Искусство научной публикации: как открытый доступ и ИИ-инструменты помогают исследователям?

Первые выпускники программы повышения квалификации для исследователей “Научная публикация: открытый доступ, выбор журнала и инструменты ИИ” завершили обучение и открыли новые возможности для эффективного использования ИИ и открытого доступа в научной работе. 25 ученых, аспирантов, научных сотрудников и преподавателей из разных уголков России обрели новые профессиональные связи и погрузились в самые актуальные темы, которые помогут им ускорить и улучшить процесс научной работы!
Программа была разработана командой Центра научной интеграции совместно с Иваном Стерлиговым, экспертом в наукометрии и научной аналитике, и Светланой Сучковой, директором Центра академического письма НИУ ВШЭ. Она направлена на развитие у исследователей практических навыков в области подготовки и размещения научных публикаций в рецензируемых международных и российских изданиях. Участники познакомились с современными стандартами открытого доступа, научились выбирать подходящие журналы, распознавать хищнические издания, использовать инструменты оценки качества журнала, а также оптимизировать рабочие задачи с помощью искусственного интеллекта.
Обучение происходило в онлайн-формате, преимущественно на современной платформе iSpring Learn, и длилось пять недель. Программа включала в себя 6 тематических блоков, онлайн-лекции, практические вебинары с экспертами курса, два творческих самостоятельных задания с подробной обратной связью от преподавателей и итоговое тестирование. Среди тем, которые слушатели назвали особенно полезными для их академической работы, – прикладная оценка научных журналов и стратегии выбора издания для публикации, этические аспекты открытого доступа и практикум по использованию ИИ-помощников для различных исследовательских задач.
По окончании программы все участники получили удостоверения о повышении квалификации установленного НИУ ВШЭ образца.
Слушатели курса высоко оценили работу преподавателей, поддержку куратора программы Марии Хейфец на протяжении всего обучения и качество обучающих материалов.
Курс полностью соответствует моим текущим целям: получить представление о наукометрии; подобрать журналы, релевантные тематике исследования; познакомиться с ИИ-инструментами и разобраться с этикой их использования. Блестящие преподаватели! Высококлассная подача материала, только полезная информация. Понравилось: логика учебной программы, качество материала, профессионализм преподавателей, краткость лекций; поразили разнообразие и функциональность инструментов ИИ.
Косова Екатерина Алексеевна
заведующий кафедрой прикладной математики, ФГАОУ ВО "КФУ им. В. И. Вернадского
Участники также отметили практико-ориентированный подход к обучению (творческие практические задания, гайды, ссылки на полезные ресурсы, дополнительные презентации), что особенно полезно для молодых учёных, которые только начинают строить академическую карьеру.
Для меня основным в курсе была часть, посвященная инструментам и аспектам использования ИИ. Часть курса по ИИ я бы рекомендовала вообще внедрять как базовую для всех специальностей. Увлеченные профессионалы, которые прекрасно умеют структурировать то, чем сами занимаются, фактически это практико-ориентированное образование в академической сфере.
заместитель директора Института развития креативных индустрий Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, аспирант НИУ ВШЭ
Центр научной интеграции работает с обратной связью выпускников и активно развивает данное направление обучения. Мы приглашаем исследователей и ученых на летний старт обновленной программы повышения квалификации, который состоится уже 2 июня 2025!
“Высокий интерес к программе и обратная связь от выпускников подтверждают: без понимания современных трендов в научных коммуникациях исследователям сегодня не обойтись. Мы рады, что участники активно вовлекались в обсуждения и сразу применяли знания на практике – это подтверждает, что курс отвечает реальным запросам ученых», – отметила Юлия Фалькович, директор Центра научной интеграции и руководитель программы повышения квалификации.
Также Центр предлагает программу повышения квалификации по развитию академической карьеры и построению личного бренда в научной среде “Как развивать академическую карьеру: личный бренд исследователя”.
Центр научной интеграции: Аналитик
Сучкова Светлана Анатольевна
Центр академического письма: Директор центра
Фалькович Юлия Валериевна
Центр научной интеграции: Директор центра
Хейфец Мария Николаевна
Центр научной интеграции: Менеджер
