• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
74957096566
Электронная почта:
Адрес: Кибальчича ул., д.7, Общежитие №5, каб. 514
Время работы: C 10.00 до 15.00
Исследовательская группа по изучению понятий и когнитивного развития
Расписание
Резюме (PDF, 223 Кб)
SPIN РИНЦ: 5279-7902
ORCID: 0000-0002-4426-4265
ResearcherID: J-4627-2015
Google Scholar
Блоги и соц. сети
ResearchGate
Руководитель
Уточкин И. С.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Котов Алексей Александрович

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
  • Научно-педагогический стаж: 14 лет.

Образование, учёные степени

  • 2007

    Кандидат психологических наук: Российский государственный гуманитарный университет, специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии», тема диссертации: Функциональное развитие форм обобщений причинно-следственных отношений в процессе решения задачи

  • 2006
    Аспирантура: Российский государственный гуманитарный университет, факультет: Психология
  • 2003

    Специалитет: Российский государственный гуманитарный университет, специальность «Психология»

Достижения и поощрения

Выпускные квалификационные работы студентов

Полный список ВКР

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Учебные курсы (2016/2017 уч. год)

Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Гранты

01/2015-12/2017        Грант РГНФ. Влияние опыта категоризации на способность индуктивным выводам в различные периоды раннего детства (№ 15-36-01328). Роль: руководитель.

01/2015-12/2017        Грант РГНФ. Эффект чрезмерного подражания: использование принципа рациональности, следование социальным ожиданиям или участие в совместных действиях? (№ 15-06-10943). Роль: исполнитель (Руководитель: Котова Татьяна Николаевна). 

01/2015-12/2017        Грант РФФИ. Автоматическая активация действий с предметами: механизмы контроля и условия возникновения (№ 15-06-02233). Роль: руководитель. 

01/2014-12/2014        Грант НИУ ВШЭ по программе софинансирования грантов РФФИ (№ 14-09-0177). Роль: руководитель. 

01/2014-12/2015        Индивидуальный грант НИУ ВШЭ. Развитие понятийной гибкости в дошкольном возрасте как функция ассоциативного и категориального научения (№ 14-01-168). Роль: руководитель. 

01/2014-12/2015        Грант президента РФ для молодых кандидатов наук. Формирование новых категорий взрослыми и детьми при одновременной работе эксплицитной и имплицитной систем научения (№ МК-1846.2014.6). Роль: руководитель.

01/2014-12/2015        Грант президента РФ для молодых кандидатов наук. Динамика совместного внимания ребенка и взрослого в ходе освоения нового слова (№ МК-3824.2014.6). Роль: соруководитель (руководитель: Котова Татьяна Николаевна). 

01/2013-12/2014        Грант РФФИ. Языковая детерминация восприятия: как слова катализируют категоризацию (№ 13-06-00432). Роль: руководитель. 

01/2012-12/2013        Грант РГНФ. Функция совместного внимания у детей 3-4 лет при усвоении значений слов в общении со взрослым (№12-36-01280). Роль: соруководитель (руководитель: Котова Татьяна Николаевна). Сумма: 1 200 000 р.

01/2012-12/2013        Грант Министерства образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры современной России». Лот № 5 «Поддержка научных исследований, проводимых коллективами под руководством приглашённых исследователей в области психологических и педагогических наук». Культура и когнитивные функции эмоций. Роль: исполнитель (руководитель: Люсин Дмитрий Владимирович). 

01/2011-12/2011        Грант РГГУ. Понимание социальных маркеров и ожиданий другого человека в норме и при шизофрении. Роль: соруководитель (руководитель: Котова Татьяна Николаевна).

01/2010-12/2012        Грант Министерства образования РФ. Когнитивно-психологические механизмы повышения профессиональных качеств специалистов нового типа в условиях модернизации России. Роль: исполнитель (руководитель: Спиридонов Владимир Феликсович). 

Конференции

  • 2016
    Workshop “Linking social effects in language processing to social effects in language evolution”. (Неймеген). Доклад: Words activate categorization even before the category forming task has been offered
  • Workshop “Linking social effects in language processing to social effects in language evolution”. (Неймеген). Доклад: The Role of Referential Intention in a Word Learning and Generalization: the Label-Object Association and the Shared Knowledge Acquisition
  • Budapest CEU Conference on Cognitive Development (Будапешт). Доклад: The role of referential intention and other joint attention content in a word learning: the label-object association and the shared knowledge acquisition

Участие в конференциях

Kotov, A., Kotova, T. (Sep 15-16, 2016) Words activate categorization even before the category forming task has been offered. Poster to be presented at the workshop “Linking social effects in language processing to social effects in language evolution”. Max Planck Institute for Psycholinguistics, Nijmegen, Netherlands.

Kotova, T., Kotov, A., Shamanova, S. (Sep 15-16, 2016) The Role of Referential Intention in a Word Learning and Generalization: the Label-Object Association and the Shared Knowledge Acquisition.  Poster to be presented at the workshop “Linking social effects in language processing to social effects in language evolution”. Max Planck Institute for Psycholinguistics, Nijmegen, Netherlands.

Morozov, M., Kotov, A., Kotova, T. (Sep 15-16, 2016) The influence of categorical labels on visual search among labeled and non-labeled distractors. Poster to be presented at the workshop “Linking social effects in language processing to social effects in language evolution”. Max Planck Institute for Psycholinguistics, Nijmegen, Netherlands.

Belyaeva, V., Kotov, A. (Sep 15-16, 2016) Enhancing the effect of categorical perception by means of conceptual combinations. Poster to be presented at the workshop “Linking social effects in language processing to social effects in language evolution”. Max Planck Institute for Psycholinguistics, Nijmegen, Netherlands.

Kotova T.N., & Kotov A.A. (January, 2016) The role of referential intention and other joint attention content in a word learning: the label-object association and the shared knowledge acquisition. Presented at the Budapest CEU Conference on Cognitive Development.

Kotov, A., Kotova, T., & Vlasova, E. (2015, October) Preschoolers’ inductive selectivity as a function of associative and conceptual learning. 2015 CDS Biennial Meeting, Oct. 9-10, 2015 in Columbus, OH.

Kotova, T., Kotov, A., & Vlasova, E. (2015, October) Only the demonstration of between object connection induce to taking the object labels as conventional. 2015 CDS Biennial Meeting, Oct. 9-10, 2015 in Columbus, OH.

Kotov A., & Kotova T. (2015, January) Labels help preschoolers to memorize additional information about category, but only for global features based categories. Poster to be presented at the Budapest CEU Conference on Cognitive Development.

Kotov A., & Vlasova E. (2014, December) A hypothesis of strategic influence of words on categorial perception. Cognitive Control, Communication and Perception Workshop: Psychological and Neurobiological Aspects. Moscow, Russia.

Kotov, A.A., & Kotova, T.N. (2014, September). The effect of language on category learning: word presence changes the way of collecting the categorical information. Poster presented at the 22nd Annual meeting European Society for Philosophy & Psychology. Noto, Italy.

Kotov, A.A., & Kotova, T.N. (2014, July). The role of categorization experience in the induction strategies and in the generalization development of in infancy. Poster presented at the XIX Biennial International Conference on Infant Studies. Berlin, Germany.

Vlasova, E.F., Kotov, A.A., & Kotova, T.N (2014, May). Words activate concept formation in adults and children even before this task has been offered. Poster presented at the VI. Dubrovnik Conference on Cognitive Science: Language and Conceptual Development. Croatia, Dubrovnik.

Kotov, A.A., & Kotova, T.N (2014, May). Preschoolers conceptual flexibility as a function of implicit and conceptual learning. Paper presented at the 3rd International conference on implicit learning, St. Petersburg, Russia.

Kotova, T.N., & Kotov, A.A. (2014, May). The getting of child’s attention to the act of naming as referential cue and as joint experience information. Poster presented at the 3rd international conference on implicit learning, St. Petersburg, Russia.

Kotov, A.A, & Kotova, T.N. (2014, January). Preschoolers conceptual flexibility as function of associative and conceptual learning. Poster presented at the Budapest CEU Conference on Cognitive Development.

Kotova, T.N., & Kotov, A.A. (2014, January). The getting of child’s attention to the act of naming as referential cue and as joint experience information. Poster presented at the Budapest CEU Conference on Cognitive Development.

Kotov, A.A, Kotova, T.N., & Vlasova, E.F. (2013, July-August) Words activate categorization even before the category forming task has been offered. Poster presented at the 35th annual meeting of the Cognitive Science Society, Berlin, Germany.

Kotova, T.N., Vlasova, E.F., & Kotov, A.A (2013, July) Only joint actions with related objects induce to taking the object labels as conventional. Poster presented at the Joint Action Meeting (JAM), Berlin, July 26- 29 2013.

Vlasova, E.F., Kotov, A.A., & Kotova, T.N. (2013, January). Functional relation between objects leads to taking their legend names as conventional. Poster presented at the Budapest CEU Conference on Cognitive Development.

Kotov, A.A., & Vlasova, E.F. (2012, January). The young childrenʼs sensitivity to the communicative context as a trigger for grasping new words from the adult speech. Poster presented at the Budapest CEU Conference on Cognitive Development.

Vlasova, E.F., & Kotov, A.A. (2012, January). What helps children to acquire new object names on the basis of unobservable information? Poster presented at the Budapest CEU Conference on Cognitive Development.

Kotov A., Vlasova E. The role of sign and its meaning in learning of categories boundaries. In: Kokinov, B., Karmiloff-Smith, A., Nersessian, N. J. (eds.) European Perspectives on Cognitive Science. © New Bulgarian University Press, 2011.

Публикации28

Область научных интересов

формирование понятий, категоризация, развитие речи

Участие в исследовательских проектах, гранты

01/2015-12/2017         Грант РГНФ. Влияние опыта категоризации на способность индуктивным выводам в различные периоды раннего детства (№ 15-36-01328). Роль: руководитель. 

01/2015-12/2017         Грант РГНФ. Эффект чрезмерного подражания: использование принципа рациональности, следование социальным ожиданиям или участие в совместных действиях? (№ 15-06-10943). Роль: исполнитель (Руководитель: Котова Татьяна Николаевна).

01/2015-12/2017         Грант РФФИ. Автоматическая активация действий с предметами: механизмы контроля и условия возникновения (№ 15-06-02233). Роль: руководитель. 

01/2014-12/2014         Грант НИУ ВШЭ по программе софинансирования грантов РФФИ (№ 14-09-0177). Роль: руководитель. 

01/2014-12/2015         Индивидуальный грант НИУ ВШЭ. Развитие понятийной гибкости в дошкольном возрасте как функция ассоциативного и категориального научения (№ 14-01-168). Роль: руководитель. 

01/2014-12/2015         Грант президента РФ для молодых кандидатов наук. Формирование новых категорий взрослыми и детьми при одновременной работе эксплицитной и имплицитной систем научения (№ МК-1846.2014.6). Роль: руководитель. 

01/2014-12/2015         Грант президента РФ для молодых кандидатов наук. Динамика совместного внимания ребенка и взрослого в ходе освоения нового слова (№ МК-3824.2014.6). Роль: соруководитель (руководитель: Котова Татьяна Николаевна). 

01/2013-12/2014         Грант РФФИ. Языковая детерминация восприятия: как слова катализируют категоризацию (№ 13-06-00432). Роль: руководитель. 

01/2012-12/2013         Грант РГНФ. Функция совместного внимания у детей 3-4 лет при усвоении значений слов в общении со взрослым (№12-36-01280). Роль: соруководитель (руководитель: Котова Татьяна Николаевна). 

01/2012-12/2013         Грант Министерства образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры современной России». Лот № 5 «Поддержка научных исследований, проводимых коллективами под руководством приглашённых исследователей в области психологических и педагогических наук». Культура и когнитивные функции эмоций. Роль: исполнитель (руководитель: Люсин Дмитрий Владимирович). 

01/2011-12/2011         Грант РГГУ. Понимание социальных маркеров и ожиданий другого человека в норме и при шизофрении. Роль: соруководитель (руководитель: Котова Татьяна Николаевна). 

01/2010-12/2012         Грант Министерства образования РФ. Когнитивно-психологические механизмы повышения профессиональных качеств специалистов нового типа в условиях модернизации России. Роль: исполнитель (руководитель: Спиридонов Владимир Феликсович). 


Членство в научных организациях

Psychonomic Society

European Society of Philosophy and Psychology

Cognitive Science Society

Cognitive Development Society

 

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Ребёнок: освоение речи

Тема разговора - ребенок и освоение им речи. Гости эфира - Татьяна Николаевна Котова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, и  Алексей Александрович Котов, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований  Центра фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Радио России

Влияние речи на категориальное научение

ПостНаука

Методы изучения категорий у детей

Психолог Алексей Котов о способности к категоризации, ее изучении и зрительных предпочтениях детей

ПостНаука

Теория множественных систем категоризации

ПостНаука