• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что чемпионат мира принесет России

В Москве прошла 2-я Международная научная конференция «Экономика футбола», организованная НИУ ВШЭ, РЭШ и Центром стратегических разработок. Одной из наиболее актуальных тем конференции стало влияние ЧМ-2018 на развитие российских регионов, спортивной индустрии и экономики в целом.

Собравшиеся на круглом столе в рамках конференции представители организаторов ЧМ–2018, академические исследователи, руководители футбольных клубов и журналисты обсуждали, каким может быть наследие чемпионата мира в России и что нужно сделать для его эффективного использования.

Качество жизни в регионах

По словам экспертов, влияние чемпионата на экономику страны в целом не нужно переоценивать. Как отметил профессор НИУ ВШЭ и Чикагского университета Константин Сонин, даже многомиллиардные расходы на чемпионат не могут существенно изменить темпы роста экономики, размер которой превышает триллион долларов. Но инвестиции в транспортную и жилищную инфраструктуру в регионах, принимавших матчи чемпионата, должны улучшить качество жизни на местах.

«Семь лет назад мы приезжали в Саранск — там было чистое поле. Сейчас там находится не только стадион, но и целый микрорайон со школами и больницами, — рассказал генеральный директор АНО «Оргкомитет «Россия-2018» Алексей Сорокин. — Приезжали в другой город в другое чистое поле — нам говорили, что там будет аэропорт. И действительно, в Ростове-на-Дону, например, появился современный, роскошный аэропорт. То же самое происходило в Калининграде: приезжали на остров — там не было ничего. Вскоре там рядом со стадионом появятся сотни тысяч метров жилья и офисных помещений».

Как зарабатывать российскому спорту

Если макроэкономический эффект от чемпионата будет не так заметен, то микроэкономический вполне может быть осязаем. Полные стадионы, большое количество женщин и детей на трибунах, шоу не только во время, но и до и после матчей — все это должно показать российским футбольным клубам, как грамотно организовывать спортивные события и привлекать новую аудиторию. Доходы в день матчей, от продажи атрибутики и сезонных абонементов — важная часть бюджета европейских клубов, напомнил Константин Сонин. У российского футбола тоже есть потенциал стать настоящим бизнесом. Многое зависит от того, насколько грамотные в российском футболе менеджеры.

Вице-президент ФК «Спартак» (Москва) Наиль Измайлов рассказал о том, как «Спартак» зарабатывает на своем, построенном на частные деньги, стадионе далеко не только в дни матчей. Стадионная инфраструктура используется для проведения 250-270 мероприятий в год — спортивных, музыкальных, выставочных. Проводить большие концерты в Москве проще, чем в уже упомянутом Саранске, но сделать так, чтобы стадионы не простаивали, вполне реально и там. Это доказывает, например, калининградская «Балтика». Вместе с тем, ее гендиректор Теймураз Лепсая отметил, что части заработков клубы лишают законодательные ограничения. Так, во время чемпионата мира на стадионах была разрешена продажа пива (а это десятки тысяч кружек за матч), но она запрещена на матчах чемпионата России.

Имидж, который дороже денег

Многие месяцы до чемпионата мира общественное мнение склонялось к тому, что Россия не сможет организовать без срывов такое масштабное мероприятие. FIFA приходилось отстаивать свое решение провести здесь чемпионат. По словам председателя оргкомитета «Россия–2018», председателя совета директоров РЭШ Аркадия Дворковича, самым популярным словом в диалогах организаторов с FIFA было «завтра». «Завтра» все должно было быть готово. И оказалось, что всё действительно готово и работает.

«Обратная связь от сборных, участвующих в чемпионате, была чрезвычайно позитивной», — отметил директор по проведению соревнований FIFA Колин Смит. Он рассказал, что в рамках ЧМ было совершено около 200 внутрироссийских авиарейсов, фан-зоны в городах посетили почти 7 млн человек, заполняемость стадионов составила 98% (всего было выпущено 2,7 млн билетов), российские фанаты составили 46% от общего числа болельщиков, а больше всего иностранных болельщиков приехало из США, Германии и Бразилии.

По мнению участников конференции, одним из важнейших результатов чемпионата стала «новая репутация» России, и это обстоятельство даже «важнее, чем рост ВВП». «Образ России стал ближе к реальности, и это создает основу для доверия, открытости и новых международных партнерств», — уверен Аркадий Дворкович.

Вам также может быть интересно:

«Этот опыт будет очень полезен в моем профессиональном и личностном развитии»

Прошедший в России чемпионат мира по футболу дал студентам российских вузов возможность поучаствовать в организации одного из крупнейших международных событий. О своем опыте волонтерства и стажировки на чемпионате и о том, как учеба в Вышке помогает работе в международных командах, рассказывают студентка и выпускник магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций».