетом местных особенностей города».

В ходе работы использовались различные методы транспортных исследований и транспортного планирования: транспортные обследования, анализ данных валидации билетов и датчиков пассажиропотоков, пространственный анализ, разработка вариантов развития маршрутов сети, транспортное моделирование и анализ обращений местных жителей.

Евгений Михайленко, декан ФГРР ВШЭ

Евгений Михайленко, декан ФГРР ВШЭ

Наш факультет называет себя «факультетом о городе и для города». Научно-промышленные города и, разумеется, Обнинск — первый российский наукоград, для нас особенно интересны. Обнинск должен стать и, по сути дела, уже становится городом, удобным для жизни, или livable city — в современной научной терминологии . Среди главных критериев, определяющий принадлежность города к этому замечательному кластеру, — современный, качественный общественный транспорт. Я уверен, что специалисты Института экономики транспорта и транспортной политики, одного из ведущих в стране центров компетенций в сфере городского общественного транспорта, помогут Обнинску решить эту задачу.

После публикации изначального проекта в декабре 2022 года администрация города провела централизованный сбор предложений граждан. Всего поступило более 120 обращений, в том числе коллективных. После рассмотрения каждого обращения проект был доработан.

В итоге сейчас в части маршрутной сети планируется 100-процентный переход на автобусы большого и среднего класса, на 20% увеличится провозная способность маршрутов. Снизится перегрузка в салонах автобусов, а 5 тысяч человек получат общественный транспорт в пешеходной доступности. Количество маршрутов сократится с 20 до 12, при этом на 7 маршрутах будет обеспечена магистральная частота движения с интервалом 6–10 минут в часы пик. В части инфраструктуры общественного транспорта будут обустроены 44 новых остановочных пункта (2023–2025 годы), 3 новые отстойно-разворотные площадки с пунктами отдыха водителей (2023–2028 годы). Благодаря обновлению маршрутной сети количество поездок увеличится на 800 тысяч в год (с 17,6 до 18,4 млн), стоимость транспортной работы снизится на 15%, объемы бюджетных дотаций сохранятся на существующем уровне.

В брифинге также принимали участие Дмитрий Заемский, советник директора ПТП, Леонид Тюленев, директор муниципального автотранспортного предприятия МП «ОПАТП», Анна Еремина, начальник Управления потребительского рынка, транспорта и связи городской администрации. В команду проекта вошли сотрудники ФГРР и приглашенные эксперты, а также студенты факультета.