• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учитель 2.0: как пандемия трансформировала профессию преподавателя

Учитель 2.0: как пандемия трансформировала профессию преподавателя

© Высшая школа экономики

Вузы, которые начали процесс цифровизации задолго до пандемии, значительно легче справились с переходом на дистанционное обучение. При этом студенты позитивнее восприняли онлайн-формат, чем преподаватели, которым потребовалась техническая и психологическая поддержка. Об этом говорили эксперты на XI Международной российской конференции исследователей высшего образования «Высшее образование в условиях пандемии: новые вызовы и современные решения».

Директор по обеспечению цифровой трансформации НИУ ВШЭ Сергей Быков в ходе круглого стола «Цифровые инструменты: что берем в оффлайн?» сообщил: часть информационных систем университета уже поддерживали образовательный процесс, что облегчило относительно безболезненный переход к дистанционному обучению. При этом дистант продемонстрировал необходимость поддерживать непосредственную связь между студентами и преподавателями.

Новые вызовы стимулировали поиск новых форм работы и взаимодействия. Одной из них стали межкампусные курсы, когда лекция или семинар в Москве транслируется на кампусы в Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. «Это важный для нас кейс и будущее за расширением таких форматов», – сказал Сергей Быков. В период пандемии в дистанционный формат также перевели и ряд административных и информационных сервисов, в частности передачу заявлений и прием сотрудников на работу, это будет использовано и в будущем, сообщил также он.

Проректор по учебной работе Донского государственного технического университета Владимир Колодкин рассказал, что ДГТУ готовился к переводу 20% учебных программ в онлайн еще до пандемии, после ее начала работа ускорилась, были получены дополнительные лицензии MS Teams, аккаунты в Google, университет помог преподавателям работать в Zoom, было организовано электронное взаимодействие через кафедры. «Мы старались работать на упреждение паники, выясняли у студентов, как организовать дистанционные занятия, причем создавались варианты через игровую программу Minecraft», – рассказал Владимир Колодкин.

Владимир Колодкин
© Donstu.ru

Пандемия, по его словам, также показала, что часть преподавателей не поняли специфики дистанционного обучения, они готовы к нему технически, но не сумели наладить общение со студентами.

Директор Открытого университета Сколково Екатерина Морозова рассказала, что до пандемии университет преимущественно проводил краткосрочные интенсивные занятия, готовившие слушателей к созданию собственных стартапов в максимально приближенных к реальным условиям. Наибольшей сложностью, по ее мнению, было создание в онлайн форматах атмосферы непосредственного общения. Тем не менее, опыт нескольких программ показал, что это осуществимо. Главной задачей в онлайн обучении оказалось удержание внимание и вовлеченности. Для этого отказались от больших лекций. В новых условиях важную роль играли модераторы, способные удерживать внимание слушателей, кроме того, сам слушатель отключался от проекта, если трижды не отвечал на вопросы.

У большинства университетов не было проблемы подключения к онлайн-ресурсам, но надо честно признать, что до полной цифровизации высшего образования еще далеко, считает директор по контенту образовательной платформы «Юрайт» Александр Сафонов. Он полагает, что ни один текущий сервис не может охватить все потребности университета, важно понимать, как они действуют и продумать их сочетание для организации полноценного обучения. Дистант подтвердил необходимость и эффективных систем прокторинга, позволяющего контролировать дистанционное оценивание.

Александр Сафонов
© Образовательная платформа «Юрайт»

По мнению Александра Сафонова, часть университетов, наладив сервисы, не поддерживали преподавателей при их применении, не развивали их компетенции шире простых пользовательских. Кроме того, дистанционное обучение показало необходимость налаживания нового взаимодействия между студентами и преподавателями, требующего постоянной связи. Переход на дистанционное обучение требовал не только технической, но и психологической поддержки. Пандемия, считает Александр Сафонов, изменила отношение к дистанционному образованию: произошел рывок мышления, преподаватели и студенты стали воспринимать новые форматы, как естественные, понятные и приемлемые. Ими стали пользоваться даже те студенты и преподаватели, воспринимавшие их скептически.

Сергей Быков отметил, что наплыв пользователей показал технические и архитектурные недостатки образовательных онлайн-сервисов, их стараются исправить. Главным в работе стало удобство систем для пользователей. Пандемия вынесла на первое место улучшение пользовательских интерфейсов.  Наконец, повысившаяся нагрузка вынудила чаще переходить на облачные ресурсы, менять инфраструктуру.

Владимир Колодкин сообщил, что с переходом на дистанционное обучение ДГТУ отказался от бумажных зачеток, кроме того, переход показал избыточность некоторых требований, в частности необходимость создания и хранения бумажных версий курсовых и дипломных работ. Университет обратился в министерство науки и высшего образования, чтобы создать цифровой профиль учащегося. Однако, отметил Владимир Колодкин, есть элементы обучения, которые в техническом университете невозможно перевести на дистант: инженеры должны руками собирать детали и механизмы, а ветеринары – лечить животных. Впрочем, по его словам, сейчас даже самые ярые консерваторы поняли, что цифровая среда наступает очень быстро, и чтобы не «свариться» в ней, надо быстрее погружаться в нее.

По мнению Александра Сафонова, переход к дистанционному образованию показал слабость части преподавателей и курсов. «На поверхность вылезла и халтура, и плагиат, король в некоторых случаях оказался голым, надо разрабатывать новую этику», – сказал он. Переход на дистант показал необходимость индивидуализации образования, новых методов работы с сильными и отстающими студентами, важность организации цифрового волонтерства, подключающего студентов к новым активностям и помощи преподавателям, которые нуждаются в содействии.

Студенты в целом положительно отнеслись к дистанту, свидетельствуют данные опроса 6000 студентов из восьми университетов. Положительную оценку онлайн-формату дали более половины учащихся, причем каждый третий сказал, что онлайн-образование нравится ему больше, чем оффлайн, рассказала научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования ВШЭ Татьяна Семенова.

Татьяна Семенова
© Высшая школа экономики

Самыми распространенными трудностями оказались организация пространства для обучения и саморегуляция учебного процесса и изменений. Большинство опрошенных студентов столкнулись с прокрастинацией, больше стали откладывать дела на потом. Студенты также сообщили, что стали больше тратить время на подготовку к занятиям и домашние задания, но меньше времени на работу в группах. Переход к дистанту для студентов оказался менее болезненным, чем для преподавателей, резюмировала Татьяна Семенова.

То, как дистант повлиял на профессию преподавателя, обсудили участники другого круглого стола. По мнению исполнительного директора программы «Фонд образовательных инноваций» ВШЭ Оксаны Черненко, сложности возникли скорее не технические, а физические и психологические: из-за долго пребывания у компьютера у многих устает спина, некоторым не хватает визуального контакта и живой реакции. Многие отмечали сложность смешения личного и рабочего пространства. Наконец, локальный опрос обучающих показал необходимость освоения техник оценивания в онлайне, в том числе равномерность освоения курса и взаимного оценивания своих работ студентами. 

Главной угрозой для преподавателей стала не необходимость овладения онлайн-инструментами, а новые возможности контроля образовательного процесса университетской бюрократией, которая в ряде случаев стала указывать на необходимость работы на определенных платформах и как себя вести, что может привести к утрате свободы преподавания, в свою очередь заявил директор лаборатории методологии социальных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин.

Дмитрий Рогозин
Фото из личного архива

Он отметил, что два исследования, проведенные в апреле и июне среди почти 34 000 преподавателей, показали, что к июню ситуация со здоровьем и рабочим пространством смягчилась: проблемы организации работы были решены, многие научились вести лекции, находясь на улице или в парке.

По мнению Оксаны Черненко, плюсами дистанта стала возможность приглашать на онлайн-лекции или семинары автора учебника или другого преподавателя, специализирующегося на той или иной теме. В тоже время дистанционное обучение, считает она, усилило расслоение студентов, оно дало дополнительный ресурс мотивированным студентам, повысило их навыки самостоятельной работы, а учившиеся для получения «корочек» провалились.

Александр Сорокин из Тюменского государственного университета обратил внимание, что преподаватели, старавшиеся присутствовать в соцсетях, легче перешли на дистант, труднее было скептикам, настаивавшим на ценности офлайнового образования. Пандемия заставила их совершенствовать свои навыки, применять нестандартные решения, осваивать технологии, пойти на частичное принятие новой реальности. По словам Александра Сорокина, проблемы с использованием новых технологий не всегда зависели от возраста.

По мнению Дмитрия Рогозина, сложностей с возрастными преподавателями было не так много. Больше проблем было у профессоров и доцентов среднего возраста с высокой нагрузкой: трудности с овладением новой техникой сочетались с психологическими проблемами: в частности, у них вырос страх увольнения и снижения зарплаты. Возраст вряд ли стал барьером: большинство преподавателей достаточно владеют компьютером, а использовавшиеся в процессе обучения ресурсы просты в обращении.

Оксана Черненко рассказала о созданной в ряде вузов службе «цифровых ассистентов», когда студенты сами помогали своим преподавателям. Она подтвердила, что возраст – не ключевой фактор освоения. Онлайн заставил задуматься о переосмыслении роли преподаватели и выявил педагогические недостатки части обучающих: при дистанционном обучении оказалось сложнее использовать свою харизму, чтобы сохранять интерес студентов.

Нынешние компетенции преподавателей, по ее мнению, следует подкрепить цифровыми инструментами. При этом важно не просто использовать их, а анализировать, как они влияют на вовлеченность в учебу и успеваемость студентов. Дистанционное обучение дает преподавателям новую возможность вовлекать студентов в академическую среду, прививать им культуру дискуссий.

Александр Сорокин, полагает, что онлайн-технологии могут изменить отношения преподавателя с администрацией и дополнительно продемонстрировать, что университет – это, прежде всего, не здание, а свободное сообщество, позволяющее обмениваться идеями.