• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Опыт обучения в Вышке был для меня важен как старт в новой профессии»

«Опыт обучения в Вышке был для меня важен как старт в новой профессии»

© iStock

Российские корпорации начали практиковать для решения психологических задач в коллективе медитацию осознанности. Журнал Applied Psychology: Health and Well-Being принял к публикации статью «Краткосрочные эффекты от онлайн-практики медитации осознанности» доцента факультета социальных наук Вышки Евгения Осина и выпускницы магистратуры по программе «Консультативная психология» Ирины Турилиной. Она рассказала новостной службе портала об исследовании и учебе в Вышке.

О том, что такое медитация осознанности

Стоит, наверное, начать с определения медитации осознанности: это намерение фокусировать внимание на мыслях и ощущениях в теле без реагирования на них. Если в буддистском контексте медитация осознанности направлена на познание природы человека и избавление от страданий, то в западном — на решение конкретных психологических задач, таких как преодоление стресса, тревожности, импульсивных реакций, навязчивых мыслей и прочих негативных явлений.

Ирина Турилина
Фото из личного архива

В США психологи заинтересовались медитацией осознанности еще в 70-е годы, они увидели терапевтический эффект. Джон Кабат-Зинн, например, придумал программу MBSR по работе с хронической болью людей. Известно, что сопротивление неприятным ощущениям только усиливает их, а в медитации важны наблюдение и принятие. Появились программы на базе медитации осознанности по работе с самоповреждениями, зависимостями, хронической болью, деструктивными мыслями, компульсивным перееданием и другими проблемами.

Медитация осознанности может помогать распознавать сигналы голода и насыщения, наблюдать за неприятными ощущениями в теле (например, гнев, агрессия, тревога) и выбирать персональные способы реагирования, разделять деструктивные мысли и реальность. И это только некоторые психологические эффекты.

Эта практика очень популярна на Западе, у известного приложения для медитации Calm около 1 млн активных подписчиков. В России интерес к осознанности и медитации есть. Сейчас такие крупные компании, как OZON, Qiwi, Сбер, используют эту практику для решения корпоративных вопросов — снижения стресса, конструктивного разрешения конфликтов, в качестве профилактики выгорания.

О том, как проходило исследование

Медитация изначально заинтересовала меня как способ справляться с тяжелыми состояниями. Так возникла идея эксперимента. Всех участников я набирала в социальных сетях — ВКонтакте и Facebook. В исследовании приняли участие 205 человек от 18 до 67 лет. Выборка была случайным образом разбита на экспериментальную и контрольную группы.

Одна группа медитировала в течение трех недель, вторая — нет. Для курса я использовала медитации из приложения Calm — на концентрацию, осознанность и медитацию любящей доброты. Участники заполняли опросники, касающиеся разных аспектов саморегуляции, в пре-тесте и пост-тесте, а также в письменном формате рассказывали о своем опыте.

Интересным результатом было то, что участники, полностью прошедшие курс и заполнившие пре-тест и пост-тест, изначально обладали более высоким уровнем самоконтроля. Ведь сама практика медитации требует организованности и усилия — выделить время, найти спокойное место, сидеть с прямой спиной, концентрироваться.

Об учебе в Вышке и экзистенциальном анализе

Мысли заняться психологией начали возникать еще в процессе обучения на филологическом факультете, но каждый раз я откладывала эту идею — пугала длительность обучения, были сомнения, подходит это мне или нет. В очередной раз возвращаясь к этой идее, я поняла, что единственный вариант — попробовать пойти учиться. К Вышке было уже доверие — современный вуз, хорошие отзывы знакомых. Магистерская программа ВШЭ была моим первым опытом психологического обучения.

Было немного страшно, волнительно и непривычно. Специализация «Экзистенциальный анализ и логотерапия» требовала личного раскрытия, а это порой сложно

В процессе обучения были как положительные, так и отрицательные стороны, как и в любом другом образовании. Мне не хватало базовых знаний по психологии, хотя я прекрасно понимаю, что в двухгодичную программу невозможно все уместить.

Встречи, супервизии и лекции профессора Альфрида Лэнгле были ценными для меня — каждый  раз они открывали новую глубину в экзистенциальном анализе, и было что-то завораживающее в соприкосновении с первоисточником. С Евгением Осиным у нас получилось отличное сотрудничество. Было приятно взаимодействовать, я чувствовала себя свободно, на равных, он поддерживал меня и помогал в процессе исследования.

Опыт обучения в Вышке был для меня важен как старт в новой профессии. После окончания университета я прошла обучение нарративному подходу и ОРКТ (ориентированная на решение краткосрочная терапия  прим. ред.), в которых я сейчас и консультирую. Периодически возникают мысли вернуться к экзистенциальному анализу и попробовать его интегрировать в работу.