Котов Алексей Александрович
- Доцент:Факультет социальных наук / Департамент психологии
- Старший научный сотрудник:Факультет социальных наук / Научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
- Научно-педагогический стаж: 18 лет.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2007Кандидат психологических наук: Российский государственный гуманитарный университет, специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии», тема диссертации: Функциональное развитие форм обобщений причинно-следственных отношений в процессе решения задачи
- 2006Аспирантура: Российский государственный гуманитарный университет, факультет: Психология
- 2005Ученое звание: Профессор
- 2003
Специалитет: Российский государственный гуманитарный университет, специальность «Психология», квалификация «Психолог.Преподаватель психологии»
- 1998Ученое звание: Доцент
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Когнитивное развитие (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 модуль)Рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Юридический факультет (Санкт-Петербург); 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Эволюционная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Когнитивное развитие (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 модуль)Рус
- Психология памяти, научения и когнитивного развития (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Эволюционная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; направление "38.03.01. Экономика", направление "38.03.01. Экономика"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Психология памяти, научения и когнитивного развития (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Современные исследования в когнитивной психологии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Эволюционная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Публикации49
- Статья Aslanov I., Sudorgina Y., Kotov A. A. The Explanatory Effect of a Label: Its Influence on a Category Persists Even If We Forget the Label // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 12. Article 6398. doi
- Глава книги Асланов И. А., Судоргина Ю. В., Котов А. А. ВЛИЯНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО ЯРЛЫКА НА ОЦЕНКУ СУЖДЕНИЙ О КАТЕГОРИИ СОХРАНЯЕТСЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ МЫ НЕ ПОМНИМ ЯРЛЫК // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 23 – 24 июня 2021 / Под общ. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман, А. Я. Койфман. М. : Буки Веди, 2021. С. 69-74.
- Статья Судоргина Ю. В., Котова Т. Н., Котов А. А. Роль геометрических и образных названий в запоминании индуктивных правил взрослыми и детьми младшего школьного возраста // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2021. Т. 14. № 79. Статья 7.
- Глава книги Жердева М. П., Артени Н. А., Афанасьева В. М., Котов А. А. СТРАТЕГИИ КАТЕГОРИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 23 – 24 июня 2021 / Под общ. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман, А. Я. Койфман. М. : Буки Веди, 2021. С. 149-153.
- Глава книги Монина М. Ю., Жердева М. П., Котова Т. Н., Котов А. А. Тренировка вербализации частей объекта улучшает осознание правил, но не научение им у детей 6-8 лет // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 23 – 24 июня 2021 / Под общ. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман, А. Я. Койфман. М. : Буки Веди, 2021. С. 291-295. (в печати)
- Статья Aslanov I., Sudorgina Y., Kotov A. A. Influence of Category Label and Metaphor on Judgments About Mental Disorder Characteristics // Клиническая и специальная психология. 2020. Vol. 9. No. 3. P. 48-61. doi
- Статья Котов А. А., Жердева М. П. Влияние легкости наименования пространственных признаков на научение новым правилам категоризации // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 1. С. 1-18. (в печати)
- Статья Котов А. А., Жердева М. П. Влияние легкости наименования пространственных признаков на научение новым правилам категоризации // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 1. С. 145-155. doi
- Статья Асланов И. А., Котов А. А. Влияние метафорического фрейминга на оценку суждений о примере категории // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2020. Т. 13. № 72 (в печати)
- Статья Котов А. А., Асланов И. А. Влияние метафорического фрейминга на оценку суждений о примере категории // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2020. Т. 13. № 72. С. 3.
- Статья Арсалиду М., Асланов И. А., Грищук Д. В., Котов А. А., Пазекова Г. Е., Сабитов И. А., Судоргина Ю. В. Объяснения незнакомого явления на основе категориальных названий и метафор // Российский журнал когнитивной науки. 2020. Т. 7. № 4. С. 20-30. doi
- Статья Zherdeva M., Kotova T., Kotov A. A. Nameability of spatial locations and category learning in children // The Russian Journal of Cognitive Science. 2019. Vol. 6. No. 3. P. 23-30.
- Статья Котов А. А. Влияние условий научения дополнительной категории на формирование искусственных понятий // Экспериментальная психология. 2019. С. 1-20. (в печати)
- Глава книги Жердева М. П., Котова Т. Н., Котов А. А. Легкость наименования пространственных признаков и формирование новых понятий детьми 7 и 9 лет // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 19 июня 2019 г. / Под общ. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман. М. : Буки Веди, 2019. С. 178-183.
- Статья Kotov A. A., Котова Т. Н. The Role of Different Types of Labels in Learning Statistically Dense and Statistically Sparse Categories // The Russian Journal of Cognitive Science. 2018. Vol. 5. No. 3. P. 56-67.
- Статья Котов А. А. Влияние легкости называния признаков объекта на научение новым категориям // Российский журнал когнитивной науки. 2018. Т. 5. № 2. С. 35-44.
- Статья Лукьянов Е. А., Котов А. А. Роль обратной связи в выборе стратегии категоризации // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 2. С. 54-67.
- Статья Имамходжаева В. Г., Котов А. А., Котова Т. Н. Формирование правил категоризации на основе декларативной и процедурной памяти в формате задачи А/неА // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 2. С. 44-53.
- Статья Котов А. А., Котова Т. Н. Эффект интерферирующей задачи на разных этапах категориального научения // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 57-69. doi
- Статья Kotov A. A., Kotova T., Власова Е. Sensitivity to communication context in 3-4-year old children during new word learning // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2017. Vol. 14. No. 2. P. 250-261.
- Статья Котов А. А., Носов А. В. Аффордансы и категории: одинаков ли эффект совместимости по отношению к объектам с разным категориальным статусом? // Российский журнал когнитивной науки. 2017. Т. 4. № 2-3. С. 39-48.
- Статья Котов А. А., Котова Т. Н. Контекст как фактор переключения стратегий категоризации в ходе научения // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 109-120.
- Статья Котов А. А., Гордиенко Е., Власова Е. Ф., Котова Т. Н. Эффект ориентации объекта на сенсорных экранах у взрослых и детей // Российский журнал когнитивной науки. 2017. Т. 4. № 2-3. С. 27-38.
- Статья Котов А. А., Котова Т. Н. Влияние опыта категоризации на совершение индуктивного вывода детьми 2 и 3 лет // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 1. С. 82-94. doi
- Статья Котов А. А., Котова Т. Н. Использование рисунков как культурных средств при установлении сходства между решениями алгебраических задач // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 35-45. doi
- Статья Котов А. А., Котова Т. Н. Название объектов помогает дошкольникам запоминать новую информацию о категории // Вопросы психологии. 2016. Т. 3. С. 138-147.
- Статья Кривошеина И. В., Котов А. А. Теория конструктов разного уровня Н. Либерман и Я. Троупа // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 4. С. 5-18. doi
- Статья Котов А. А., Беляева В. А., Котова Т. Н. Усиление категориального эффекта восприятия с помощью понятийных комбинаций // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016
- Статья Kotov A. A., Kotova T. N., Vlasosova E. F. Preschoolers inductive selectivity as a function of implicit and conceptual learning // The Russian Journal of Cognitive Science. 2015. Vol. 2-3. P. 36-52.
- Препринт Kotov A. A., Kotova T. N., Vlasosova E. F. Preschoolers inductive selectivity as a function of implicit and conceptual learning / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2015. No. 38.
- Статья Kotova T. N., Kotov A. A. The Role of Referential Intention as a Component of Joint Attention in Object-Label Association and Shared Knowledge Acquisition // The Russian Journal of Cognitive Science. 2015. Vol. 2. No. 4. P. 4-11.
- Препринт Kotov A. A., Agrba L. B., Vlasosova E. F., Kotova T. N. The role of labels in learning statistically dense and statistically sparse categories / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2015. No. 35.
- Статья Котов А. А., Котова Т. Н., Власова Е. Ф. Индуктивная селективность в дошкольном возрасте как функция имплицитного и понятийного научения // Российский журнал когнитивной науки. 2015. Т. 2-3. С. 44-52.
- Статья Kotova T. N., Yudina T. O., Kotov A. A. The influences of intentionality and effectiveness of adults' behavior on infants' imitation of object-related actions // The Russian Journal of Cognitive Science. 2014. Vol. 1. No. 1-2. P. 39-47.
- Статья Котов А. А., Бангура М. Влияние предыдущих знаний на открытие правил категоризации и их изменение в процессе использования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 1. С. 164-173.
- Статья Котов А. А., Власова Е. Ф., Котова Т. Н. Как дети усваивают значение слов, которое недоступно их прямому восприятию: гипотеза о взаимодействии социального, языкового и понятийного опыта // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 2. С. 50-57.
- Глава книги Котов А. А. Каузальное мышление у экспертов и новичков // В кн.: Когнитивная психология: феномены и проблемы / Сост.: В. Ф. Спиридонов. М. : ЛЕНАНД, 2014. Гл. 6. С. 87-107.
- Глава книги Котова Т. Н., Котов А. А. Распознавание чужих намерений ребенком при освоении инструментальных действий // В кн.: Когнитивная психология: феномены и проблемы / Сост.: В. Ф. Спиридонов. М. : ЛЕНАНД, 2014. Гл. 14. С. 216-228.
- Статья Котова Т. Н., Юдина Т. О., Котов А. А. Роль целенаправленности и результативности действий взрослого в освоении предметных действий у детей на втором году жизни // Российский журнал когнитивной науки. 2014. Т. 1. № 1-2. С. 48-55.
- Статья Котов А. А. Формирование новых категорий взрослыми и детьми при эксплицитной и имплицитной системах научения // Когнитивные исследования. 2014. Т. 1 (в печати)
- Статья Котов А. А., Агрба Л. Онтогенетические основания для влияния знака на формирование понятий в младенческом возрасте // Вестник РГГУ. Серия "Психология". 2013. № 18
- Статья Котов А. А., Котова Т. Н. Произношение имен объектов и категориальный эффект восприятия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 75-86.
- Статья Котов А. А., Дагаев Н. И. Роль предыдущих знаний в порождении эффекта понятийной гибкости // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 29
- Статья Котов А. А. Современные данные о влиянии речевых знаков на формирование понятий в раннем детстве // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. С. 19-28.
- Статья Котова Т. Н., Котов А. А. Когнитивное развитие как область когнитивной психологии // Методология и история психологии. 2012. № 4
- Статья Котов А. А., Богачева Е. В., Власова Е. Ф. Обобщение значений новых слов у детей 4-6 лет на основе динамических признаков // Экспериментальная психология. 2012. Т. 1. С. 107-118.
- Глава книги Котов А. А. Слово: знак или признак объекта? // В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии мышления. Труды Третьей конференции молодых ученых памяти К. Дункера / Науч. ред.: В. Ф. Спиридонов. М. : РГГУ, 2012. С. 81-88.
- Статья Котов А. А., Котова Т. Н., Власова Е., Агрба Л. Эффект интенции значения: как простое присутствие слова активирует категоризацию // Вопросы психолингвистики. 2012. Т. 2. № 16. С. 136-144.
- Статья Котов А. А., Власова Е. Что нам помогает формировать понятие: знак или его значение? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 2. С. 130-137.
Опыт работы
2011-наст.вр. Старший научный сотрудник. Научно-учебная лаборатория когнитивных исследований Центра фундаментальных исследований НИУ «Высшая школа экономики»
2006-2011 Старший преподаватель. Российский государственный гуманитарный университет Институт психологии им.Л.С.Выготского, кафедра Общих закономерностей развития психики
Информация*
- Общий стаж: 18 лет
- Научно-педагогический стаж: 18 лет
- Преподавательский стаж: 7 лет
Участие сотрудников проектной группы Научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития в конференции “Практики развития” в Красноярске 21-23 апреля 2022
Сотрудники лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития приняли участие в работе секции и организации симпозиума “Развитие воображения у детей дошкольного и школьного возраста: когнитивные и онтогенетические механизмы” в Практики развития - одной из старейших всероссийских конференций, рассматривающей проблемы психологии развития, образования и педагогики.
Участие проектной группы в конференции CEU Conference on Cognitive Development
Участники проектной группы Научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития вместе со студентами из НИУ ВШЭ выступили на 12-ой ежегодной конференции по когнитивному развитию.
Участие сотрудников нашей лаборатории в конференции CEU Conference on Cognitive Development
Сотрудники нашей лаборатории вместе со студентами из НИУ ВШЭ выступили на 12-ой ежегодной конференции по когнитивному развитию.
Публикация сотрудников нашей лаборатории в журнале Frontiers in Psychology | Cognitive Science
Сотрудники нашей лаборатории Котов Алексей и Судоргина Юлия опубликовали статью о влиянии речи на понимание и оценку суждений в журнале Frontiers in Psychology.
Поздравляем победителей конкурса НИРС 2021
В НИУ ВШЭ объявлены результаты Конкурса научно-исследовательских работ студентов. Поздравляем победителей в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по психологии для студентов бакалавриата и магистратуры 2021 года» и желаем дальнейших научных успехов!
Новое направление исследований в лаборатории в рамках Проектных групп факультета социальных наук
Исследование наших сотрудников по теме “Развитие типов воображения у детей дошкольного возраста: когнитивные и онтогенетические механизмы” получило поддержку факультета.
Подведены итоги конкурса проектных групп факультета социальных наук в 2021 году
Факультет поздравляет победителей
Сотрудники лаборатории выступили на виртуальной конференции Cognitive Science Society
Сотрудники нашей лаборатории вместе с коллегами из ВШЭ (Санкт-Петербург) и Калифорнийского университета в Ирвайне выступили на 43-й ежегодной конференции Cognitive Science Society, 27-29 июля 2021 года.
Сотрудники лаборатории выступили с лекциями в рамках образовательного модуля «Методы когнитивных исследований» в НТУ Сириус, Сочи
10 июля в рамках образовательного модуля в НТУ Сириус сотрудники лаборатории Арсалиду Мари, Судоргина Юлия, Бачурина Валентина, Фабер Андрей, Жердева Мария, а также Тихонов Роман (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург) выступили с докладами перед слушателями модуля «Методы когнитивных исследований».
Сотрудники лаборатории выступили на конференции «Когнитивная наука в Москве: новые исследования»
23 и 24 июня состоялась Шестая конференция «Когнитивная наука в Москве: новые исследования».
Научный квест для детей в лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития от Университета детей (Политехнический музей)
Во время визита в лабораторию дети 7-12 лет познакомились с исследованиями когнитивного развития и приняли участие в квесте.
Сотрудники лаборатории выступили онлайн с докладами на Всероссийской конференции в Ярославле
18-19 декабря 2020 года состоялась Всероссийская научная конференция «Психология познания: низкоуровневые и высокоуровневые процессы».
Neuropsy Lab Writing Club. Семинары по написанию научных текстов
НУЛ нейробиологических основ когнитивного развития начинает еженедельные семинары по написанию научных текстов. В описании к новости Вы сможете найти ссылку для регистрации.
Состоялась конференция «Психология и технологии в математическом образовании»
На международной конференции «Психология и технологии в математическом образовании», проведенной в Москве Международным обществом исследователей в области психологии математического образования (PME) и Яндексом 18-21 марта 2019 г., выступил с докладом профессор департамента психологии НИУ ВШЭ А.Н.Поддьяков.
Сотрудники НУЛ Когнитивных исследований выступили на XVIII Международных чтениях памяти Л.С. Выготского
15 ноября в рамках XVIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского «Теория и практика культурно-исторической психологии» (13 - 17 ноября 2017 г.) состоялась секция «Теория и практика современной психологии эмоций». Ведущий секции – в.н.с. лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ Д.В. Люсин.
Сотрудники школы филологии, школы лингвистики и других подразделений НИУ ВШЭ провели XIX Летнюю лингвистическую школу
Школа проходила с 7 по 17 июля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново»