• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неравенство и социальный холестерин: как найти баланс в обществе

Неравенство и социальный холестерин: как найти баланс в обществе

© iStock

К чему приводит нарастание неравенства, каков его уровень в отечественном здравоохранении и образовании, как воспринимает неравенство российское общество (спойлер: как излишне высокое и несправедливое) — эти и многие другие вопросы обсудили российские и французские ученые на конференции «Социально-экономическое неравенство и бедность в современном мире: измерения, динамика, перспективы в эпоху неопределенности».

Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», Институт социальной политики ВШЭ совместно с Университетом Люксембурга и Парижским институтом политических исследований при поддержке посольства Франции в России провели в онлайн-формате конференцию «Социально-экономическое неравенство и бедность в современном мире: измерения, динамика, перспективы в эпоху неопределенности».

Лилия Овчарова

«В нашем центре тема неравенства является одной из ключевых. Неравенство — один из глобальных вызовов человечества. Мы надеемся, что наша конференция позволит расширить круг источников и изучать новые темы», — сказала инициатор создания НЦМУ, проректор ВШЭ Лилия Овчарова, открывая дискуссию. В свою очередь советник по науке и технологиям посольства Франции Абдо Малак подчеркнул необходимость продолжения двусторонних научных связей и важность исследования проблем неравенства.

Профессор социологии Университета Люксембурга Луи Шовель представил доклад «Доход против богатства на глобальном уровне: как знание о богатстве меняет будущее потоков доходов». Он напомнил о тезисе американского экономиста Бранко Милановича о неравенстве как социальном холестерине, «хорошая» форма которого стимулирует инвестиции в человеческий капитал, развитие общества и экономики, а «плохая» закупоривает социальные лифты и препятствует преодолению бедности.

Луи Шовель

Он отметил, что понимание богатства отличается в разных слоях общества: малообеспеченные люди считают себя богатыми, когда покрывают элементарные потребности, представители среднего класса — при возможности обеспечения себя недвижимостью, достатком и благополучной старостью. Богатство элиты позволяет ей космический туризм и вложение средств в развитие науки, но одновременно оно представляет опасность, т.к. приводит к чрезмерной поляризации общества.

Накопление нетерпимого неравенства ведет к риску возникновения общественных потрясений, гражданских войн и других катаклизмов. Для его сокращения необходимы значительные усилия. Луи Шовель отметил, что неравенство богатств создает больше проблем, чем разница в доходах, поскольку больше раздражает общество, так как вызывает остановку социальных лифтов.

По расчетам экономистов, коэффициент Джини по богатству более чем в два раза выше, чем по доходам. Повышается риск перехода к резко поляризованному обществу. Растет индекс TWIR, отражающий число лет, за которые большинство населения может достичь богатства 1% элиты. За последние 30 лет он вырос в США с 80 до 200 лет, в Китае — с 60 до 140.

Вопрос богатства стратегический, его рост влияет на увеличение неравенства и может вызвать массовое недовольство

Директор Центра политики в сфере здравоохранения ВШЭ Сергей Шишкин представил доклад «Неравенство в сфере здравоохранения». Исследование о неравенстве в доступе к медицинской помощи в 1994–2017 годах построено на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, опросов населения, проведенных в 2014 и 2017 годах, а также на сведениях об исполнении бюджетов фондов обязательного медицинского страхования (ОМС).

По данным исследования, доля обратившихся за медицинской помощью в случае болезни больше всего зависит от типа населенного пункта: жители столиц и крупных городов идут в поликлинику чаще, чем в малых городах и на селе. При этом существенных различий по социально-демографическим признакам при анализе причин необращения к врачу не обнаружено.

Сергей Шишкин

В стране существенно отличается уровень оплаты, в том числе и неформальной, медицинских услуг. Наивысший уровень отмечается в южных регионах России, где за лечение платят 47% пациентов. Прежде всего это связано с социально-культурными традициями.

Эксперт ВШЭ обратил внимание, что после реформы ОМС сократилось неравенство в доступности медицинской помощи и снизилась разница в расходах региональных бюджетов на здравоохранение на душу населения.

Сергей Шишкин отметил, что неравенство подушевых расходов семей на здравоохранение значительно выше неравенства доходов в целом. Основным фактором неравенства доступа к здравоохранению остается имущественное неравенство. Он полагает, что пандемия могла увеличить разницу в доступе к медицинской помощи.

Заместитель директора Института образования ВШЭ Сергей Малиновский и младший научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Инобра Екатерина Шибанова представили доклад «Региональная дифференциация доступности высшего образования в России».

Докладчики отметили, что высшее образование в России почти наполовину оплачивается за счет домохозяйств. Наша страна стала лидером по охвату третичным образованием, но этот показатель достигнут в основном за счет среднего профессионального образования. По охвату высшим образованием Россия находится на средних позициях, если сравнивать со странами ОЭСР.

Сергей Малиновский

Активная политика государства в области образования привела к сокращению филиальных сетей вузов и заочного образования. Во многих регионах охват высшим образованием не превышает 20% молодых людей соответствующего возраста. Снижение его доступности произошло в отдаленных регионах и на юге страны, но не коснулось центра России, мегаполисов и таких вузовских центров, как Томск и Новосибирск. Сокращение заочных программ затронуло также отдаленные регионы.

Стоимость платного высшего образования по сравнению с доходами населения выросла, тогда как цена платного среднего профессионального образования не изменилась.

По мнению Сергея Малиновского и Екатерины Шибановой, формируется региональный ценз на получение высшего образования. Территория проживания все чаще фильтрует возможность поступления: живущие в селе или малом городе лишились возможности учиться в филиалах, уменьшились возможности заочного образования, а учеба в областных центрах оказывается дорогой из-за расходов на проживание и питание. Докладчики отметили, что повторная экспансия высшего образования может привести к снижению его качества.

Директор Центра стратификационных исследований Института социальной политики ВШЭ Светлана Мареева представила доклад «Неравенство в России и его восприятие населением: вызовы и возможности». По ее мнению, разные оценки неравенства и его восприятия, в том числе оценки его справедливости, позволяют комплексно посмотреть на явление в целом и точнее отвечать на появляющиеся вызовы.

Она отметила, что, исходя из традиционных оценок и расчетов, уровень доходного неравенства в России можно назвать высоким, но не экстремальным. Большинство последних лет бедность в России снижалась, а доходы бедной части населения росли быстрее, чем населения в целом. В общей структуре населения среднедоходные группы составляют большинство, к ним подтягиваются низкодоходные категории, что отражает определенное снижение неравенства. Однако одновременно уменьшается «зона массового благополучия», что ставит под вопрос перспективы российского среднего класса и поддержания уровня жизни людей, имеющих высокий уровень образования и квалификации. Важно также не только сокращение благополучного сектора, но и его неустойчивость.

Светлана Мареева

Если же посмотреть на концентрацию доходов и богатства, Россия оказывается среди мировых лидеров. Монетарное неравенство сочетается с достаточно высоким уровнем немонетарных неравенств. Высокий уровень образования, хорошее здоровье, субъективное благополучие отмечаются лишь у небольшого меньшинства.

Отдельной проблемой Светлана Мареева назвала восприятие неравенства в массовом сознании. Несмотря на снижение бедности, неравенство воспринимается как излишне высокое и несправедливое, эти настроения продолжают доминировать весь постсоветский период развития. При этом они мало отличаются в разных слоях, а запрос на сокращение неравенства адресован прежде всего государству. Она отметила, что это не запрос на уравниловку. Под справедливостью россияне подразумевают в первую очередь неденежные равенства (перед законом, доступ к здравоохранению и образованию и др.).

Есть ли такие границы неравенства, которые позволяют обществу развиваться, как перевести неравенство на меритократические рельсы, чтобы оно способствовало инвестициям населения в человеческий капитал, — это вопросы, на которые нужно искать ответы

В завершение конференции Лилия Овчарова обратила внимание на важность подходов, позволяющих объединить абсолютные показатели и субъективные ощущения бедности и неравенства. «Нам есть что сказать в диагностике, мы будем развивать ее инструменты и подготовим доклад о политике снижения “плохих” неравенств. Важно говорить, что работает на снижение плохого “социального холестерина”», — сказала Овчарова.

Она отметила появление новых неравенств, в частности цифрового, а также важность проведения междисциплинарных исследований, которые позволят получить новые результаты.

Доклады на конференции также представили старший научный сотрудник Центра трудовых исследований ВШЭ Анна Лукьянова, администратор Национального института статистики и экономических исследований Франции Жюльен Бласко, почетный профессор Страсбургского университета Ролан Пфефферкорн и доцент Парижского института политических исследований Жюльен Дамон. В обсуждении приняли участие заместитель директора Института социальной политики ВШЭ Оксана Синявская, заведующий Центром анализа социальных программ и рисков ИСП Сергей Смирнов, заместитель проректора ВШЭ Мария Нагерняк.