• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Испытываю страсть к научному исследованию и ничего не могу с этим поделать»

Институт образования ВШЭ впервые сформировал аспирантский резерв из числа студентов очных магистерских программ. Обучение в магистратуре и аспирантуре для них станет единой траекторией. В этом году в программе участвуют 15 первокурсников и 6 второкурсников, обучающихся по программам «Доказательная образовательная политика» и «Измерения в психологии и образовании».

«Квалифицированного исследователя трудно подготовить за три года, отведенные законом на очную аспирантуру, — говорит директор Департамента образовательных программ Института образования Александр Сидоркин. — Поэтому в соответствии с приказом ректора мы разработали программу аспирантского резерва. Это эффективный способ заблаговременной подготовки будущих аспирантов, аналогичный широко распространенным в зарубежных вузах программам».

С формальной точки зрения, магистерская и аспирантская программа для тех, кто выбрал аспирантский резерв, — раздельные. Человек поступает в магистратуру (по результатам конкурса портфолио или олимпиады для студентов вузов, регистрация на которую в этом году завершается 12 февраля), защищает выпускную работу, после чего сдает вступительные экзамены в аспирантуру, как и положено по закону. Но те магистры, которые твердо решили поступать в аспирантуру, в рамках своих образовательных программ пройдут дополнительную подготовку, что значительно увеличит их шансы на поступление.

Во-первых, такие студенты уже в магистратуре смогут выбрать тему кандидатского исследования, определиться с научным руководителем, для них будут проводиться специальные занятия по методологии научного исследования.

Во-вторых, они будут интенсивно изучать иностранный язык — в обычной магистратуре он не входит в обязательную программу. Поскольку при поступлении в академическую аспирантуру Вышки нужно сдавать международный экзамен по английскому языку в формате IELTS или TOEFL, Институт образования наймет для таких студентов преподавателя за счет своих средств.

Единая программа, где студенты сначала слушают магистерские, а затем аспирантские курсы, — обычная практика в западных странах. Там человек может поступить или в магистратуру, или сразу на пятилетнюю программу «магистратура + аспирантура», которая завершается защитой диссертации PhD, причем магистерский диплом ему просто присылают по почте после двух лет обучения. Российское законодательство такого пока не позволяет, поэтому аспирантский резерв Института образования дает возможность идти в русле мировых трендов с учетом отечественных норм.

Попасть в аспирантский резерв можно как на первом курсе после полугода обучения (студент должен походить на занятия, познакомиться с преподавателями, понять, интересно ли ему заниматься наукой), так и на втором. В этом году для этого достаточно желания студента, впоследствии, возможно, будет проводиться конкурс. Те, кому усложненная программа оказывается не по вкусу или не по зубам, из резерва выбывают. Далеко не каждый магистр готов идти в аспирантуру, ведь дело не только в способностях или уровне подготовки, но и в склонности к исследованиям; это особый стиль жизни, подчеркивает Александр Сидоркин: кому-то он подходит, а кому-то нет.

 

Алексей Барышков, студент 1-го курса магистерской программы «Измерения в психологии и образовании»

Для меня аспирантура Института образования — это возможность, с одной стороны, применить имеющиеся у меня психологические знания к изучению образования, с другой — проводить исследования в области психометрики на уникальной базе, не имеющей аналогов в России. Тема моего диссертационного исследования пока не сформулирована — возможно, буду разрабатывать свой инструмент психометрического анализа на стыке социометрии и анализа социальных представлений или углублюсь в другие исследования образования. Из-за необходимости более точно определить проблематику я и хотел бы быть в аспирантском резерве. Да и вообще это позволит быть в курсе исследований, которые проводятся и в Институте образования, и в образовательной науке в целом.

 

 

Татьяна Пырова, студентка 2-го курса магистерской программы «Доказательная образовательная политика»

Говоря языком социолога Макса Вебера, испытываю страсть к научному исследованию и ничего не могу с этим поделать. Это не цель, а скорее особое состояние. Конечно, во времена, когда высшее образование становится массовым, чтобы считать себя по-настоящему образованным человеком, необходимо иметь кандидатскую степень. Писать диссертацию я хотела бы в Институте образования — здесь работают авторитетные исследователи, у которых можно многому научиться, проводятся интересные исследования, в одно из которых я сейчас включена. А главное — здесь есть свобода для проведения собственного исследования, чем я и планирую заняться в аспирантуре. В следующем году я хотела бы продолжить изучение влияния политического устройства на систему высшего образования в постсоветских странах среднеазиатского региона, используя методологию этнографического исследования.