• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7(495) 772-95-90 * 15-366
15-366
Электронная почта:
Адрес: Армянский переулок, д. 4, стр. 2, каб. 313
Время работы: вторник 14.00-16.00 пятница 14.00-16.00 Лучше написать перед встречей. Также возможно обсуждение по скайпу.
Расписание
Резюме (PDF, 206 Кб)
SPIN РИНЦ: 9983-7239
ORCID: 0000-0001-6793-9985
ResearcherID: H-9324-2015
Scopus AuthorID: 6506122859
Google Scholar
Блоги и соц. сети
ResearchGate
Academia.edu
Руководитель
Мельвиль А. Ю.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Поддьяков Александр Николаевич

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2003 году.
  • Научно-педагогический стаж: 30 лет.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 2009
    Ученое звание: Профессор
  • 2001

    Доктор психологических наук: Психологический институт Российской академии образования, специальность 19.00.07 «Педагогическая психология», тема диссертации: Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте. Полный текст: http://www.aspirantura.spb.ru/dissers/poddiakov.zip

  • 1995
    Старший научный сотрудник
  • 1990

    Кандидат психологических наук: факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, специальность 19.00.07 «Педагогическая психология», тема диссертации: Особенности деятельности экспериментирования дошкольников с новыми объектами разной сложности

  • 1985

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: психологии, специальность «Психология»

  • 1985

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология»

Профессиональные интересы (со ссылками на ресурсы)

Достижения и поощрения

Достижения и поощрения

Победитель конкурса образовательных инноваций "Фонда образовательных инноваций". 2012 г., осень. Лучшие разработки: http://foi.hse.ru/methodics_2012.

1-е место на Всероссийском конкурсе психологических изданий в номинации "Лучшая монография по психологии - 2007" за книгу: Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. 231 с.

Выпускные квалификационные работы студентов

Полный список ВКР

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Учебные курсы (2016/2017 уч. год)

Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Учебные курсы (2013/2014 уч. год)

Учебные курсы (2012/2013 уч. год)

Учебные курсы (2011/2012 уч. год)

Учебные курсы (2010/2011 уч. год)

Учебные курсы (2009/2010 уч. год)

Участие в редколлегиях научных журналов

  • С 2017 г.: член редколлегии журнала «Вопросы психологии».

  • С 2012 г.: член редсовета журнала «Integrative psychological & behavioral science».

  • С 2011 г.: член редколлегии журнала «Организационная психология».

  • С 2008 г.: член редколлегии в журнале «Психологические исследования. Электронный журнал».

  • С 2004 г.: член редколлегии журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

  • С 2001 г.: член редсовета журнала «Culture & Psychology».

  • С 2000 г.: член редсовета журнала «Mathematical Thinking and Learning».

Гранты

2015-2016 - грант РГНФ на исследование "Индивидуальные различия решения комплексных проблем в условиях динамической неопределенности"

2010-2012 - грант РГНФ на исследование "Психология совладания с преднамеренно созданными трудностями"

2006-2008 - грант РГНФ на исследование "Помощь и противодействие в творческой и интеллектуальной деятельности человека"

2004 - грант Научного фонда ГУ-ВШЭ на исследование "Психологические закономерности конкурентной борьбы в обучении и образовании"

Конференции

  • 2017

    Московский международный салон образования (Москва). Доклад: Диагностика сформированности навыков и компетенций XXI века

  • Когнитивная наука в Москве: новые исследования (Москва). Доклад: Опыт разработки объектов, находящихся в нетранзитивных отношениях превосходства

  • Культурно-исторический подход: от Л.С. Выготского к ХХI веку (Москва). Доклад: Помощь и противодействие обучению и развитию: конфликт ценностей
  • 2016

    Conference of the NorthEastern Evolutionary Psychology Society (Halifax). Доклад: Evolution of creating difficulties for others

  • 10th Conference of the International Test Commission (Vancouver). Доклад: Standard Lists of Creative Answers Leave out Correct Solutions: An Example from PISA 2012

  • IY Международная научная конференция Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие (Кострома). Доклад: Изучение создания трудностей в контексте совладающего поведения
  • II Международная конференция «Психологическая антропология и антропопрактика: теория и практика – туда и обратно» (Москва). Доклад: Создание деструктивных, конструктивных и диагностирующих трудностей себе и другим как область исследования
  • Международная научная конференция «АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2016. ПСИХОЛОГИЯ - ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» (Санкт-Петербург). Доклад: Особенности решения моральной дилеммы об альтруистическом пожертвовании близким у людей с разным уровнем эмоционального интеллекта
  • Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований (Москва). Доклад: Экспериментальные исследования понимания многофакторных взаимодействий
  • 2015

    The 14th European Congress of Psychology (Милан). Доклад: University students’ beliefs about sharing knowledge between researchers from rival countries

  • Всероссийская Юбилейная Конференция с международным участием "От истоков к современности" (Москва). Доклад: Создание трудностей как постановка и решение когнитивных задач

  • International Scientific Conference "Minorities and Conflicts: Asian and African States in the Modern World" (Санкт-Петербург). Доклад: Interactions of systems asymmetrical in integration-differentiation
  • Всероссийская Юбилейная Конференция с международным участием "От истоков к современности" (Москва). Доклад: Субъективная неопределенность решения комплексных проблем человеком

  • V Международная конференция «Психология индивидуальности» (Москва). Доклад: Методика регистрации движения глаз для исследования процесса решения сложных задач в условиях неопределенности
  • 2014
    II Международная научно-практическая конференция «Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее», посвященная 5-летию Центра психолого-экономических исследований (Саратов). Доклад: Человеческий метакапитал: цели и стратегии управления чужим человеческим капиталом
  • Шестая международная конференция по когнитивной науке (Калининград). Доклад: Типы динамики интеграции – дифференциации в ходе развития: пять проблемных вопросов

  • Повинуемость легитимным авторитетам (Obedience to Authoruty Conference) (Коломна). Доклад: Сравнение экспериментов Милгрэма и Зимбардо
  • 2013
    Бизнес. Общество. Человек. (Москва). Доклад: Агентное моделирование сообществ с социальными взаимодействиями

Публикации51

Избранные пyбликации

Поддьяков А.Н. Философия образования: проблема противодействия // Вопросы философии. 1999. № 8. С. 119-128.

Исследовательские проекты

  • Психология совладания с преднамеренно созданными трудностями, 2010-2012, грант РГНФ, руководитель
  • Помощь и противодействие в интеллектуальной и творческой деятельности человека, 2006-2008, грант РГНФ, руководитель
  • Психологические закономерности конкурентной борьбы в обучении и образовании, 2004-2005, грант ГУ-ВШЭ, руководитель

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Психология: отношение участника к исследованию и исследователю

Представлена классификация типов отношения участника к исследованию и исследователю по трем основаниям: атрибуциии исследователю тех или иных намерений (добрых или враждебных), оценке его компетентности и способности повлиять на ситуацию в желательном или нежелательном для участника направлении.

Троицкий вариант

Стандарт оценки нестандартности, или Как массово протестировать креативность

На примере креативного задания PISA-2012 обсуждается проблема стандартных норм оценивания творческого мышления. Делается вывод, что, аналогично известной теореме Кеннета Эрроу о невозможности совершенной избирательной системы, необходима, вероятно, теорема о невозможности стандартного массового теста творческого мышления. Приоритет остается за живым поиском смысла.

Троицкий вариант

Прелести и опасности исследовательского поведения

Неутомимая любознательность детей, их стремление проникнуть во все доступные (как разрешенные, так и запрещенные) места, задать множество вопросов, а также весьма неожиданные для взрослых способы проявления познавательной активности – это особенности детского возраста. Но с другой стороны, такое поведение характерно для человека как вида в целом. Обследование нового необходимо и при этом может быть в той или иной степени опасно. Необходимы не запреты, а установление баланса, динамического равновесия между развитием любознательности детей и обеспечением безопасной, дружественной среды, в которой она может развернуться (Мы - молодые родители. 2016. Вып. 12, с. 24-28).

Мы - молодые родители

Психология создания трудностей и проблем: психолог Александр Поддьяков о различных типах трудностей, их нравственной оценке и разработке игр

Большинство психологических исследований сосредоточено на том, как люди решают проблемы, справляются с различными трудностями, но не на том, как и зачем трудности и проблемы создаются. Например, в таком направлении психологии мышления, как психология решения задач, основное внимание уделяется тому, как люди решают задачи, но не тому, как эти задачи создаются разными составителями диагностических и обучающих задач. Это почему-то ускользает от внимания.

ПостНаука

Как совместить онлайн-лекции с секретностью

Несколько известных вузов, включая Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет «ИТМО», Уральский федеральный университет и Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», присоединились к онлайн-проекту edX. Он включает в себя видеоуроки и тестирование в режиме реального времени. Другие отечественные вузы, включая НИУ «Высшая школа экономики» и МГУ имени М.В. Ломоносова, уже сотрудничают с проектом Coursera. Наши национальные университеты становятся все более открытыми миру. Хорошо это или плохо? Что об этом думает молодежь, узнали социологи.

Независимая газета

Обучение не всегда ведет к росту человеческого капитала

Наука и образование, казалось бы, всегда связаны с приобретением человеком новых знаний. Но существуют и деструктивные технологии, когда организаторы обучения либо намеренно препятствуют получению учащимися новых компетенций, либо дезинформируют их, снижая багаж знаний своих учеников, а по сути, манипулируя их сознанием. Негативные образовательные стратегии изучил в ряде работ профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков.

OPEC.RU

Преодоление трудностей зависит от целей их создания

Трудности, возникающие в жизни человека, могут быть конструктивными и содействовать его развитию, а могут быть деструктивными - наносить ему ущерб. Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков рассказал о созидательном и разрушительном потенциале трудностей, их смысле и моральной нагрузке в докладе, прозвучавшем на международной конференции в Высшей школе экономики.

OPEC.RU

Тест по оценке знаний учащихся PISA: новые типы задач

Психолог Александр Поддьяков о познавательных стратегиях, оценке креативности и трудностях в процедуре тестирования

ПостНаука

Парадокс теста творческого мышления

Раз в три года десятки тысяч школьников из разных стран, в том числе из России, участвуют в международной программе тестирования образовательных достижений PISA (Programme for International Student Assessment). В нынешнем году она проводится уже в шестой раз. Среди множества заданий там есть тесты на креативность. Однако, как показало исследование заданий за 2012 год, по результатам этих тестов ни в коем случае нельзя судить о творческих способностях детей.

Кот Шрёдингера

Видео "Тестирование умственных способностей"

Психолог Александр Поддьяков о стандартах измерения творчества, диагностике дивергентного мышления и тестах исследовательского поведения.

ПостНаука

Трудно быть человеком

Профессор ВШЭ Александр Поддьяков занимается необычной темой — изучает, как люди осложняют друг другу жизнь. Он даже создал новую научную область в психологии — компликологию, науку о том, как и зачем люди создают друг другу трудности. А действительно, зачем?— решил выяснить у профессора корреспондент «РР».

Русский репортер

Выступление А.Н.Поддьякова на тему "Представления о нетранзитивности превосходства в различных областях: биологии, экономике, теории игр, психологии"

18 октября 2017 г. в НИУ ВШЭ состоялось внеочередное заседание общемосковского научного семинара "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА РЕШЕНИЙ  В ЭКОНОМИКЕ, БИЗНЕСЕ И ПОЛИТИКЕ".

Исследовательское поведение и решение комплексных проблем в науке и жизни

Дисциплина «Психология исследовательского поведения и решения комплексных проблем» преподается на магистерской программе «Измерения в психологии и образовании» Александром Поддьяковым — профессором Департамента психологии факультета социальных наук, ведущим научным сотрудником Лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ. Вопросы, которыми занимается Александр Николаевич, актуальны не только для академического мира, но и для повседневно окружающей нас реальности.

Исследовательское поведение и решение комплексных проблем в науке и жизни

Дисциплина «Психология исследовательского поведения и решения комплексных проблем» преподается на магистерской программе «Измерения в психологии и образовании» профессором Александром Николаевичем Поддьяковым. Вопросы, которыми занимается Александр Николаевич, актуальны не только для академического мира, но и для повседневно окружающей нас реальности.

Minorities in Asia and Africa in Focus

HSE St Petersburg initiated and organised an international conference on Minorities and Conflicts: Asian and African States in the Modern World.  Academics from Russia, South Korea, South Africa, Turkey and Armenia gathered for the event on 9th and 10th October.  

Трудно быть человеком

Профессор департамента психологии ВШЭ Александр Поддьяков  занимается необычной темой — изучает, как люди осложняют друг другу жизнь. Он даже создал новую научную область в психологии — компликологию, науку о том, как и зачем люди создают друг другу трудности. А действительно, зачем? — выяснял у профессора корреспондент «Русского репортера».

Лекторий для школьников на Факультете социальных наук

12 декабря на факультете социальных наук прошло четвертое занятие в рамках «Лектория для школьников» – цикла ежемесячных бесплатных развивающих занятий для старшеклассников по социологии, политологии и обществознанию. Своими впечатлениями от лектория делится одинцовский школьник Борис Белявский.

«В любых человеческих взаимодействиях я стараюсь показать студентам этические аспекты»

Выбирая лучших преподавателей Вышки, студенты имеют возможность выразить им свое признание и написать «письмо признательности». В адрес Александра Поддьякова, профессора кафедры общей и экспериментальной психологии ВШЭ, в этом году пришло несколько таких посланий. В своем интервью он рассказал, о чем обязательно надо говорить студентам на лекциях, что такое альтернативный альтруизм и троянское обучение, и почему не надо запрещать детям разбирать будильники.

Эволюция создания трудностей

28 ноября в рамках проекта «Университет, открытый городу», профессор кафедры общей и экспериментальной психологии ВШЭ Александр Поддьяков выступил в Дарвиновском музее с лекцией «Эволюция создания трудностей».

Государственные награды

21 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ ряду работников университета были вручены государственные награды.

«Интерес к индивидуальности есть не только у психологов»

22-24 ноября на факультете психологии ВШЭ состоялась 4-я Всероссийская научная конференция с иностранным участием «Психология индивидуальности», приуроченная к 20-летию Высшей школы экономики и 10-летию факультета психологии. О работе и итогах конференции рассказывают председатель оргкомитета форума Алла Купрейченко и председатель программного комитета Владимир Шадриков.

Профессору кафедры общей и экспериментальной психологии А.Н. Поддьякову присвоено звание ординарного профессора

Решением Ученого совета НИУ-ВШЭ от 28 января 2011 года профессору кафедры общей и экспериментальной психологии Александру Николаевичу Поддьякову присвоен статус ординарного профессора.

Стратегические решения

28 января прошло первое в новом году заседание Ученого совета Высшей школы экономики. В центре дискуссии оказалось будущее университетской аспирантуры и участие Вышки в корректировке «Стратегии 2020».

"Защита — вовсе не страшное, а, наоборот, интересное мероприятие…"
7 вопросов об аспирантуре в Вышке трем новым кандидатам наук

Весной 2008 г. в ГУ-ВШЭ было защищено несколько кандидатских диссертаций. О том, трудно ли было учиться и, главное, защититься, мы поговорили с бывшими аспирантами, ныне — кандидатами наук Ириной Калуцкой, Ольгой Патоша и Василисой Платоновой.

Психологические составляющие человеческого капитала

На очередном заседании семинара научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ), состоявшемся 12 февраля, с докладом "Психологические составляющие человеческого капитала как фактор экономического поведения" выступили заведующий кафедрой политической психологии СпбГУ Александр Юрьев и доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Яна Рощина.

Черные кошки, серые мышки и золотые птички

Высшая школа экономики отпраздновала 13-летие.

Черные кошки, серые мышки и золотые птички

27 ноября Вышка отметила в Московском дворце молодежи свой очередной День рождения. Нас поздравили сами CATS! В декорациях знаменитого мюзикла, со всевозможными спецэффектами и среди циклопических банок из-под пива и старых ботинок. Все усато и хвостато. Отрывок из всемирно известного шоу красиво вписался в большую программу, подготовленную студентами. Элегантные кошки-ведущие ни в чем не уступали "фирменным", только совсем не узнавали своих родных преподавателей и путали их имена. Потом, однако, зрителям даже понравилось.Номинанты "Золотой Вышки" волновались, но зал тепло каждого поддерживал, особенно "свои" факультеты...