Сафонова Мария Андреевна
- Доцент:НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения / Департамент социологии
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2007 году.
- Научно-педагогический стаж: 11 лет.
Образование, учёные степени
- 2011Кандидат социологических наук: Социологический институт РАН, специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и социальные процессы», тема диссертации: «Социальная организация образовательных миграций (на примере студенческого потока из Казахстана в Россию)»
- 2005
Магистратура: Европейский университет в Санкт-Петербурге, специальность «социальные исследования современного общества», квалификация «магистр социологии»
- 2004
Специалитет: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, специальность «Культурология», квалификация «Культуролог, социолог культуры»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
октябрь - ноябрь 2014 – стажировка в Центре исследований науки и технологий (Centre for Science and Technology Studies (CWTS)), Лейденский университет (в рамках программы «Кадровый резерв» НИУ ВШЭ)
июль – октябрь 2013 – стажировка в Университете Любляны, факультет социальных наук, Словения
июль 2012 – курс повышения квалификации «Advanced Social Network Analysis: Selection Mechanisms and Social Structure” в Университете Эссекса, Великобритания
ноябрь 2008 - январь 2009 стипендия DAAD, Университет Билифельда, Центр изучения миграции, гражданства и развития (COMCAD), Германия
сентябрь - декабрь, 2006 - стипендия программы международной мобильности TEMPUS Университет Генуи, факультет социальных наук, Италия
Достижения и поощрения

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2013-2014)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Research Seminar “Culture and Inequality” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Research Seminar “Culture and Inequality” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Research Seminar “Culture and Inequality” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- General Sociology (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Applied Sociological Theory (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 4 модуль)Анг
- Социальные исследования искусства (Маго-лего; 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Social Network Analysis (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 4-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Social Network Analysis (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 4 модуль)Анг
- Research Seminar “Culture and Inequality” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Research Seminar “Culture and Inequality” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Research Seminar “Culture and Inequality” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- General Sociology (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Социальные исследования искусства (Маго-лего; 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Social Network Analysis (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 4 модуль)Анг
- Research Seminar “Culture and Inequality” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Research Seminar “Culture and Inequality” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Research Seminar “Culture and Inequality” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- General Sociology (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Социальные исследования искусства (Маго-лего; 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Social Network Analysis (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 4-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Research Seminar “Culture and Inequality” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Research Seminar “Culture and Inequality” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Research Seminar “Culture and Inequality” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Sociological Theory (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Sociological Theory (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 4 модуль)Анг
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Research Seminar “Culture and Inequality” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Research Seminar “Culture and Inequality” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Социологическая теория (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Sociological Theory (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Sociological Theory (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 4 модуль)Анг
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Research Seminar “Culture and Inequality” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Социологическая теория (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Sociological Theory (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
Публикации25
- Статья Сафонова М. А. Медали, барьеры, отцы и карьеры: институциональная инерция и изменения в российском художественном мире конца XIX – начала XX вв. // Социологическое обозрение. 2022. Т. 21. № 1. С. 206-234. doi
- Статья Сафонова М. А., Соколов М. М. Структура поля российской социологии – 2020 // Социологические исследования. 2021. № 11. С. 91-105. doi
- Статья Safonova M., Nadezhda A. Sokolova, Alexandra S. Barmina. The established and the outsiders: legitimacy and economic niches of the four generations of Saint Petersburg cultural organizations // Cultural Studies. 2018. Vol. 32. No. 5. P. 747-771. doi
- Статья Соколов М. М., Сафонова М. А., Чернецкая Г. А. Культурный капитал, пространство вкусов и статусные границы среди российских студентов // Мир России: Социология, этнология. 2017. № 1. С. 152-179.
- Статья Сафонова М. А., Соколова Н. А., Бармина А. С. Между храмом культуры и торговым центром: Новые институции в структуре поля художественных организаций Санкт-Петербурга // Мир России: Социология, этнология. 2017. № 4. С. 143-168. doi
- Статья Бармина А. С., Сафонова М. А. Идентичности и связи в петербургском секторе креативных индустрий // Социологические исследования. 2016. № 7. С. 82-92.
- Статья Сафонова М. А., Соколов М. М. Иерархия дисциплин и устройство междисциплинарных связей в России, 2006–2016: Анализ корпуса докторских диссертаций // Социология науки и технологий. 2016. Т. 7. № 4. С. 86-105.
- Статья Соколов М. М., Соколова Н. А., Сафонова М. А. Статусные культуры, биографические циклы и поколенческие изменения в литературных вкусах читателей петербургских библиотек // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 3. С. 116-135.
- Книга Соколов М. М., Губа К. С., Зименкова Т. В., Сафонова М. А., Чуйкина С. А. Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах / Науч. ред.: К. В. Иванов. М. : Новое литературное обозрение, 2015.
- Статья Сафонова М. А. Британский опыт оценки исследовательской продуктивности: RAE и его критика // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 6. С. 69-81.
- Статья Соколов М. М., Кнорре А. В., Сафонова М. А. Теории высшего образования и процесс выбор специальности абитуриентами: Социально-сетевой анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2014. Т. 90. № 2. С. 6-25.
- Глава книги Safonova M., Sokolov M. The Construction of the Academic World-System: Regression and Social Network Approaches to Analysis of International Academic Ties, in: Proceedings of the 14th International Society of Scientometrics and Informetrics Conference Vol. 1. Wien : Austrian Institute of Technology GmbH, 2013. P. 389-403.
- Статья Сафонова М. А., Винер Б. Е. Сетевой анализ социтирований этнологических публикаций в российских периодических изданиях: предварительные результаты // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2013. № 36. С. 140-176.
- Статья Сафонова М. А. Институционально-исторические основания системы международной студенческой мобильности // Социология науки и технологий. 2012. Т. 3. № 1. С. 98-121.
- Препринт Соколов М. М., Сафонова М. А., Губа К. С., Димке Д. В. Интеллектуальный ландшафт и социальная структура локального академического сообщества (случай петербургской социологии) / Высшая школа экономики. Серия WP6 "Гуманитарные исследования". 2012. № WP6/2012/01.
- Препринт Соколов М. М., Сафонова М. А., Губа К. С., Димке Д. В. Интеллектуальный ландшафт и социальная структура локального академического сообщества (случай петербургской социологии). Ч.2 / Высшая школа экономики. Серия WP6 "Гуманитарные исследования". 2012. № WP6/2012/01 (ч. 2).
- Статья Сафонова М. А. Концепции функционирования мигрантских сообществ в американской социологии // Социологические исследования. 2012. Т. 337. № 5. С. 106-117.
- Статья Сафонова М. А. Неоинституциональный подход к анализу процессов адаптации трудовых мигрантов в российских сельских поселениях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2012. № 2. С. 254-263.
- Статья Сафонова М. А. Сетевая структура и идентичности в локальном сообществе социологов // Социологические исследования. 2012. № 6. С. 107-120.
- Статья Сафонова М. А. Академическое наследие империй: куда текут потоки международной студенческой миграции? // Ab Imperio. 2011. № 2. С. 261-299.
- Статья Бочаров Т. Ю., Губа К. С., Сафонова М. А., Соколов М. М. Проект "Институциональная динамика, экономическая адаптация и точки интеллектуального роста в локальном академическом сообществе: Петербургская социология после 1985 года" // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. XIII. № 3(52). С. 66-82.
- Статья Сафонова М. А. Организация миграционного потока: студенческие сети Казахстан-Петербург // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. № 4. С. 107-132.
- Статья Сафонова М. А. Драма полевого исследователя: подозрение в качестве метода // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. № 1. С. 187-194.
- Статья Сафонова М. А. Каждый должен побыть иногородним... // Вестник Евразии. 2003. № 3. С. 177-197.
Гранты
2013-2014 «Культурное и интеллектуальное производство в российском мегаполисе: негосударственныe арт-институции и их публика», поддержан РГНФ (13-33-01302), руководитель
2013-2014 «Креативный город: переформатируя публичное пространство», поддержан программой «Научный фонд НИУ ВШЭ» (13-05-0036), руководитель
2013 «Математическое моделирование системы международной студенческой мобильности», поддержан РФФИ (13-06-00740), руководитель
2012-2013 «Когнитивная структура российской этнологии» (по данным журнальных цитирований за 2005-2009 гг.), поддержан РГНФ (12-03-00030), исследователь
2011-2013 «Память, молодежь, политическое наследие и гражданское участие» (MYPLACE (Memory, Youth, Political Legacy And Civic Engagement)), проект поддержан Европейской комиссией в рамках FP7 [FP7/2007-2013], грантовое соглашение FP7-266831, исследователь
2010-2011 «Системы статусного символизма в академическом мире: Сравнительно-исторический анализ и оценка эффективности», поддержан Центром фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ, исследователь
2009-2010 «Петербургская социология после 1985 года: Институциональная динамика, экономическая адаптация и точки интеллектуального роста в локальном академическом сообществе", поддержан Центром фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ, исследователь
Конференции
- 2014XVIII ISA World Congress of Sociology: Facing an Unequal World: Challenges for Global Sociology (Йокогама). Доклад: Reproduction of Cultural Capital and Leisure Practices in the Russian Society: Does Bourdieu Work
- 2013Annual Conference of the British Sociological Association (London). Доклад: The Academic Empires: Colonial Legacies and International System of Student Migration
- BASEES/ICCEES European Congress (Cambridge). Доклад: After the Soviet academic empire: The new (?) geography of academic mobility and research collaboration in post-socialist space
- XXXIII Sunbelt Social Networks Conference of the International Network for Social Network Analysis (Hamburg). Доклад: Modelling the Network of International Scholarly Co-authorships
- Fifth Conference of the European Survey Research Association (ESRA) ( Ljubljana). Доклад: "The status bias" in social networks research design
- ESA 11th Conference: Crisis, Critique and Change (Turin). Доклад: High Culture Consumption and Reproduction of Cultural Capital in the Russian Society: Does Bourdieu Work?
Информация*
- Общий стаж: 12 лет
- Научно-педагогический стаж: 11 лет
- Преподавательский стаж: 11 лет
Участие в проектах, исследованиях, грантовых программах
2013-2014 «Культурное и интеллектуальное производство в российском мегаполисе: негосударственныe арт-институции и их публика», поддержан РГНФ (13-33-01302), руководитель
2013 «Креативный город: переформатируя публичное пространство», поддержан Научным фондом НИУ ВШЭ, руководитель
2013 «Математическое моделирование системы международной студенческой мобильности», поддержан РФФИ (13-06-00740), руководитель
2012-2013 «Когнитивная структура российской этнологии» (по данным журнальных цитирований за 2005-2009 гг.), поддержан РГНФ (12-03-00030), исследователь
2011-2013 «Память, молодежь, политическое наследие и гражданское участие» (MYPLACE (Memory, Youth, Political Legacy And Civic Engagement)), проект поддержан Европейской комиссией в рамках FP7 [FP7/2007-2013], грантовое соглашение FP7-266831, исследователь
2010-2011, проект «Системы статусного символизма в академическом мире: Сравнительно-исторический анализ и оценка эффективности», поддержан Центром фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ, исследователь
2009-2010, проект «Петербургская социология после 1985 года: Институциональная динамика, экономическая адаптация и точки интеллектуального роста в локальном академическом сообществе", поддержан центром фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ, исследователь
2006-2008, проект «Новые модели управления в ЕС» («New modes of Governance»), поддержан Европейской комиссией, в рамках «The Sixth Framework Programme» FP6, исследователь
Профессиональный опыт (опыт работы)
С сентября 2007 - Государственный университет - Высшая Школа Экономики (Санкт-Петербург), кафедра социологии, преподаватель
Март 2007 - июнь 2008 - Европейский университет в Санкт-Петербурге, Центр европейских исследований, научный сотрудник
Путь в социологию
Татьяна Новотольская, выпускница нашей программы, рассказывает о себе, изучении социологии и планах на будущее.
«Я ни разу не пожалела, что поступила на социологию»
Алина Каманина — выпускница бакалавриата Питерской Вышки по социологии. Уже два года она работает гейм-аналитиком в компании G5 Entertainment AB. Поговорили с выпускницей, как она пришла в гейм-индустрию, по каким параметрам выбирала университет и почему считает критическое мышление главным университетским навыком.
Дай пять: что советует почитать Мария Андреевна Сафонова
Впереди еще пять дней майских каникул. Обязательно проведите это время на природе, а лучшим спутником для прогулок в парке может стать книга. Доцент департамента социологии Мария Андреевна Сафонова составила подборку произведений, которые помогут провести длинные выходные с пользой и интересом.
«Не бойтесь пробовать новое, потому что любой опыт полезен в жизни»
В этом учебном году Виктория Яшина заканчивает учебу на образовательной программе «Социология и социальная информатика» в Питерской Вышке. Виктория поделилась с редакцией портала планами на будущее, а также рассказала о занятиях в театральной студии и руководстве клубом «Художка».
Открытый семинар: промежуточные итоги проекта и представление и представление экспериментальной работы
Первый открытый семинар Научно-учебной группы "Цифровая история искусства" в новом учебном году состоялся 29 сентября 2021 в корпусе наб. Канала Грибоедова, д. 123.
НУГ "Цифровая история искусства" принял участие в круглом столе в рамках конференции IDC – 2021
12 сентября 2021 года Научно-учебная группа "Цифровая история искусства" приняла участие в круглом столе "Музеи, неравенство и будущее культуры: взгляд из Европы и России", организованном при поддержке Центра изучения Германии и Европы СПБГУ – Университета Билефельда и Французского института.
Майноры и МАГОЛЕГО как возможность выбора траектории обучения
Студенты Питерской Вышки могут формировать индивидуальную траекторию обучения за счет выбора дополнительных дисциплин. Для студентов бакалавриата это майноры, изучаемые на втором и третьем курсах, для магистрантов первого курса – МАГОЛЕГО.
Как читать сетевые графики? Сеть взаимоотношений деятелей искусства конца XIX - начала ХХ веков
Состоялся семинар посвященный промежуточным результатам одного из 3 направлений исследований НУГ ‘Цифровая история искусства’. В фокусе семинара - сеть взаимоотношений деятелей искусства конца XIX - начала ХХ веков.
Первый осенний семинар: научные итоги лета
После летнего перерыва НУГ “Цифровая история искусства” снова возвращается к встречам в офлайн-формате. 30 сентября состоялась очная встреча участников проектной группы, в рамках которой коллеги поделились последними научными результатами.
«Узнавание себя»: фильмы о прошлом
Лидия Рахманова, Сергей Давыдов и Мария Сафонова – о любимых фильмах и сериалах
Поздравляем наших уважаемых коллег с победой в номинации «Лучший преподаватель 2020»!
С радостью спешим поделиться заслугами наших коллег, ставшими победителями в конкурсе за звание «Лучший преподаватель 2020» по выбору студентов в 2019-2020 учебном году:
– Гарриса Сергеевича Рогоняна - лучшего преподавателя по выбору студентов Юридического факультета;
– Яну Николаевну Крупец – лучшего преподавателя по выбору студентов Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения;
– Марию Андреевну Сафонову – лучшего преподавателя по выбору студентов Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения;
– Ксению Алексеевну Тенишеву – лучшего преподавателя по выбору студентов Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения.
Видео-лекция Марии Сафоновой
“Love will tear us apart”: как сетевой анализ рассказывает о символическом производстве
Доклад соруководителя Научно-учебной группы "Цифровая история искусства" и доцента Департамента социологии - Марии Сафоновой об олигархах британской классической музыки, манчестерском постпанке, бостонской рок-сцене, бродвейских мюзиклах, голливудских кинопроизводителях, художниках русского авангарда в терминах сетевого анализа: центральности и централизации, ядро-периферийной структуре, плотности и тесном мире, структурных дырах и брокерстве. С иллюстрациями, графическими (в Gephi и ORA) и фотографическими.
Культура в городском пространстве: научно-учебный подход
16 ноября в Центре молодежных исследований (Санкт-Петербургский кампус ВШЭ) прошла конференция научно-учебных групп университета, занимающихся изучением современной культуры, которая проявляется, например, в отношении горожан к собственному телу, к трудовым отношениям, визуальным видам искусства.