• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Звезды" окружают, или чему не учат в Школе: результаты бизнес-игры "TV-show launch"

Цель игры, как следует из ее названия, заключается в запуске ТВ-шоу. Предварительно разбившись на команды, участники должны были выбрать формат передачи (это могло быть реалити-шоу, юмористическое шоу, развлекательная семейная программа, информационно-политическая программа). После чего предстояло продать идею одному из трех телеканалов: "Самому центральному", СТСС или НТТ (в роли представителей телеканалов выступали девушки из "Эрнст энд Янг"). Каналы вымышленные, но реальные аналоги легко находятся. В случае положительного исхода переговоров следовало предоставить каналу детальный отчет о прибыли и убытках производства шоу. И, чтобы возможные гениальные идеи не остались скрытыми от чужих глаз и ушей, в заключение команды представляли свои проекты (в виде пятиминутного рекламного ролика), а жюри выбирало победителя.

Итак, как же все это было. Участники сразу разбились на три команды. Удивительно, но обсуждение идеи шоу совершенно не затянулось. Минут через пятнадцать после начала игры все команды были готовы к переговорам с "телеканалами".

Бизнес-игра "TV-show launch" ГУ-ВШЭ
Бизнес-игра "TV-show launch" ГУ-ВШЭ
Как вы думаете, в каком формате предпочли работать светлые умы современности, к коим наверняка причисляют себя многие студенты Вышки (иногда не безосновательно)? Конечно же, в формате информационно-политической программы, подумали вы. Или же, пропитавшись духом "Года семьи", они захотели создать развлекательную семейную программу. А вот и нет! Все три команды, не сговариваясь, выбрали формат реалити-шоу! Дух всевозможных "танцев со звездами" и цирка с ними же оказался во сто крат сильнее духа "Года семьи" и даже "экономико-политического духа" Вышки. Не отличались оригинальностью и названия шоу: "Звездные гонки", "Параллельная жизнь", "Зажги со звездой". И пусть вас не вводит в заблуждение второе название — в этом шоу, разумеется, задействованы все те же "звезды".

К сожалению, конкуренции за телеканалы и лучшее время выхода в эфир не получилось — три команды, не вступая ни в какие соглашения, мирно разбрелись по трем каналам. "Звездные гонки" достались "Самому центральному" каналу, "Параллельная жизнь" — СТСС, а "Зажги со звездой" — каналу НТТ.

Получив задание рассчитать прибыли и издержки производства шоу, студенты-экономисты стали похожи на студентов-экономистов. Вооружившись калькуляторами, они погрузились в привычный для себя мир цифр. И то ли эта часть задания была самая трудная, то ли никакая рыба, оказавшись в воде, не хочет так быстро ее покидать, но расчеты рентабельности заняли значительно больше времени, чем "рождение" идеи, переговоры о продаже этой самой идеи и последующая подготовка презентации ее же.

Бизнес-игра "TV-show launch" ГУ-ВШЭ
Бизнес-игра "TV-show launch" ГУ-ВШЭ
Распрощавшись с привычными для себя калькуляторами, ребята затем вынуждены были взять в руки непривычные маркеры, дабы нарисовать плакаты для презентации. И каждый, кто брал в руки заветный маркер, не преминул заметить, что рисовать-то он и не умеет. Хотя творения получились вполне себе красочные. Наконец-то команды осознали, что все они выбрали реалити-шоу и, более того, у всех это шоу "со звездами".

Первым на суд общественности был представлен проект "Параллельная жизнь". Ребята в лучших традициях нагловатых продюсеров заявили, что "ничего они рассказывать не будут, это все военная, то есть коммерческая тайна". Сказали только, что идея проекта — поменять местами "звезд" и простых людей, чтобы каждый из них жил чужой жизнью. Несколько опешив от заявления "никому ничего не скажу", остальные команды все же начали робко задавать уточняющие вопросы. И, как ни странно, даже получали ответы. Несколько удивило заявление команды, что шоу не будет срежиссировано, — создатели отчего-то уверены, что забавные ситуации будут возникать сами собой. Хотя всем отлично известно, что ничто так долго не готовится, как хорошая импровизация.

Кто-то скептически заметил: "Кому может быть интересно — смотреть на простую жизнь звезд?" Незамедлительно последовал бойкий ответ: "Всем интересно, как живут звезды!"

Отчего-то подумалось — "неужели и, правда, всем?" Хочется верить, что нет, что кому-то может быть интересно, как живут пингвины, например. А жизнь "звезд" скорее интересна тем, кто читает газеты "Жизнь" и "Твой день". Но интуитивно кажется, что это — не "наши люди".

Презентация реалити-шоу "Зажги со звездой" больше всего соответствовала правилам игры — походила на короткий и содержательный рекламный ролик, обращенный к потенциальным зрителям. Утопическая идея этого проекта сводилась к тому, чтобы подружить "звезду" и десять простых людей. Возможность такой "массовой" дружбы кажется не бесспорной, мягко говоря. Когда десять-одиннадцать человек насильственно собирают вместе, это грозит скорее ссорами, а не дружбой. А это уж слишком похоже на "Дом-2" или, что еще хуже, на "За стеклом". Но команда и не скрывала, что подобного рода проекты апеллируют к самым низменным чувствам людей — к желанию подглядывать и подслушивать за жизнью других. Хотя ребята искренне верили, что это будет шоу именно о дружбе и о том, что "у звезд есть душа".

Бизнес-игра "TV-show launch" ГУ-ВШЭ
Бизнес-игра "TV-show launch" ГУ-ВШЭ
Нельзя не сказать, что набор "звезд" у первых двух команд был практически идентичен: Тимати, Дима Билан, группа "Серебро" — по мнению ребят, вполне достойные кандидатуры, чтобы за ними хотелось подглядывать.

Идея "Звездных гонок" несколько отличалась от предыдущих проектов в сторону большей оригинальности и меньшей пошлости. Нескольким командам (состоявшим, разумеется, из "звезд") предстояло проехать на отечественных подержанных автомобилях от Москвы до Владивостока. При этом ребята всячески подчеркивали, что все "чрезвычайные", "казусные" и просто веселые ситуации будут срежиссированы. Конкуренты попросили уточнить, какие именно ситуации будут подстроены. При наличии даже не слишком богатой фантазии, такой вопрос затруднения не вызывает. Ребята наперебой приводили примеры: украли деньги, угнали машину, кончился бензин. В общем, "обычные" трудности длинного пути. Удивительно, что никто не упомянул очевидную "ситуацию" — встречу со злым "гаишником".

Разумеется, никто не отменял золотое правило, что лучшая защита — это нападение. Другие команды подметили, что это шоу напоминает "Последнего героя" (закрыв при этом глаза на то, что их собственные шоу напоминают десяток менее успешных реальных проектов). Также было выдвинуто сомнение, что кто же из звезд согласится так надолго выпасть из привычной жизни (как будто любое другое реалити-шоу этого не предполагает).

Наверное, эта по-настоящему увлекательная дискуссия могла бы длиться до ночи, поэтому жюри, оно же — "представители телеканалов", оно же — "девушки из "Эрнст энд Янг"" волевым решением прекратило поток вопросов и удалилось на совещание.

Здравый смысл восторжествовал над пошлостью и опроверг лукавое "деньги не пахнут" — победило шоу "Гонки со звездами". Ура!

Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Фотографии Ивана Морякова