• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский (диплом учителя английского языка)
Контакты
Телефон:
+7 (495) 772-95-90
22685
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 407
Время консультаций: По предварительной договоренности
Расписание
SPIN РИНЦ: 4268-9498
ORCID: 0000-0002-3923-8775
ResearcherID: K-3210-2015
Scopus AuthorID: 55988267400
Google Scholar
Руководитель
Углева А. В.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Зарецкий Юрий Петрович

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2004 году.
  • Научно-педагогический стаж: 45 лет.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 2006

    Доктор исторических наук: Российский государственный гуманитарный университет, специальность 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», тема диссертации: "Индивид в европейских автобиографиях: от Средних веков к Новому времени"

  • 1997
    Ученое звание: Доцент
  • 1993

    Кандидат исторических наук: Институт всеобщей истории РАН, специальность 07.00.03 «Всеобщая история», тема диссертации: "Ренессансная автобиография и самосознание личности: Эней Сильвий Пикколомини (Пий II)"

  • 1976

    Специалитет: Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт, факультет: истории и английского языка, специальность «История», квалификация «учитель истории, обществоведения и английского языка»

Профессиональные интересы

История культуры европейского Средневековья и раннего Нового времени; история автобиографии; профессионализация исторического знания в XVIII - начале XIX в.; современная историография.

Учебные курсы (2023/2024 уч. год)

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Учебные курсы (2020/2021 уч. год)

Учебные курсы (2019/2020 уч. год)

История (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Участие в редколлегиях научных журналов

  • Ceride: Journal of Ego-Document Studies

    https://dergipark.org.tr/en/pub/ceride 

  • С 2012 г.: член редсовета журнала «AvtobiografiЯ: Journal on Life Writing and the Representation of the Self in Russian Culture».

Конференции

  • 2023
    ХIX Международные книговедческие чтения (Минск). Доклад: Новые документы РГАДА о тиражах трех амстердамских изданий Ильи Копиевича
  • XII Международная научная конференция «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ» (Москва). Доклад: Новые сведения о жизни и деятельности Ильи Копиевского в Амстердаме
  • V Круглый стол «Автобиографические записи, дневники и мемуары в рукописной традиции XVII – начала XX века» (Санкт-Петербург). Доклад: Рассказы о себе в России раннего Нового времени как социальные практики
  • 2022

    XVIII Международные книговедческие чтения (Минск). Доклад: Европейские научные знания в учебниках Ильи Федоровича Копиевича

  • «ПРЕКРАСНАЯ БЫЛА СИЯ САМАЯ ПЕРВАЯ ПЕЧАТЬ: КРУГЛА, МЕРНА, ЧИСТА» Книжная культура эпохи Петра I Международная научная конференция (Москва). Доклад: Подлинник петровской привилегии Тессингу и другие находки в городском архиве Амстердама
  • Петр I и становление российской науки (Санкт-Петербург). Доклад: Первый издательский проект Петра и его исполнители: новые материалы из нидерландских библиотек и Городского архива Амстердама
  • ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИКА. ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ДИСКУРСЫ: СОЕДИНЯЯ ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ (Томск). Доклад: Периодизации истории СССР в контексте социальной истории знаний
  • 2021
    "Я променял все прочие доспехи на эти": о наших выборах в науке (Москва). Доклад: О непостоянстве в выборе исследовательских траекторий, их возможных причинах и условности дихотомии "внутреннее-внешнее"
  • Всероссийская научная конференция «Чтения памяти Н.И. Басовской» (Москва). Доклад: Составитель и издатель первых русских учебников Илья Копиевский (ок. 1651 – 1714). Неизвестные страницы биографии
  • Переводы в истории Средневековья и в работе медиевиста (Москва). Доклад: Как рождались первые переводы научных терминов и понятий в русском языке: учебники Ильи Копиевского
  • 2020
    История: переводить, понимать, оценивать (К юбилею М.А. Юсима) (Москва). Доклад: «Введение краткое во всякую историю» Ильи Копиевского (Перевод, истолкование, компиляция, адаптация, трансляция европейского исторического знания в Россию)
  • Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования (Всероссийская научная онлайн конференция памяти Виталия Григорьевича Безрогова) (Москва). Доклад: Презентация книги «Детство в европейских автобиографиях. От Античности до Нового времени». Сост. В.Г.Безрогов, Ю.П.Зарецкий, О.Е.Кошелева. СПб., Алетейя, 2019.
  • 2019
    Comparative history days (Санкт-Петербург). Доклад: First Printed Overviews of World History for “Slavonic-Russian People” (A Contribution to the Social History of Historical Knowledge Across Borders)
  • Всероссийская научная конференция с международным участием «Творческая лаборатория историка: горизонты возможного (к 90-летию со дня рождения Б.Г. Могильницкого)» (Томск). Доклад: История от первого лица: новые подходы к изучению личных свидетельств
  • Вызов времени: становление централизованных государств на Востоке и Западе Европы в конце XV – XVII в. (Калуга). Доклад: С Востока на Запад: Изменения картины всемирной истории в России XVII в.
  • 2018
    Life-Stories on the Move: Subaltern Autobiographical Practices from the Early Modern Period to the First World War (Берлин). Доклад: Official Self-Accounts as Means of Governmentality in the Imperial Russia
  • X International Conference of the Study Group on Eighteenth-Century Russia (Страсбург). Доклад: Историческое знание в Московском университете до начала XIX в.
  • Life Stories, Personal Narratives, and Ego-Documents: Problems and Perspectives from German, Central and Eastern European History (Cambridge). Доклад: In Search of the New European Past: Rewriting History in the First Person Singular
  • 2017
    Семинар Группы восточных, славянских и неоэллинистических исследований, Страсбургский университет (Страсбург). Доклад: Моя жизнь для государства: Делопроизводственные автобиографии советских граждан

Публикации

Книги8

Статьи и главы в книгах85

Под редакцией8

Переводы6

Препринты7

Опыт работы

Работал учителем истории и английского языка в средней школе, затем преподавателем истории и обществоведения в музыкальном училище, преподавателем всеобщей истории в педагогическом институте, университете, старшим научным сотрудником, с 2005 г. работаю в ВШЭ.

Информация*

  • Общий стаж: 45 лет
  • Научно-педагогический стаж: 45 лет
  • Преподавательский стаж: 43 года
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

О себе

В студенческие годы я сначала хотел быть археологом, но потом передумал. Археология преимущественно говорила о материальном мире, созданном человеком прошлого, а мне был интересен именно сам этот человек. И в итоге на старших курсах я увлекся изучением автобиографий и других личных документов итальянского Возрождения. Позднее, уже после защиты кандидатской диссертации, область моих научных интересов стала быстро расширяться. Сначала это были личные свидетельства, созданные в Западной Европе до начала Нового времени, потом я обратился к древнерусским автобиографическим текстам, к сюжетам Новой и Новейшей истории, не связанным с автобиографией. Все эти занятия сопровождались размышлениями о «ремесле историка» в наши дни.
Сегодня область моих научных интересов охватывает три широкие темы: «История культуры европейского Средневековья и раннего Нового времени», «История и теория автобиографии», «Теория и история исторического знания». Хотя ими не ограничивается – жизнь иногда подсказывает настолько захватывающие сюжеты для научных поисков и задает такие неожиданные вопросы, что приходится отвлекаться от основных занятий и осваивать новые области  знаний. 
На факультете философии Вышки я работаю со дня его основания в 2004 году. Преподаю курсы «Всеобщая история», «История западных цивилизаций», «Западноевропейская автобиография как историко-культурный феномен», «Academic communication and writing», «Basic Forms of Student Writing in Contemporary Universities» (на английском языке) и другие. Руковожу научно-учебной группой междисциплинарных исследований автобиографии, участниками которой вместе со студентами и аспирантами являются известные российские и зарубежные ученые.
Начиная с 1995 года периодически работал в качестве приглашенного исследователя и профессора в американских и европейских университетах и научных центрах. Абсолютно убежден, что этот зарубежный опыт оказался исключительно важен и полезен для моей научной и преподавательской деятельности. 

Приглашенный исследователь/профессор

University of Tübingen; University College, London; University of Helsinki; University of Sheffield; University of St Andrews; University of California, Berkeley; Columbia University, New York; European University Institute, Florence; Central European University, Budapest; Universidad de Deusto, Bilbao; Max-Planck-Institut für Geschichte, Göttingen; Maison des sciences de l'homme, Paris; Collegium Budapest.

 

Лекции и семинары в зарубежных университетах и научных центрах

University of Strasbourg; University of Glasgow; Finnish Literature Society; University of Tampere; University of Helsinki, University of Sheffield, University of St Andrews, University of California (Berkeley), University of California (Riverside), Montclair State University, Universidad de Deusto (Bilbao), University of Amsterdam, Central European University (Budapest), Collegium Budapest, Eötvös Loránd University (Budapest), University of California (Los Angeles), University of Maryland (College Park), California State University (Stanislaus)

Исследовательские проекты

Russian Modernisation: Philosophical and Cultural Interpretations (Finnish Centre of Excellence in Russian Studies) (2014-2016); Забытые историки, забытая история: Био-библиографическое исследование (Научный фонд НИУ ВШЭ, 2015-2016); Автобиографии раннего Нового времени: Историко-культурные контексты и социальные практики (Научный фонд НИУ ВШЭ, 2013-2014); Историческое знание в российском университете: Происхождение настоящего (Научный фонд НИУ ВШЭ, 2012-2013); Субъект и культура: основы междисциплинарного исследования проблемы (Центр фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, 2012); First-Person Writing, Four-Way Reading (European Science Foundation, 2011); Субъективность и идентичность (ЦФИ ГУ-ВШЭ, 2010);
Автобиографические свидетельства эпохи Возрождения: проблемы историко-культурной интерпретации (Научный фонд ГУ-ВШЭ, 2010-2011);
Geschichtliche Grundbegriffe: Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland (Deutsche Historische Institut in Moskau, Volkswagen Stiftung, 2009-2013); История от первого лица: исследование личных свидетельств в современной зарубежной историографии (Научный фонд ГУ-ВШЭ, 2009/2010); First Person Writings in European Context (Paris IV, European Science Foundation, 2008-2010) 


Международные исследовательские гранты

Carnegie Fellowship (2016); Kone Fellowship (2013); Erasmus Mundus Scholar Fellowship (2012); CEU-HESP Professorial Fellowship (2009); Erasmus Mundus Triple I Short-term Fellowship (2008); Max-Planck-Institut für Geschichte Short-term Fellowships (2004, 2005, 2006); Maison des sciences de l’homme Short-term Fellowships (2004, 2006); Collegium Budapest Senior Fellowship (2002 – 2003); Research Support Scheme Research Grant (1997 – 2000); Fulbright Senior Fellowship (1995 – 1996); Regional Scholar Exchange Program Fellowships (1995, 2000)

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Знания, полученные в Высшей школе экономики - бесценны

Студентка 3 курса образовательной программы - Евгения Бейнштейн, победила во Всероссийском конкурсе учителей истории «История в школе: традиции и новации». Церемония проходила в Доме Российского исторического общества. Организаторами конкурса выступили Фонд «История Отечества» и Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания».

Двенадцатое заседание Научного семинара Школы философии и культурологии

На заключительном в этом году заседании Научного семинара Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Юрий Петрович Зарецкий представил свою статью «Confessing to Leviathan: The Mass Practice of Writing Autobiographies in the USSR». В ходе обсуждения участники сравнили «делопроизводственные автобиографии», являвшиеся повседневной советской практикой, с западными аналогами admission essay и CV, оценили философский потенциал изучения подобных документов и задались вопросом, один ли Левиафан у разных сообществ модерна.

Покайся и работай

Что общего между исповедью
и советскими автобиографиями

Юбилей Юрия Петровича Зарецкого

1 октября юбилей Юрия Зарецкого, профессора Школы философии НИУ ВШЭ.

Составлен аннотированный указатель электронных библиотек по философским наукам

Аннотированный указатель составлен студентами второго курса Школы философии. Указатель содержит наименования и ссылки на электронные ресурсы, дифференцированные по временным и тематическим категориям. Приведенное к каждой библиотеке краткое описание призвано облегчить пользователю поиск необходимой информации. Указатель составлен в апреле 2015 года студентами 2-го курса в рамках учебной практики (Руководители Ю.П. Зарецкий и А.Л. Беграмбеков).

Ю.П. Зарецкий - победитель конкурса "Учитель-ученики" 2010-2011

27.11.2009 Проект Ю.П. Зарецкого поддержан Советом Программы "Научный фонд ГУ-ВШЭ"