• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Гостином дворе покажут стереоскопический фильм о дореволюционной России

Слайд-фильм создан учебной лабораторией 3D-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ совместно с Фондом Сергея Челнокова на основе стереоскопических фотографий российских фотографов, работавших на рубеже XIX–XX веков. Показ состоится 18 октября в рамках выставки «От Belle Époque к революции — история России через стереофотографию 1880–1917 в 3D».

Фильм «Человек со стереофотоаппаратом» впервые объединяет ранее не демонстрировавшиеся фотографии из архивов Сергея Челнокова, Николая Шилова, Петра Постникова, Александра Карзинкина, Петра Второва и Владимира Шухова, запечатлевших жизнь эпохи с разнообразных сторон и подчас при драматических исторических обстоятельствах. «Сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть мир глазами людей, которые жили в то далекое время, — говорит наследник архива Сергея Челнокова Дмитрий Новиков. — Воспроизведение, казалось бы, навсегда утраченных стереоскопических фотографий прошлого стало возможным благодаря современной проекционной 3D-технологии. Фильм передает непосредственный опыт человека, имеющего возможность свидетельствовать и размышлять с помощью стереофотокамеры».

Все фотографии, составляющие фильм, были оцифрованы и смонтированы в единую сюжетную линию — отражение России до 1917 года — в учебной лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики, на них была наложена музыка. Текста в картине нет по принципиальным соображениям, чтобы не мешать эмоциональному восприятию фотографий. Фильм позволит зрителям при помощи специальных очков виртуальной реальности погрузиться в атмосферу дореволюционной России — от прокладки трамвайных путей и полета первых аэропланов до технических чудес Всемирной выставки в Париже, значимые общественные события, например, открытие памятника Гоголю в Москве. Особое место занимают портреты современников, внесших большой  вклад в российскую культуру и науку.

После показа фильма состоится круглый стол на тему «Визуальная история и память», в котором примут участие в том числе преподаватели ВШЭ.

«Пространство самой выставки условно поделено на три зоны, — рассказывает ведущий инженер учебной лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ Алексей Ролич. — Зона с классическими стереоскопами для просмотра «объемных фотографий»; зона демонстрации слайд-фильмов; интерактивная зона, в которой при помощи специального мобильного приложения с использованием дополненной реальности посетители могут просматривать стереофотографии в 3D-шлемах виртуальной реальности (на базе смартфона), или распознавать фотографии на выставке с камеры мобильного устройства и получать всю необходимую информацию о конкретной фотографии. Для удобства посетителей на выставке есть мобильные телефоны для общего пользования и шлемы виртуальной реальности (аналог стереоскопа)».

Мобильное приложение разработал выпускник бакалаврской программы МИЭМ НИУ ВШЭ «Фундаментальная информатика и информационные технологии» Андрей Игнатов. В приложении пользователь может просматривать как одинарные фотографии, так и оригинальные стереопары (если у пользователя есть очки виртуальной реальности), получать информацию о них, а также узнавать о событиях Фонда сохранения фотонаследия им. С.В. Челнокова. Приложение доступно для iOS и Android бесплатно.

Дата проведения выставки: 10 сентября – 9 декабря 2017 года, показ фильма — 18 октября в 19.00.

Место: Выставочный зал Гостиного двора 273, ул. Ильинка, д. 4.

Организаторы: Объединение «Манеж» совместно с НИУ ВШЭ и Фондом сохранения фотонаследия им. С.В. Челнокова при поддержке РИО и Фонда «История Отечества».

Стереофотография на рубеже XIX–XX веков выступала и как форма досуга, и как способ  поиска  новой фотографической выразительности. Это связано с тем, что работать со стереокамерой было гораздо проще, нежели с крупноформатными аппаратами, и стоили они значительно дешевле. Стереофотография стала первым шагом в истории любительской фотографии, позволив перейти от статичных изображений к движущимся объектам, привнеся повседневность в фотографию. За более полувека существования стереофотоаппарата менялись камеры, стереопары снимали на металлические пластины, стекло, печатали на бумаге. Однако главный  принцип оставался неизменен: при создании стереофотографии для каждого глаза необходимо сделать отдельное изображение, сняв изображаемый объект с двух разных точек. Расстояние между точками может варьироваться от 10 до 20 сантиметров. Чтобы воспринять эффект объема, требуется дополнительное бинокулярное устройство для просмотра — стереоскоп. В него вставляется стереопара, и при просмотре каждый глаз видит соответствующее ему изображение, за счет этого и достигается стереоскопический эффект.

Вам также может быть интересно:

Студенты ВШЭ подготовили выставку для UNIQLO RECYCLE

Школа дизайна НИУ ВШЭ и UNIQLO открыли совместную выставку «Новая жизнь старых вещей». Выставка посвящена возможностям новой жизни старых вещей как важнейшему аспекту sustainable fashion («сознательной моды»).

Россия. Символы эпох: 1990-2017

Чаще всего история России, в том числе новейшая, рассматривается сквозь призму политики. О других сторонах жизни вспоминают реже. Идея антиюбилейного проекта сотрудников Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ — посмотреть на историю страны глазами потребителей.

В здании ВШЭ открылась экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Мандельштама

Экспозиция, расположившаяся в здании ВШЭ на Старой Басманной возле Мандельштамовского центра, дает представление обо всех значимых этапах в жизни и творчестве поэта. Здесь можно увидеть фотографии, афиши поэтических вечеров, документы, свидетельствующие об аресте и гибели Мандельштама, почитать отзывы современников о творчестве поэта.

ВШЭ открыла на Хитровской площади экспозицию, посвященную истории этого места

Выставка стала частью проекта «Университет, открытый городу» и приурочена к антиюбилею ВШЭ. Она расскажет москвичам об истории Хитровки и ее окрестностей, а также покажет, как выглядел каждый объект в прошлом.

4 ноября. Три сюжета, объясняющие историю праздника

4 ноября в России празднуют День народного единства. До революции эта дата (22 октября по старому стилю) была православным церковным праздником, посвященным Казанской иконе Богоматери, а с 2005 года день отмечается как государственный праздник. О предыстории праздника, о том, что такое «Осенняя Казанская» и почему День народного единства мог бы праздноваться 1 ноября, рассказывает доцент Школы исторических наук Дмитрий Добровольский. Бонус: карта мест, связанных с событиями того времени, находящихся недалеко от зданий Вышки.

В Школе дизайна научат превращать фотографию из хобби в профессию

Фэшн-фотограф, автор фотопроектов для Google, Porsche, Sony, Audi и куратор нового профиля «Дизайн и фотография» Иван Скориков — о том, чем отличается обладатель популярного Инстаграма от профессионального фотографа, как создать впечатляющее портфолио и познакомиться с будущим работодателем прямо на зачете.

7

лекций уже состоялись в Музее Москвы в рамках цикла «Фотография и культурная память». Завтра, 24 ноября, пройдет восьмая, заключительная лекция «Фотография как средство публичной социологии и гражданского участия: от документирования к провокации».

ВШЭ представляет выставку «Открытие коллекции. Мир русского фотографа Сергея Челнокова» в Музее Москвы

В октябре в Музее Москвы впервые широкой публике будет показана уникальная коллекция фотографий дореволюционной Москвы из архива Сергея Челнокова. Большая часть представленных фотографий выполнена в уникальной для того времени технике «стереопар», которые нужно рассматривать через специальный прибор, чтобы получить объемное изображение. К выставке также приурочен цикл лекций «Фотография и культурная память».

Геополитика как мировоззрение и род занятий

О работах Вадима Цымбурского по изучению места геополитики в общественно-политической мысли России последних трех веков на семинаре в Вышке рассказал философ и публицист Борис Межуев.

Как дворянские дети образовательные траектории выбирали

10 марта на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась необычная тема. Историк Игорь Федюкин, в недавнем прошлом замминистра образования и науки РФ, а ныне директор Центра источниковедения ВШЭ, рассказал, как получали образование российские дворяне в первой половине XVIII века.