• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние конфессиональной принадлежности на социально-экономические предпочтения и поведение религиозных респондентов (на примере Украины) Кандидатская диссертация

Соискатель:Снеговая Мария Владиславовна
Руководитель:Ясин Евгений Григорьевич (др. работы под рук-вом)
Оппоненты:Гельман Сергей Викторович; Аузан Александр Александрович
Специальность: 08.00.01 Экономическая теория
Дисс. совет:Д 212.048.02 - Совет по экономическим наукам
Дата защиты:27.10.2011


Православная церковь – важнейший институт, набирающий растущее влияние в российском обществе. Доктринальные, институциональные и исторические особенности ее развития определили склонность православной церкви к большей поддержке властного авторитета и иерархии. Влияют ли эти особенности православия на предпочтения религиозных групп сегодня? В существующих работах обнаруживается недостаточная разработанность данной проблематики в связи с существенной неоднородностью результатов и отсутствия предварительно сформулированной гипотезы. Другой проблемой является малое число исследований православной конфессии. Диссертационное исследование направлено на восполнение указанных пробелов. Объектом исследования выступают предпочтения и поведенческие характеристики православных верующих в сравнении с католиками в Украине. Украина выбрана как страна с подходящим для целей анализа распределением религиозных групп и похожая на Россию. Предметом исследования выступает связь политических и социально-экономических предпочтений и поведенческих характеристик респондентов с их религиозной принадлежностью. В диссертации разработана и апробирована авторская методика изучения социально-экономических и политических предпочтений респондентов путем синтеза данных типологии Грондона и вопросов из Всемирного Исследования Ценностей. Выявлены  различия  в экономических предпочтениях респондентов, которые определяются их религиозной принадлежностью. У респондентов–православных анализируемые характеристики в целом сочетаются с  непродуктивными экономическими предпочтениями: скептическое отношение к демократической форме устройства общества, склонность к выбору более иерархической организации общества, акцент на повышении роли государства в экономике и перераспределении и др. Для православных респондентов также характерно большее отторжение свободного рынка и конкуренции по сравнению с католиками, неверие в то, что труд ведет к успеху. Группы католических респондентов, наоборот, демонстрируют продуктивные экономические предпочтения. Проведен сравнительный анализ характеристик экономического (уровень зарплаты) и политического (голосование) поведения представителей религиозных групп Украины (православие и католичество).  Впервые проведена эмпирическая проверка теоретического положения о взаимосвязи религиозной принадлежности респондентов одновременно как с их социально-экономическими и политическими предпочтениями, так и с их экономическим и политическим поведением. 

Автореферат [*.pdf, 274.69 Kb]



Ключевые слова: католичество, православие, религия, социально-экономические предпочтения, Украина