• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 10 из 27

Дискуссии о технике и “другой модерн” в Германии: между культуркритикой и технократиейДокторская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по философии
Диссертация представляет собой не имеющую аналогов не только в русской, но и в мировой науке попытку систематического исследования дискуссий о технике в Германии в их динамическом развитии на протяжении шести десятилетий — от 1900-х до 1960-х годов включительно, — в которые вмещаются все значимые этапы трансформации немецкого государства в новейшее время. Наряду с известными авторами – В. Зомбартом, О. Шпенглером, М. Хайдеггером, Э. Юнгером, Х. Фрайером в диссертации рассматриваются никогда не переводившиеся на русский язык работы таких философов и интеллектуалов, как Л. Клагес, Т. Лессинг, В. Ратенау, Ф. Дессауэр, А. Гелен, Х. Шельски, Г. Гюнтер и др. Особое внимание уделяется проектам так называемого "Другого модерна" в Германии, а именно, консервативной мысли о технике и технической современности. Теоретической рамкой автору диссертации служит оригинальная философская концепция «маятникового модерна», которая позволяет описывать разнонаправленные социокультурные логики внутри технической современности.
Диссертация [*.pdf, 5.00 Мб] (дата размещения 8/6/2024)
Резюме [*.pdf, 820.16 Кб] (дата размещения 8/6/2024)
Summary [*.pdf, 859.75 Кб] (дата размещения 8/6/2024)

Позднеантичные философские традиции в «Беседах на псалмы» Оригена и Василия ВеликогоКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Грюнерт Анна
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
10/17/2024
В диссертационном исследовании впервые была критически проанализирована связь между «Беседами на псалмы» Оригена и одноимённым сборником проповедей Василя Великого. При этом впервые была осуществлена попытка рассмотреть эти источники не просто как памятники раннехристианской литературы, но также как источники, которые могут быть рассмотрены с историко-философской точки зрения. Таким образом впервые выявлена особая позднеантичная концептуализация библейской книги Псалтири в качестве универсального источника знания, представленного отчасти в философских терминах. Была также сформулирована связь различных частей философии, которые находят отражение в экзегезе отдельных псалмов. Кроме того, был представлен историко-философский анализ греческого понятия «выбора» в его различных трактовках в рамках различных философских традиций и более ранних раннехристианских богословских и апологетических памятников. При этом внимание было также уделено историческим аспектам и контекстам избранных источников. Было таким образом констатировано, что полноценное понимание историко-философского контекста ранних гомилий невозможно без грамотного изучения аудитории и полемического фона этих текстов. Избранная оптика исследования позволила изучить и коснуться ряда очень важных и довольно малоисследованных аспектов, которые рассматривались до сих пор только в отношении более ранней философской и христианской литературы.
Диссертация [*.pdf, 1.68 Мб] (дата размещения 7/16/2024)
Резюме [*.pdf, 412.99 Кб] (дата размещения 7/16/2024)
Summary [*.pdf, 366.15 Кб] (дата размещения 7/16/2024)

Концепт посттрудового общества и эволюция философии трудаКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Нестеров Олег Георгиевич
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
10/16/2024
В диссертации предпринята попытка показать изменения, которые происходят с человеком в условиях трансформации труда в постиндустриальную эпоху, как изменения труда и трудовых отношений отразились на эволюции философской мысли о труде, рассмотреть концепт посттрудового общества, а также показать, как меняется отношение человека к труду, как меняется культура и этика труда в современную эпоху.
Трансформация сферы труда и изменение отношения к труду обусловлена, с одной стороны, становлением посттрудового общества и позднего капитализма, а с другой стороны, последствиями таких недавних явлений и событий, как, например, пандемия COVID-19, обусловившая распространение дистанционного формата работы, цифровизацию экономики, образования и труда. 
В качестве отправной точки исследования концепта посттрудового общества и эволюции философии труда мы обращаемся к изменению человека и его труда в социальных теориях и философских работах конца XX века. Научно-технические достижения привели к совершенствованию и созданию новых способов производства, которые трансформировали традиционные и создали новые виды и условия труда. Переконфигурация содержания и структуры труда стала основой новой социальной стратификации. Внедрение достижений технического прогресса привели к изменению образа жизни человека, к дискуссиям о конце различных видов труда, об изменении человека, его существования в условиях нового труда, изменений его культуры и этики.
Диссертация [*.pdf, 1.84 Мб] (дата размещения 8/15/2024)
Резюме [*.pdf, 841.06 Кб] (дата размещения 8/15/2024)
Summary [*.pdf, 614.69 Кб] (дата размещения 8/15/2024)

Философский анализ мифологических мотивов в русской художественной классикеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
4/9/2024
Цель диссертационного исследования – дать философскую интерпретацию произведений Лермонтова, Гончарова и Толстого как мифотворчества (с опорой на философии мифа и связанную с нею в одно смысловое целое философию детства), доказать реальность мифотворчества и его эвристическую ценность для философского познания.  Онтогносеологический анализ мифотворчества Лермонтова, Гончарова и Толстого позволяет привнести в академическую философию элементы живого знания и по-новому понять хорошо изученные произведения классиков (равно как и философию мифологии Шеллинга, Кассирера, Лосева) – словом вдохнуть новую жизнь в философский анализ русской литературы, отыскать новые пути его развития. Настоящая работа связывает ряд гуманитарных дисциплин: философию мифа, филологию, детскую психологию – не в смутном смешении различных направлений, но в одной методологической программе и понятийной схеме, что сегодня представляется перспективным и востребованным как в сфере самих гуманитарных исследований, так и в сфере преподавания. Данное исследование может стать идейной и методической базой курсов по философии мифа, философии детства, по осмыслении художественной литературы как формы философствования.
Диссертация [*.pdf, 2.88 Мб] (дата размещения 2/8/2024)
Резюме [*.pdf, 648.38 Кб] (дата размещения 2/8/2024)
Summary [*.pdf, 463.76 Кб] (дата размещения 2/8/2024)

Природа философии и ее истолкование в витгенштейнианстве: школа СуонсиКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
12/5/2023
В кандидатской диссертации Г.А. Золоткова проведено историко-философское исследование взглядов витгенштейнианцев Университета Суонси (школы Суонси) на природу философии. Реконструкция и критический анализ воззрений исследуемых мыслителей осуществляется автором в рамках общего контекста идей представителей витгенштейнаинского движения, который в свою очередь задается путем: проведения автором демаркации витгенштейнианского движения и иных философских направлений, испытавших влияние Витгенштейна; выделения группы наиболее авторитетных представителей витгенштейнианского движения; демонстрации разносторонности взглядов Витгенштейна на природу философии, а также разграничения трех основных подходов к трактовке его взглядов на природу философии. Рассмотрение взглядов школы Суонси под таким углом позволяет автору выявить и проанализировать особенности истолкования природы философии представителями данной группы, а также указать на ряд недостатков предложенного ими истолкования.
Диссертация [*.pdf, 1.59 Мб] (дата размещения 9/27/2023)
Резюме [*.pdf, 463.88 Кб] (дата размещения 9/27/2023)
Summary [*.pdf, 386.38 Кб] (дата размещения 9/27/2023)

Проблема реальности самости в современной аналитической философииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Турко Дмитрий Сергеевич
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
10/25/2023
Диссертация представляет собой исследование в области онтологии личности. Она посвящена проблемам реальности и природы самости (self), личности и субъекта опыта с учётом дискуссий в современной аналитической философии. Автор защищает феноменалистский процессуальный реализм в отношении самости, согласно которому фундаментальная природа самости или личности — быть опытным (феноменальным) процессом. В некоторых аспектах этот подход близок к идем современных теоретиков (Б. Дейнтона, Д. Захави, Н. Решера, Г. Стросона), но восходит к идеям представителей философии раннего Нового времени — Р. Декарта, Дж. Локка и Д. Юма. Автор критикует антиреалистические и не-феноменалистские теории. Предложена натуралистическая теория самостей, отождествляющая их с существами, наделёнными чувствительностью (sentience). Дан ответ на критику сторонников нейрофилософского антиреализма (Т. Метцингер, П. Чёрчленд) и буддийского редукционизма о самости (М. Сидериц). Разработана теория субъекта опыта, трактующая его не как отдельную сущность, а как внутренне присущее свойство опыта. Предложена критика анимализма — позиции, согласно которой каждый из нас тождественен человеческому животному. Анимализм и не-феноменалистские теории онтологии личности признаются лишь акцидентально истинными. В пику «сильному» варианту реализма, утверждающему онтологическую независимость самостей, делается вывод об онтологической зависимости самости от поддерживающей ее основы. Однако самость укоренена в своей основе лишь случайным образом: тождество основы не необходимо для тождества личности. В конце работы предложен аргумент в пользу того, что личности являются нередуцируемыми сущностями.
Актуальность диссертации заключается в важности вопросов метафизики личности для многих областей практической философии: биоэтики, этики животных, этики окружающей среды, этики ИИ, морального статуса личности. Многое в этих областях зависит от фундаментальных идей и концепций, поставляемых метафизическим дискурсом о личности. В настоящее время эти области становятся все более важными по целому ряду причин. Другая причина актуальности диссертации заключается в общей актуальности метафизики личности сегодня. В отличие от проблемы диахронического тождества личности, теме онтологии личности в аналитической философии до недавнего времени не уделялось достаточного внимания. Но за последние несколько десятилетий возникли новые позиции в онтологии личности: анимализм, нарративизм, феноменализм, нейрофилософский антиреализм и аналитический буддизм. Сами эти позиции, их аргументы и отношения между ними требуют прояснения; диссертация отчасти заполняет эту исследовательскую лакуну.
Диссертация [*.pdf, 1.90 Мб] (дата размещения 8/24/2023)
Резюме [*.pdf, 367.02 Кб] (дата размещения 8/24/2023)
Summary [*.pdf, 340.69 Кб] (дата размещения 8/24/2023)

Проблема понимания в теоретической философии В.В. Розанова и русский идеализм конца XIX – начала XX вв.Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
10/25/2023
В исследовании предпринимается историко-философская контекстуализация идей, концепций и общих методологических установок трактата В.В. Розанова «О понимании», которая призвана выявить генетическое родство розановской теории понимания с идеалистическим течением русской философии, одними из главных представителей которых являлись славянофилы, В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой и Л. М. Лопатин. Целью исследования является историко-философская реконструкция концепции понимания В. В. Розанова для соотнесения ее основных положений с русской идеалистической традицией и выделением идейных новшеств, которые Розанов в нее привносит. Автор устанавливает линию идейной преемственности, на фоне которой представляется возможным вписать Розанова в контекст русской идеалистической философии, а также указать то особенное, что позволяет выделить Розанова в качестве самостоятельной и значимой фигуры исторического развития русской философской мысли на рубеже конца XIX – начала XX века.
Диссертация [*.pdf, 1.29 Мб] (дата размещения 8/22/2023)
Резюме [*.pdf, 459.05 Кб] (дата размещения 8/22/2023)
Summary [*.pdf, 672.35 Кб] (дата размещения 8/22/2023)

Онтологические основания семантики событийКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
6/28/2023
Одна из заметных тенденций в современной логической семантике – активное использование и исследование подходов, в центре которых находятся такие категории, как «событие», «ситуация», «процесс», «состояние». Будем обобщенно называть их динамическими категориями, поскольку содержание этих понятий связано с динамикой (события и процессы происходят, ситуации могут возникать и устраняться, состояния могут сменять друг друга). Логико-семантические концепции, основывающиеся на этих категориях, можно называть семантикой событий.
В настоящее время семантика событий представляет собой влиятельную философско-лингвистическую парадигму, востребованную в различных сферах теоретических и экспериментальных исследований, однако ее онтологические аспекты представляют собой поле для продолжающихся дискуссий, а также страдают от терминологической и концептуальной неопределенности. Необходимо найти корректное теоретическое понимание категории событие и уточнить ее взаимосвязи с другими категориями, используемыми при логико-семантическом анализе естественных языков. Цель данного исследования – анализ онтологических оснований логико-семантических подходов, центральное место в которых принадлежит динамическим категориям (ситуационная семантика, нефрегевская логика, дэвидсоновская семантика событий).
Диссертация [*.pdf, 8.45 Мб] (дата размещения 4/27/2023)
Резюме [*.pdf, 1.71 Мб] (дата размещения 4/27/2023)
Summary [*.pdf, 1.93 Мб] (дата размещения 4/27/2023)

Рецепция философии Фридриха Ницше в теориях анархизма XX векаКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Семиглазов Георгий Сергеевич
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
4/24/2023
Целью настоящего исследования является историко-философская реконструкция анархической рецепции философии Ф. Ницше у наиболее значимых  идеологов анархизма XX-XXI вв., с выявлением особенностей использования основных философских понятий немецкого мыслителя в работах по теории анархизма. Среди академических исследований, посвященных ницшевскому учению, тема взаимосвязи идей Фридриха Ницше и анархических учений практически обходится стороной, поскольку предполагается, что анархическая рецепция либо не стоит того, чтобы ей уделять внимание (это обусловлено общим маргинальным статусом анарховедения), либо расценивается как самоочевидная. Кроме того, Ницше скорее известен как консервативный мыслитель, а поэтому левые радикальные интерпретации его философии вероятно не вписываются в общие рамки понимания ницшевского философского наследия. Диссертация же комплексно реконструирует именно эту левую радикальную рецепцию, пытаясь взглянуть на творчество философа исходя из другой перспективы, отличной от ницшевского консерватизма. В этом и заключается главная новизна работы, выявляющей значимость учения базельского профессора для анархизма. Наконец, в связи со своей философской самобытностью, анархическая трактовка текстов Ницше не может быть очевидной, скорее наоборот – сложной, и скрывающей в себе множество подводных камней. Поэтому автор диссертации также пытается показать, что анархизм в качестве учения в XX в. был комплексной философской системой, обладающей рядом особенностей понимания природы человека, государства, общества и культуры, что напрямую было обусловлено ницшевским учением.
Диссертация [*.pdf, 13.56 Мб] (дата размещения 2/20/2023)
Резюме [*.pdf, 968.13 Кб] (дата размещения 2/20/2023)
Summary [*.pdf, 2.09 Мб] (дата размещения 2/20/2023)

Структура и семантика изобразительной поверхности: аналитические теории визуальной репрезентацииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Руководитель:
Инишев Илья Николаевич
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
4/21/2023
В данном исследовании впервые было осуществлено систематизированное актуализирующее прочтение аналитических теорий изображений в ракурсе проблемы изобразительной поверхности. Кроме того, была впервые осуществлена экспликация и анализ проблемы изобразительной двойственности и выявлен её центральный статус для понимания структуры изображений в аналитической традиции. Также были впервые выявлены разные трактовки статуса изобразительной поверхности в аналитических теориях изобразительной репрезентации и предложено понятие пикториального антиэссенциализма для описания теорий, избегающих прямого разговора о поверхности из методологических соображений. Кроме того, были проведены институциональный анализ (с фокусом на отношениях с аналитической эстетикой) и историческая реконструкция развития АФИ, позволивший выявить связь между трактовкой изобразительной двойственности и дефинициями произведения искусства в ранней аналитической философии искусства. Выбранный ракурс исследования также позволил эксплицировать ряд редко упоминаемых, но интересных в концептуальном и теоретическом отношении элементов концепций рассматриваемых авторов, а также поставить аналитические теории изображений в контекст актуальных междисциплинарных дискуссий об образном и визуальном.
Диссертация [*.pdf, 1.48 Мб] (дата размещения 2/20/2023)
Резюме [*.pdf, 473.26 Кб] (дата размещения 2/20/2023)
Summary [*.pdf, 525.64 Кб] (дата размещения 2/20/2023)