• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ожидайте большего и от себя, и от своей страны»

В НИУ ВШЭ с лекцией «Карьера в эпоху трансформации образования и цифровой экономики» по приглашению Школы бизнес-информатики выступил вице-президент компании Microsoft Энтони Салсито. Новостная служба Вышки выделила несколько тезисов его выступления.

Зачем стремиться к большему

Больше двадцати лет назад Билл Гейтс общался с большой группой герлскаутов, рассказывая им о новых компьютерных технологиях. Выслушав главу Microsoft, одна из девочек задала ему исключительно практичный вопрос: как эти новые технологии помогут герлскаутам продавать печенье? (Это традиционный для скаутов способ сбора средств на финансирование других их занятий.) Билл Гейтс ответил: «Есть такая штука, как интернет. Пройдет немного времени, и вы сможете находить покупателей с его помощью».

В начале девяностых такой ответ мог показаться неправдоподобным, но Гейтс оказался прав. Информационные технологии в образовании заставляют поверить, что все возможно. И в школах, и в университетах нужно не довольствоваться малым, а стремиться к большим целям, нужно взращивать творческие навыки учеников, которые в конечном счете позволят изменить этот мир к лучшему.

Поэтому главный совет, который Энтони Салсито дал студентам, — ожидать большего от себя, от своих преподавателей, от своего окружения, от своей страны.

Почему нужно инвестировать в образование и науку

Есть эмпирические свидетельства того, как образование способно полностью изменить и образ жизни, и экономику целых стран. Ямайка и Сингапур почти в одно и то же время получили независимость, но решили распорядиться ею по-разному. Сингапур выбрал долгосрочную стратегию развития образования, Ямайка решила использовать природные ресурсы (ведь они были доступны сразу) и развивать туризм. Сейчас ВВП на душу населения в этих странах различается на порядок.

Другой пример: во время визита в Кению в кабинете местного министра образования Энтони Салсито неожиданно увидел две фотографии южнокорейского Сеула — шестидесятых годов и современного. «Так моя страна выглядит сейчас», — сказала министр, показав на первую фотографию. «А я работаю для того, чтобы сделать ее такой», — добавила она, указав на современный Сеул.

Как люди и рабочие места ищут друг друга

Процесс обучения фундаментально изменился, поскольку изменились способы коммуникации между людьми, да и общество и культура в целом. Изменились также и рабочие места, и требования и ожидания от работников. Процесс найма тоже меняется: не только люди перемещаются, чтобы найти себе работу, но и рабочие места «переезжают» в поисках подходящих сотрудников. А если работник перестал учиться, ему пора менять карьеру.

Технологии трансформируют экономику, и это серьезный вызов и одновременно новые возможности как для развивающихся стран, так и для мировых держав. По оценкам, через пять лет появится 6,2 млн новых рабочих мест в сфере IT. При этом в одной только Европе к 2020 году будет 1,3 млн незаполненных рабочих мест — большинство из них в областях, связанных с облачными технологиями. Образовательные системы разных стран должны как-то восполнить этот пробел.

Чего ждать от университетов

Изменения, происходящие в экономике и образовании, оказывают все большее давление на университеты, ставя под вопрос ценность их дипломов и даже саму цель их существования. Что могут предложить традиционные вузы, когда стремительно развивается онлайн-образование, а бизнес разрабатывает профессиональные стандарты и выдает собственные сертификаты на соответствие им?

Вероятно, университеты придут к тому, что их главной задачей будет не подготовка бакалавров и магистров как таковая, а создание условий, в которых студенты смогут работать над решением насущных проблем: лечение рака, энергосбережение и т.п. Таким образом университетский опыт позволит студентам получить навыки командной, проектной работы не только в стенах вуза, но и за его пределами.

Вам также может быть интересно:

Студенты ВШЭ — участники всемирного финала Microsoft Imagine Cup

Студенты отделения программной инженерии ВШЭ стали победителями российского финала конкурса программных проектов Microsoft Imagine Cup (номинация «Инновации»), прошедшего 6 апреля в Сколково. А в номинации «Игры» победила сборная команда во главе со студенткой ВШЭ Ольгой Ароновой. Теперь они будут представлять Россию во всемирном финале Microsoft Imagine Cup, который состоится в июле.

Летняя школа Microsoft и ВШЭ

18 июля открылась Летняя школа программной инженерии и верификации, организованная Microsoft Research совместно с Высшей школой экономики.

Microsoft: центр инноваций в ГУ-ВШЭ

28 октября Microsoft, мировой лидер в разработке и производстве программного обеспечения, интернет-технологий, открыл в Высшей школе экономики Центр инноваций (Microsoft Innovation Center, MIC), который будет предоставлять студентам вуза и молодым специалистам возможности для разработки инновационных проектов.