• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алексей Иванов: страны БРИКС могут сыграть ключевую роль в формировании нового комплексного подхода к регулированию цифровых экосистем

Алексей Иванов: страны БРИКС могут сыграть ключевую роль в формировании нового комплексного подхода к регулированию цифровых экосистем

© Brics-russia2020.ru

В рамках состоявшейся 16–17 ноября в Китае 7-й Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС эксперты Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ представили концепцию антимонопольного регулирования цифровых экосистем, опирающуюся на природный подход.

Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС является крупнейшим международным событием в сфере конкурентной политики стран БРИКС. Первая конференция была проведена в 2009 году в Казани по инициативе ФАС России, с тех пор проводится регулярно один раз в два года поочередно в каждой из стран БРИКС. В 2019 году конференция проходила в Москве. В 2021 году встреча организована антимонопольным органом КНР — Главным государственным управлением по регулированию рынков.

Сегодня регуляторы во всем мире пытаются бороться с проблемами роста рыночной власти цифровых гигантов и цифровых платформ. Но эта активность чаще всего носит фрагментарный, несистемный характер. «Регуляторные подходы индустриальной эпохи уперлись в новое экономическое и социальное явление — экосистемы. Пришло время поговорить о том, каким будет новый единый взгляд на антимонопольное регулирование», — объясняет директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ, директор Института права и развития ВШЭ — Сколково Алексей Иванов. Он принял участие в панельной дискуссии «Развитие конкурентной политики в цифровую эпоху».

Цифровые платформы и построенные на их основе цифровые экосистемы — сети поставщиков и потребителей, сформированные вокруг единого центра, — уже заняли центральное место в цифровой экономике и выступают «одним окном» для поставщиков и потребителей товаров и услуг. По оценкам McKinsey, в 2025 году через экосистемы будет проходить до 60 трлн долларов, или 30% мировых объемов выручки. «Современное конкурентное право нуждается в комплексной методике оценки того, как работают экосистемы, как они конкурируют друг с другом, как устроена конкуренция внутри экосистем, какие есть возможности для их балансировки без разрушения», — поясняет Алексей Иванов.

Алексей Иванов

Комплексный подход к анализу и регулированию экосистем, который предлагает развивать Международный центр конкурентного права и политики БРИКС, основан на использовании аналогий между природными и цифровыми экосистемами и на выработке регуляторных решений, основанных на экологическом подходе к конкуренции. Подобную задачу уже поставили перед собой и успешно решили создатели экосистем. Алексей Иванов объясняет, что новая методология антимонопольного регулирования должна быть вдохновлена теми же принципами и взглядами, что и бизнес-стратегии современных цифровых гигантов, «то есть принципами живой природы».

Модели цифровой конкуренции Международный центр конкурентного права и политики БРИКС разрабатывает совместно с Международным институтом прикладного системного анализа (IIASA). Так, уже проведена адаптация модели межвидовой конкуренции Лотки — Вольтерры. Она относится к ситуации, когда два и более конкурента борются за один и тот же ресурс. В приложении к цифровым экосистемам этот ресурс — время и внимание пользователей.

Экосистемы живут циклами, а для бизнеса важно понимать, на каком этапе цикла он находится, чтобы предпринимать правильные шаги, — это фундаментальная характеристика, определяющая бизнес-стратегию. Однако в этих условиях, по словам Алексея Иванова, антимонопольный регулятор продолжает работать как механизм, как индустриальный аппарат, игнорируя циклы и живую природу бизнеса. Необходим переход к более целостной модели антимонопольного регулирования экосистем, учитывающей их сложность, множество внутренних связей и их динамическую природу.

Алексей Иванов полагает, что страны БРИКС могут сыграть очень важную роль в формировании нового комплексного подхода к регулированию цифровых экосистем, опирающегося на «природоподобные решения»: «Это хорошо вписывается в культурные традиции наших стран, а главное, может стать реально востребованным и эффективным решением проблем растущей разбалансировки все более расширяющихся и усложняющихся цифровых экосистем во всем мире, по сути — новым стандартом антимонопольного регулирования цифровой экономики».

Выступая на сессии по координации конкурентной политики, он подчеркнул особую роль объединения БРИКС для развития конкуренции на глобальном уровне: «В мире сегодня не существует единого режима антимонопольного регулирования, но есть надежда на промежуточный сценарий, который может быть реализован странами БРИКС». БРИКС — это гибкий формат, поэтому и рамки сотрудничества в нем гибкие. При этом именно антимонопольное право — адаптивный инструмент регулирования, который позволяет эффективно реагировать на быстро меняющиеся условия. «У нас есть возможность выработать конструктивный механизм по координации подходов к защите конкуренции силами стран БРИКС», — заявил Алексей Иванов.

Отдельная сессия на конференции была посвящена проблеме международных картелей. Итоги работы Международного центра конкурентного права и политики БРИКС по этому исследовательскому направлению представила научный сотрудник центра Анна Позднякова.

Анна Позднякова

Борьба с трансграничными картелями сегодня находится в фокусе внимания всех международных площадок (ЮНКТАД, ОЭСР, Международная конкурентная сеть), и страны БРИКС единодушны в том, что ее надо усилить. Международный центр конкурентного права и политики БРИКС оказывает всестороннюю поддержку конкурентным ведомствам в разработке инструментария по противодействию данному виду антиконкурентного поведения, в том числе и на площадке рабочей группы по борьбе с картелями ЮНКТАД.

«Мы представили экспертному сообществу вторую версию эмпирического исследования об опыте борьбы с трансграничными картелями, в котором приняли участие более 50 конкурентных ведомств. В данном исследовании содержатся выводы о препятствиях и трудностях, с которыми сталкиваются правоприменители при расследовании глобальных картелей. Мы надеемся, что они будут полезны при выработке решений на международном уровне», — объяснила Анна Позднякова.

Максим Шаскольский, руководитель ФАС России, на открытии конференции

Максим Шаскольский, руководитель ФАС России, на открытии конференции

«Важную экспертную поддержку деятельности конкурентных ведомств БРИКС оказывает Международный центр конкурентного права и политики БРИКС. В 2020 году деятельность центра была отмечена лидерами стран БРИКС, что позволяет нам говорить о дальнейших перспективах такого партнерства. Важно более активно использовать потенциал центра и привлекать к совместной работе его экспертов для выработки передовых решений по совершенствованию антимонопольного законодательства в странах БРИКС»

Смотреть презентацию

Вам также может быть интересно:

Антитраст с китайской спецификой: как Антимонопольный центр БРИКС работает с КНР

Китай, обладающий выдающимся опытом в создании эффективного регулирования цифровых платформ, может стать примером для всего мира в этой сфере. При этом руководство китайского антимонопольного ведомства готово сотрудничать с российскими коллегами, в том числе в рамках БРИКС. О том, как строится это взаимодействие в рамках Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ, а также о разработанной в этом центре концепции «экоантитраст», основанной на элементах китайской философии, — в материале HSE Daily.

Вышка укрепляет сотрудничество с Казахстаном по антимонопольной линии

Международный центр конкурентного права и политики БРИКС, который действует в составе НИУ ВШЭ, расширяет свою партнерскую сеть в Казахстане. Такое решение было принято 5 июня на трехсторонней встрече руководителя ФАС России Максима Шаскольского, председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Казахстана Серика Жумангарина и директора Международного центра конкурентного права и политики БРИКС Алексея Иванова.

Правительство России поддержало развитие Международного центра конкурентного права и политики БРИКС в НИУ ВШЭ

Распоряжение правительства об обеспечении деятельности Международного центра конкурентного права и политики БРИКС как самостоятельного подразделения в составе НИУ ВШЭ вышло в конце прошлой недели. Ранее это направление было частью Института права и развития ВШЭ-Сколково, а с инициативой о его преобразовании в отдельную структуру выступила ФАС России при поддержке антимонопольных ведомств БРИКС. О задачах Центра и о том, как будут развиваться исследования конкурентной политики, в материале новостной службы портала.

В Высшей школе экономики появился Антимонопольный центр БРИКС

Этим летом в качестве структурного подразделения Института права и развития ВШЭ-Сколково был создан Антимонопольный центр БРИКС. Он займется прикладными исследованиями и экспертно-аналитической работой для совершенствования конкурентной политики и правоприменения в сфере конкурентного права в пространстве БРИКС, а также координацией деятельности антимонопольных ведомств и научных сообществ этих стран.

ФАС все чаще будет принимать творческие решения

О том, как изменится государственное регулирование после принятия Пятого антимонопольного пакета, полностью посвященного цифровой экономике, и возможен ли баланс между ожиданиями бизнеса и защитой интересов государства и граждан, разгорелась одна из самых жарких дискуссий на Петербургском экономическом форуме.

В России на базе ВШЭ будет создана международная платформа для обмена опытом в сфере антимонопольного регулирования

22-23 июня в Санкт-Петербурге проходила международная конференция БРИКС по антимонопольному праву и политике. Организаторами выступили Институт права и развития ВШЭ-Сколково совместно с Центром права, экономики и общества Университетского колледжа Лондона (UCL) и ФАС России. В конференции приняли участие руководители антимонопольных ведомств стран БРИКС и ЕЭС, авторитетные ученые и эксперты по антимонопольному праву из стран БРИКС, а также из Европы и США.

Зачем Аргентине нужно членство в БРИКС

Аргентина может присоединиться к БРИКС — соответствующий вопрос страны-участницы организации рассмотрят на своем июльском саммите. В НИУ ВШЭ изучением инновационного потенциала государств БРИКС занимаются специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ). О том, чем может обернуться членство Аргентины в блоке, рассуждает старший научный сотрудник ИСИЭЗ Станислав Заиченко.

Дипломатическое образование должно быть междисциплинарным

Инал Ардзинба, выпускник факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, сочетает учебу в аспирантуре этого же факультета с карьерой международника.

Обратим внимание на «Р» в аббревиатуре «БРИКС»

19 и 20 сентября в «Сколково» и Высшей школе экономики проходила конференция Академии международного бизнеса. Эксперты и практики обсуждали, с какими проблемами сталкивается бизнес в России и на других развивающихся рынках.

Высшая школа экономики расширяет сотрудничество со странами БРИКС

Группа китайских и российских вузов, включая Высшую школу экономики, выступила с инициативой создания Лиги университетов стран БРИКС. Лига станет площадкой для академического и экспертного взаимодействия, проведения сравнительных исследований и реализации международных образовательных проектов.