• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль ценностей и установок учителей в изменении межкультурных отношений в школеThe Role of Teachers' Values and Attitudes in Changing Intercultural Relations in School Settings

Соискатель:
Бомбиери Лучия
Члены комитета:
Иванова Наталья Львовна (ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», д.психол.н., профессор, председатель комитета), Birman Dina (University of Miami, School of Education and Human Development, Department of Educational and Psychological Studies, Ph.D., Psychology, Professor, член комитета), Tartakovsky Eugene (Tel-Aviv University, Ph.D., Associate Professor, член комитета), Ughetta Moscardino (Department of Developmental and Social Psychology, University of Padova, Italy, Ph.D., Associate Professor, член комитета), Хухлаев Олег Евгеньевич (ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», к.психол.н., доцент, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
2/10/2020
Диссертация принята к защите:
3/10/2020 (Протокол № 3)
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
4/14/2020
Современному обществу приходится сталкиваться с глобальными вызовами, связанными с ростом миграции. Из-за возможных конфликтов ценностей и ожиданий мигрантов и принимающего сообщества увеличение потоков миграции ставит перед принимающими странами вопрос незамедлительной реакции на разных уровнях общественной жизни. Для сферы образования данный вопрос также является актуальным, и изучение межкультурных взаимодействий в школе, несомненно, имеет научную и практическую ценность. Ключевую роль в данных взаимодействиях, безусловно, играют учителя, которые должны проявлять личные и профессиональные качества, способствующие разработке успешных образовательных инструментов среди учащихся как среди принимающего населения, так и среди мигрантов. Данная диссертация включает в себя три эмпирических исследования (общий объем выборок  N=350 респондентов). Первое исследование было нацелено на изучение  индивидуальных ценностей (с помощью методики PVQ-21 Ш. Шварца) и аккультурационных ожиданий (с помощью методики Д. Берри из проекта MIRIPS) работников сферы образования, живущих в странах Европы (N = 123); применялся онлайн-опрос. Были использованы такие методы обработки данных, как многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA) и путевой анализ. Результаты показали, что профессиональные характеристики работников сферы образования связаны с их ценностями и аккультурационными ожиданиями. Было обнаружено, что толерантность полностью опосредует (медиирует) взаимосвязь ценностей Открытости изменениям и Самопреодоления с интеграционными аккультурационными ожиданиями. Второе исследование было нацелено на изучение влияния инструкций учителей (просоциальных и дисциплинарных) на установки школьников по отношению к новичку-мигранту. В выборку вошли ученики последнего года обучения в начальной школе ( средний возраст M=10.27) из России (N = 134) и Италии (N = 93). Многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA) показал позитивный значимый эффект просоциальных инструкций, заключавшийся в усилении позитивных установок как по отношению к новому ученику, так и к его/ее группе в целом. Третье исследование было нацелено на изучение факторов, которые в наибольшей степени влияют на представления школьников из России (N = 105) и Италии (N = 56) при знакомстве с новичком-мигрантом; в исследовании использовалась проективная методика. Результаты анализа (тест Хи-квадрат) показали большую значимость эмоциональных факторов в сравнении с контекстуальными. В целом, полученные результаты имеют не только теоретическую значимость, но и перспективы для практического применения. Школьный персонал может использовать их при планировании учебных курсов для взрослых (учителей, родителей и т.д.) и при выборе наиболее перспективных стратегий работы со школьниками. Другие возможности практического применения, а также ограничения проведенных исследований представлены в тексте научной работы.
Диссертация [*.pdf, 1.75 Мб] (дата размещения 2/13/2020)
Резюме [*.pdf, 235.76 Кб] (дата размещения 2/13/2020)
Summary [*.pdf, 215.67 Кб] (дата размещения 2/13/2020)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации

I like them, because my teacher told me so! Teachers' instruction and empathy to improve attitudes toward immidrunts at school. 2020 (в печати) (смотреть на сайте журнала)


Отзывы
Отзыв научного руководителя
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата психологических наук (протокол № 2 от 14 апреля 2020г.). Решением диссертационного совета (протокол № 8 от 30.06.2020 г.) присуждена ученая степень кандидата психологических наук.
См. на ту же тему

Развитие концепции клиентоориентированности компании в условиях российского рынкаКандидатская диссертация

Соискатель: Гулакова Ольга Вячеславовна
Руководитель: Ребязина Вера Александровна
Дата защиты: 11/23/2023

Антикоррупция в дискурсах акторов гражданского общества в РоссииКандидатская диссертация

Соискатель: Кьярвезио Франческа
Руководитель: Ди Пуппо Лили
Дата защиты: 4/17/2023

Децентрализация и экономические результаты фирм в условиях слабых институтовКандидатская диссертация

Соискатель: Левина Ирина Александровна
Руководитель: Яковлев Андрей Александрович
Дата защиты: 6/23/2021