• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Евгений Крестьянников на Общероссийской научной конференции "Выставка Достижений Научного Хозяйства – XVII"

22–23 марта в Европейском университете в Санкт-Петербурге состоялась Общероссийская научная конференция "Выставка Достижений Научного Хозяйства – XVII". На секции "Юридические профессии в России: судьи, следователи, лицензированные юристы" с докладом "Судебные следователи в Сибири: специфика профессии в условиях «переходной юстиции» (1885–1897 годы)" выступил ведущий научный сотрудник Института Евгений Крестьянников.

Евгений Крестьянников на Общероссийской научной конференции "Выставка Достижений Научного Хозяйства – XVII"

Европейский университет в Санкт-Петербурге

Открывая заседание секции, Евгений Крестьянников представил взгляд на развитие сообщества правоведов в поздней Российской империи, в целом разделив мнение историков, считающих по-настоящему сложившейся в то время юридической профессией лишь адвокатуру. Судьи, прокуроры, нотариусы и другие работники судебной системы принадлежали к субпрофессиям, располагавшимся на том или ином приближении к адвокатам.

Весьма далеко от них как профессии находились судебные следователи в Сибири так называемого "переходного" периода в юстиции. Они учреждались в крае в ходе судебной реформы 1885 г., призванной улучшить дореформенное правосудие путем внедрения отдельных элементов применяемого в России с 1864 г. передового судопроизводства – принципов состязательности, гласности, устности процесса. По смыслу же изменений было очевидно, что реформированием планировалось повысить карательную силу сибирских судов.

Решение данной задачи ложилось в первую очередь на судебных следователей, но они не вполне обладали ресурсами, необходимыми для успешного выполнения возложенной миссии. На Сибири было принято экономить, и штат следственного аппарата являлся заведомо недостаточным. Поэтому большинством расследований, как и прежде, занимались чиновники полиции, отличавшиеся невежеством и склонностью к злоупотреблениям. Из-за малочисленности следователи заведовали огромными участками, испытывали служебные перегрузки и дискомфорт, но своими добросовестностью, высокими квалификацией и профессионализмом продемонстрировали превосходство над другими отрядами сибирского чиновничества.

Сама следовательская работа вообще не предполагала самостоятельности, требуя, наоборот, сильной субординации. В условиях окраины следователи к тому же находились в совершенной изоляции друг от друга, что делало невозможным их взаимодействие и выработку каких-то единых норм и формирование содружеств, хотя бы отдаленно напоминавших адвокатские профессиональные этос и корпоративность.

Более подробно с материалами конференции можно ознакомится по ссылке.