• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практическая подготовка в учебном процессе

О практической подготовке

Практическая подготовка присутствует в учебном плане любой образовательной программы (далее также - ОП). Она может быть представлена в двух формах: как часть учебной дисциплины или как отдельные элементы практической подготовки (например, прикладной или исследовательский проект, производственная практика, курсовая работа). 

В первом случае практическая подготовка описывается в программах учебных дисциплин (ПУД) и обычно выражается в форме различных лабораторных работ, практикумов и прочих занятий, предполагающих развитие практических навыков студента.

Во втором случае элементы практической подготовки (далее – ЭПП) сгруппированы в модуле учебного плана "Практика". В зависимости от специфики образовательной программы данный модуль может содержать до трех видов практики: научно-исследовательскую, проектную и профессиональную. Наличие видов практики в модуле и набор ЭПП в каждом из них определяет академическое руководство образовательной программы на основании паспорта направления подготовки.

Единственным обязательным ЭПП в учебных планах всех образовательных программ является подготовка ВКР.

Виды практики в НИУ ВШЭ

Немного подробнее о каждом из трех видов практики:

Научно-исследовательская практика организуется в целях развития у студента исследовательских компетенций, приобретения нового знания о явлениях, объектах и процессах путем выдвижения и проверки научных и исследовательских гипотез.

К виду научно-исследовательской практики относятся выпускная квалификационная работа исследовательского характера, курсовая работа исследовательского характера, исследовательский проект, научно-исследовательская практика и т.п.

Профессиональная практика нацелена на получение студентами профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Основной образовательный результат – непосредственное знакомство с профессиональной средой и развитие практических компетенций выбранной профессиональной деятельности.

ЭПП вида "профессиональная практика" могут быть: производственная практика, учебно-ознакомительная практика, преддипломная практика, педагогическая практика и т.п.

Проектная практика заключается в решении прикладных задач. Результатом может быть разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план или бизнес-кейс, изготовленный продукт и т.п.

К виду проектной практики могут относиться такие типы ЭПП, как: прикладной проект, курсовая работа проектного характера, выпускная квалификационная работа проектного характера и т.п.

Документы, регулирующие практическую подготовку на образовательной программе

Все элементы практической подготовки, запланированные по учебному плану ОП для каждого года набора студентов описаны в едином документе - программе практики, который можно найти на сайтах образовательных программ в разделе "Практическая подготовка". В качестве приложений к программе практики могут размещаться правила подготовки курсовых работ, шаблоны заданий и отчетов, прочие инструкции и рекомендации, разработанные образовательной программой.
Также на каждой образовательной программе есть обязательный документ "Методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы" (далее - ВКР), в которой можно ознакомиться с требованиями к написанию диплома.

Расчет нагрузки за руководство элементом практической подготовки

Расчет индивидуальной нагрузки за руководство ЭПП происходит в соответствии с нормативными локальными актами НИУ ВШЭ, регламентирующими объем учебной нагрузки научно-преподавательских работников на ставку по определенной должности и об установлении норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося по ссылке: https://www.hse.ru/studyspravka/indnagruzka

Расчет нагрузки преподавателя на следующий учебный год рассчитывается заведующим кафедрой/руководителем департамента и вносится в индивидуальный план учебно-методической работы менеджером кафедры/департамента в конце каждого учебного года, обычно до конца мая.

В планируемую нагрузку помимо аудиторной работы может быть внесено и руководство элементами практической подготовки, в которое входят:

  • Руководство проектной деятельностью студентов
  • Руководство практикой студентов
  • Руководство курсовой работой
  • Руководство междисциплинарной курсовой работой
  • Руководство выпускной квалификационной работой (ВКР) бакалавра, магистра или специалиста

Подробнее о расчете нагрузки по отдельнам типам ЭПП можно прочитать в блоке ниже.

Запланированная и фактическая нагрузка

Поскольку ЭПП, как правило, направлены на развитие профессиональных компетенций студента (как прикладных, так и исследовательских), они носят более уникальный и целевой характер, чем дисциплины, и больше подвержены риску изменений, переносов и даже отмены. Например, проект может перенестись по срокам или потребовать привлечения больших ресурсов, чем было запланировано изначально, в том числе и человеческих. Практика может отмениться, либо студент может попросить академического руководителя о ее переносе в связи с личными обстоятельствами. Наконец, студент имеет право изменить руководителя своей курсовой работы или ВКР в срок за 2 месяца до защиты ВКР.

В связи с этим фактическая нагрузка за ЭПП может меняться и обычно уточняется в индивидуальном плане преподавателя после окончания ЭПП совместно с менеджером кафедры/департамента.

Формула расчета нагрузки по элементам практической подготовки

Расчет преподавательской нагрузки в 2023-2024 учебном году производится по правилам факультета, на котором трудоустроен преподаватель. За консультацией можно обратиться к руководителю или менеджеру вашего структурного подразделения.

Руководство элементом практической подготовки

При реализации элементов практической подготовки за каждым студентом или группой студентов закрепляется руководитель ЭПП. Руководителем ЭПП по согласованию с руководством подразделения может стать любой преподаватель НИУ ВШЭ, обладающий соответствующими профессиональными и педагогическими навыками. 

В обязанности руководителя ЭПП входит: 

  • составление заявки-предложения на ЭПП (приложение 1 к Положению о практической подготовке студентов), в которой описываются цели, задачи, планируемые результаты, условия реализации, содержание отчетной документации и другая информация по конкретному ЭПП;
  • после отбора студентов (если ЭПП по выбору) или перед началом реализации ЭПП на каждого студента-участника составляется задание на выполнение ЭПП (приложение 6 к Положению о практической подготовке студентов), в котором указываются конкретные задачи и условия выполнения работ по элементу практической подготовки. Студент может приступить к выполнению ЭПП только после подписания задания;
  • непосредственная реализация ЭПП, постановка текущих задач и проверка их исполнения;
  • проверка итоговой отчетности студентов по ЭПП: отчета по проекту, проф. практике или итогового текста курсовой работы или ВКР;
  • выставление оценок и кредитов за выполненный ЭПП в оценочный лист студента, ведомость (если студентов много, допускается использование ведомости вместо индивидуальных оценочных листов), либо в случае с защитой курсовых работ или ВКР - указание оценки в отзыве.

Отдельно про руководство ЭПП типа "курсовая работа" и "ВКР"

Руководство курсовой работой и ВКР студентов в рамках учебного процесса также относится к практической подготовке. Обычно курсовая или ВКР пишется в течение учебного года, поэтому этапы предложения тем курсовых и ВКР преподавателями (департаментами), выбора темы студентами, а также написание отзывов по работам строго регламентированы по времени.

В случае с ВКР студент защищает итоговый текст перед государственной экзаменационной комиссией в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА), предварительно получив отзыв руководителя ВКР с рекомендованной оценкой, а также рецензию (обязательна для магистратуры, в бакалавриате необходимость рецензирования ВКР определяется академическим руководством программы).

Подробная информация о руководстве курсовыми работами и ВКР указана по ссылке: https://www.hse.ru/studyspravka/krvkrruk, а также в Порядке оформления курсовых и выпускных квалификационных работ НИУ ВШЭ (приложение 8 к Положению о практической подготовке студентов).

Оценивание работы студентов по результатам ЭПП

Результат работы по ЭПП оценивается, как правило, по двум шкалам:

  • в виде оценки по 10-балльной шкале, отражающей качество выполненной работы по ЭПП (или зачет/ не зачет для 1-2 кредитных ЭПП).
  • в виде количества кредитов (применимо для любого ЭПП, кроме подготовки ВКР), отражающих объем выполненной работы по ЭПП.

То есть в случае плохого качества, но полностью выполненного объема по работе руководитель может поставить студенту низкую оценку, но максимальное количество кредитов, запланированное на одного студента по ЭПП.

И, наоборот, если работа была выполнена на высоком уровне, но студент сделал только часть от указанных в задании задач, руководитель может поставить высокий балл, но снизить количество кредитов.

Снижение кредитов за недостаточный объем работы обычно практикуется при выполнении проектов.

Расчет кредитов студенту по ЭПП

Расчет кредитов по ЭПП также строго регламентирован. Чтобы рассчитать плановую нагрузку студента за ЭПП, преподавателю необходимо оценить суммарное количество кредитов за данный элемент практической подготовки, а затем распределить кредиты между студентами-участниками в зависимости от типа и требований конкретного ЭПП. 

Приведем пример.

Руководитель планирует реализовать прикладной проект, на выполнение которого потребуется порядка 500 часов.

Количество часов необходимо разделить на 25.

25 – это астрономические часы, равные 1 кредиту (или 38 академическим часам).

Таким образом, 500 / 25 = 20 кредитов.

Если такой проект будут реализовывать 4 студента с одинаковым объемом задач, в задании на выполнение ЭПП каждому студенту можно указать, что за проект он сможет получить максимум 5 кредитов. Однако если в процессе какой-то студент, например, заболеет, и его работу возьмет другой участник, то в итоге один студент может получить больше кредитов, а другой, соответственно, меньше.

Рассчитать фактическое количество кредитов на одного студента также очень легко.

Берем период времени, в течение которого шла работа над ЭПП, в неделях, к примеру, 35 недель. Известно, что студент работал над ЭПП в среднем 6 часов в неделю.

Итого: 35*6 / 25 = 8 кредитов в итоге заработал студент за ЭПП.

Таким образом у руководителя ЭПП есть возможность гибко регулировать объем работы участников относительно изначальной суммы кредитов по ЭПП.

Единственным случаем, когда руководитель ЭПП не может уменьшать количество кредитов, является подготовка ВКР, поскольку данный элемент строго закреплен в учебном плане и завершается обязательной защитой перед государственной комиссией.

Примеры расчета кредитов по ЭПП как суммарно, так и индивидуально на студента приведены в приложении 4 к Положению о практической подготовке студентов.

Условия возникновения академической задолженности по ЭПП

Что касается неудовлетворительных оценок и порядка пересдач по ЭПП, то согласно нормативным актам НИУ ВШЭ студент может получить академическую задолженность за элемент практической подготовки в одном из трех случаев:

  • Если оценка по ЭПП, который был включен студенту в индивидуальный учебный план, равна «не зачтено», или оценка составляет менее 4 баллов по 10-балльной шкале.
  • В случае, если студент заменяется или исключается до завершения ЭПП из-за нарушения условий выполнения работ, отсутствия промежуточных результатов, отказа от выполнения работ по заданию на выполнение ЭПП без объективных причин.
  • Если к 3-му модулю (последнему семестру) выпускного курса студент не включил в индивидуальный учебный план и/или не выполнил ЭПП на требуемое по модулю учебного плана число кредитов. При академической задолженности к моменту завершения освоения образовательной программы студент не допускается до государственной итоговой аттестации.

Таким образом, если студент плохо справился с поставленной задачей или нарушил условия, указанные в задании, руководитель ЭПП выставляет ему неудовлетворительную оценку в оценочный лист или ведомость.

Пересдать ЭПП студент может в установленный период пересдач, а если ЭПП не предполагает пересдачи - то должен выбрать другой ЭПП для выполнения.

Цифровые сервисы сопровождения ЭПП типа "проект"

В НИУ ВШЭ существует два цифровых сервиса, которые позволяют подавать ЭПП типа "проект":

 

1) SmartPro (для исследовательских и прикладных проектов)

С 24 апреля 2023 года в НИУ ВШЭ запущена Ярмарка Элементов практической подготовки SmartPro.

Сервис позволяет любому сотруднику или студенту НИУ ВШЭ разместить на SmartPro предложения своих проектов исследовательского или прикладного типа.

Студент может подать заявки на согласованные проекты, а руководители проектов имеют возможность произвести отбор студентов на свой проект.

SmartPro дает возможность сотрудникам и студентам Вышки реализовывать свои проекты, привлекая нужных им студентов с разных образовательных программ в обмен на кредиты. В то же время студенты, как те, которым требуется выполнить вариативный проект по своему учебному плану, так и просто заинтересованные в Вашем проектном предложении, могут подать заявку на Ваш проект и получить важные для них профессиональные умения и навыки.

Инструкция по добавлению проекта на SmartPro для сотрудников НИУ ВШЭ  (PDF, 1.92 Мб) 

Посмотреть и скачать видеоинструкцию по добавлению проекта сотрудником НИУ ВШЭ через SmartPro можно здесь.

Инструкция по добавлению проекта на SmartPro для студентов НИУ ВШЭ  (PDF, 1.10 Мб) 

Посмотреть и скачать видеоинструкцию по добавлению проекта студентом НИУ ВШЭ через SmartPro можно здесь.

О том, как разместить заявку-предложение на SmartPro, подробнее можно узнать по ссылке.

 

2) Ярмарка проектов (для сервисных проектов)

Сервис позволяет сотрудникам НИУ ВШЭ разместить свои проекты сервисного типа - проекты, направленные на решение служебных задач или для обеспечения текущей работы Университета.

Инструкция по добавлению проекта на Ярмарку проектов (PDF, 1.10 Мб) 

 

Более подробно о проектах и их размещении Вы сможете узнать по ссылке.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.