• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Студент не должен чувствовать себя покинутым»

«Студент не должен чувствовать себя покинутым»

@iStock

20 марта ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор по онлайн-обучению ВШЭ Евгения Кулик приняли участие в четвертом заседании рабочей группы Минобрнауки России, готовящей предложения по организации образовательного процесса в вузах в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Нет худа без добра

Открывая заседание, министр науки и высшего образования РФ, председатель рабочей группы Валерий Фальков отметил, что ведущие вузы к новым условиям в целом адаптировались. С ним согласился ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров: «Нет худа без добра. В этом году мы должны были обеспечить 20% учебной нагрузки в дистанционной форме, в следующем году – 50%. Так что налицо ситуация, позволяющая проверить всю нашу систему».

Однако, подчеркнул министр, вузы, расположенные в основном в средних и малых городах, испытывают сложности. Налицо неготовность их инфраструктуры, пропускной способности каналов к значительно выросшей нагрузке. Совместно с телекоммуникационными компаниями отрабатываются модели расширения каналов. Не менее актуально формирование моделей поведения преподавателей и руководителей образовательных программ в условиях перехода на дистанционное обучение.

Сэкономить ресурсы вузов

Ярослав Кузьминов, заместитель председателя рабочей группы, отметил, что решения о переводе тех или иных курсов в дистанционную форму должны принимать не cтолько преподаватели, сколько те, кто управляет образовательным процессом. Должности этих коллег могут называться по-разному в зависимости от вуза, в Вышке это деканы, их заместители по учебной работе, руководители образовательных программ.

Ярослав Кузьминов

По мнению ректора ВШЭ, часть курсов, где предусмотрены лабораторные работы, необходимо перенести на осенний семестр, потому что их невозможно вести онлайн. На их место нужно поставить готовые массовые онлайн-курсы или использовать смешанный формат, когда семинары к массовому онлайн-курсу преподаватели проводят сами. У руководства вузов есть право принятия таких решений.

«Готовый массовый онлайн-курс – это минимальные затраты ресурсов вуза, – пояснил Ярослав Кузьминов. – Ведущие университеты уже заявили, что их онлайн-курсы бесплатны, и будем стараться поддерживать их пользователей, в том числе коллективных. В течение недели мы отработаем общую методику централизованной поддержки, и это решение сильно сэкономит ресурсы вузов».

Ректор ВШЭ рассказал, в чем разница полного онлайн-курса, не требующего вложений от университета и предусматривающего только получение от вуза-провайдера результатов своих студентов, и курса смешанного формата. Во втором случае можно использовать курсы Coursera и EdX, менее адаптированные для использования в учебном процессе, чем курсы Национальной платформы открытого образования. Курсами мировых платформ можно замещать лекции, а семинары вести своими силами, обеспечивая вовлеченность студентов и изучение тем, которые необходимо дополнить, с приложением материалов российских цифровых ресурсов по этому направлению.

При этом у преподавателей сохраняется возможность продолжить работу со студентами в рамках своего курса, перейдя в цифровую среду.

Быстрый переход в онлайн

ВШЭ разработала материалы, в которых определены механизмы быстрого перевода курсов в онлайн для преподавателей, разъяснена логика этого процесса для университетских менеджеров, которые раньше не занимались дистанционным обучением, сформулированы стандарты качества при создании онлайн-курсов. Об алгоритме действий преподавателей в новой образовательной реальности участникам заседания рассказала Евгения Кулик.

Евгения Кулик

Методические материалы содержат, в частности, рекомендации о выборе площадки для взаимодействия со студентами, об использовании элементов контроля, об организации процедуры создания лекций (онлайн или в записи), о возможностях размещения лекций на Youtube и других аспектах.

«Мы рекомендуем создавать дополнительные учебные материалы, потому что онлайн-дисциплины – это не просто видеолекции, но и система оценивания, методическое сопровождение, набор памяток, инструкций, сопровождающих дистанционную деятельность студента, который не должен чувствовать себя покинутым», – подчеркнула Евгения Кулик.

По ее мнению, если в вузе нет своей LMS (Learning Management System), можно оперативно использовать мощности социальных сетей – создать сообщество ВКонтакте, где зарегистрировано 90% студентов страны: размещать там файлы, делать объявления, устраивать трансляции.

Ярослав Кузьминов предложил в начале следующей недели обобщить опыт обращения вузов за онлайн-ресурсами, выявить типичные проблемы и разъяснить способы их решения. Также в начале следующий недели ВШЭ планирует разработать методические рекомендации для коллег, принимающих решение о структуре образовательных программ.