• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ и совершенствование бизнес-процессов

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Кафедра моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Моделирование бизнес процессов является одним из методов улучшения качества и эффективности работы организации. В основе этого метода лежит описание процесса через различные элементы (действия, данные, события, материалы и пр.) присущие процессу. Как правило, моделирование бизнес процессов описывает логическую взаимосвязь всех элементов процесса от его начала до завершения в рамках организации. В более сложных ситуациях моделирование может включать в себя внешние по отношению к организации процессы или системы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • обучение студентов теоретическим основам процессного управления, моделирования и анализа бизнес-процессов
  • изучение методологий моделирования и оптимизации бизнес-процессов
  • получение практических умений и навыков моделирования, анализа и совершенствования бизнес-процессов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • умеет применять функциональный и процессный подходы к управлению организацией
  • знает теоретические основы управления процессами
  • знает процесс и его компоненты
  • знает и может применять эталонные и референтные модели
  • знает методологии моделирования
  • умеет использовать инструментальные системы для моделирования бизнеса
  • знает и умеет применять методики описания различных предметных областей деятельности
  • знает и может применять методы анализа процессов
  • умеет проводить контроллинг и мониторинг процессов
  • знает подходы к совершенствованию процессов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Функциональный и процессный подходы к управлению организацией
    Эволюция бизнеса. Система научной организации труда Тейлора: Анри Файоль как автор первой законченной концепции менеджмента. Сходства и различия теории Тейлора и Файоля. Макс Вебер как один из создателей модели рациональности, а также как исследователь моделей бюрократии, механизмов функционирования власти, легитимности. Предпосылки создания функциональноориентированных организаций. Организация как группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений (ИСО 9000:2000). Организация как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей посредством выполнения определенных действий. Организация как социальная технико-экономическая система. Классическая функционально-ориентированная организации. Достоинства и недостатки. Строгая вертикальная иерархия управления функционально-ориентированной организации. Процессный подход и процессно-ориентированная организация. Соотношение функционального и процессного подходов. Отражение процессного подхода в международных стандартах. Системы менеджмента.
  • Теоретические основы управления процессами
    Бизнес-процесс. Цикл управления процессами. Цикл Шухарта-Деминга. Ф.Тейлор и его трехфазный цикл управления: (Plan-DoCheck). «Отец менеджмента качества» У.Шухарт: процессный подход к управлению качеством и к организации производства. Концепция четырехфазного управленческого цикла (планируйделай-проверяй-внедряй, PDCA). Реализация научно-практические результатов работ В. Эдварсом Демингом. Модификация цикла PDCA - цикл PDSA. Цикл Исикавы. Цикл Харри и Шредера (шесть сигм). Подход к совершенствованию бизнеса компании Моторола. Концепция Business Process Management. Жизненный цикл управления процессами в BPM. Проектирование процессов. Реализация процессов. Контроллинг процессов. Процесс стратегического планирования развития компании. Рассмотрение организации как системы. Понятие системы. Свойства системы. Формальное определение (ИСО 9000). Определение, данное Расселом Л. Акоффом. Механистический подход. Системный подход. Взгляды А.А. Богданова на организацию как систему. Организационная система (комплекс) есть процесс или поток процессов производства составляющих, связанных циклами развития и деградации. Различие между организацией и структурой. Организация как сеть процессов производства ее составляющих. Структура как пространственно-временной образ произведенных составляющих. Организационная система как процесс постоянных преобразований, связанных с непрерывной сменой состояний равновесия. Активное использование внешней среды как обязательное условие обеспечения сохранности организационной системы. Свойства организации как системы. Системный анализ. Основные этапы системного анализа. Формулировка основных целей и задач исследования. Определение границ системы, отделение ее от внешней среды. Составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.д.). Выявление сути целостности системы. Анализ взаимосвязей элементов системы. Построение структуры системы. Установление функций системы и ее подсистем . Согласование целей системы и ее подсистем Уточнение границ системы и каждой подсистемы. Анализ явлений эмерджентности Системный подход к организации. Определение системы путем выявления или разработки процессов, влияющих на достижение заданной стратегической цели. Структурирование системы для достижения заданной стратегической цели наиболее эффективным способом. Взаимосвязи между процессами системы. Непрерывное совершенствование системы посредством измерения и оценки.
  • Процесс и его компоненты
    Определения процесса различных школ. Бизнес-процесс как деятельность. Бизнеспроцесс как создание продукта/услуги. Бизнес-процесс как формирование прибавочной и/или потребительной стоимости. Иерархия понятия «процесс». Задание процесса как объекта управления. Название (определение) процесса. Основные элементы процесса и его окружение. Определение владельца процесса. Критерии выбора владельца процесса. Определение цели процесса. Определение границ и интерфейсов. Определение входов и выходов процессов. Определение ресурсного окружения процесса. Документирование процесса как первый шаг к совершенствованию процессов. Подходы к документированию процессов. Определение метрик процесса, ключевых показателей его результативности. Расстановка контрольных точек для измерений. Мониторинг процесса. Требования к мониторингу процесса стандарта ИСО 9001- 2000. Классификация процессов. Идентификация процессов: два подхода. Варианты описания процессов. Входы и выходы процесса. Первичный вход. Вторичный вход. Первичный выход. Вторичный выход. Поставщики и потребители потоков процесса. Пример модели поставщиков и потребителей потоков процесса в организации. Ресурсное окружение процесса. Персонал. Документы. Продукция. Данные. Технические ресурсы. Материальные ресурсы. Знания и полномочия персонала. Границы и интерфейсы.
  • Эталонные и референтные модели
    Эталонные модели. Эталонная модель Международной бенчмаркинговой палаты Американского Центра производительности и качества (American Productivity & Quality Center, APQC): структура классификации процессов (Process Classification Framework). Структура классификации процессов из 13 процессов («13-процессная эталонная модель»). Эталонная модель оценки и аттестации процессов жизненного цикла программных средств и информационных систем по ИСО/МЭК ТО 15504 на базе концепций CMM (Capability Maturity Model for Software – управление качеством разработки ПО на основании т.н. Зрелости процессов). Термины и определения: назначение модели, процесс жизненного цикла программного средства (software process). Структурный подход к аттестации процесса жизненного цикла программных средств. Аттестация процесса (process assessment) как формальная оценка процесса жизненного цикла программного средства, принятого в организации, в соответствии с моделью, совместимой с эталонной. Возможность аттестации процесса для характеристики текущей деятельности организационной единицы в терминах зрелости некоторых выбранных процессов. Анализ результатов в свете бизнес-потребностей организации для выявления сильных и слабых сторон процессов, а также присущих им рисков. Расстановка приоритетов при усовершенствовании процессов. Референтные модели. Референтные модели компании SAP. Иерархическая структура референтной модели SAP R/3. Отраслевые модели-прототипы компании SAP (Solution Maps). Построение деятельности ИТ-подразделения в соответствии с процессным подходом и требованиями стандарта ITIL (Information Technology Infrastructure Library). Модель ITSM (IT Service Management), процессы ИТ – подразделения. Модель eTOM (enhanced Telecom Operations Map). Модель SCOR (Supply Chain Operations Reference model).
  • Методологии моделирования
    Понятие о моделировании деятельности. Моделирование деятельности и моделирование процессов. Общие принципы моделирования. Принципы моделирования деятельности организации. Учет целей моделирования. Использование эталонных и референтных моделей. Моделирование «сверху-вниз». Принцип разумной достаточности. Обеспечение целостности описания. Учет эргономических критериев (ограничение числа объектов и геометрического размера модели).Соизмеримость моделей одного уровня детализации по степени обобщения информации. Концентрация ресурсов на ключевых аспектах деятельности и на «болевых точках». Предметные области в деятельности организации. Уровни описания. Эволюция развития методологий моделирования. Методологии структурного подхода. Методологии объектно-ориентированного подхода. Методологии, ориентированные на бизнеспроцессы. Методология SADT. Стандарты IDEF. Методология DFD. Методология UML. Методология ARIS. Сценарии применения. Создание BPM-решений. Внедрение ERP, CRM и SCMсистем. Управление стоимостью процессов. Оптимизация бизнес-процессов. Сертификация по ISO 9000. Управление знаниями. Автоматизация потоков работ (Workflow). Интеграция приложений в организации. Мониторинг характеристик процессов. Моделирование потоков Web сервисов. Разработка приложений (Web сервисов). Типы представлений. Уровни описаний. Сравнительный анализ методологий моделирования.
  • Инструментальные системы для моделирования бизнеса
    Требования к инструментальным системам для моделирования бизнеса Инструментальная система ARIS. Элементы сети ARIS. Понятие о моделях, объектах и связях ARIS. Разработка, проверка, анализ, совершенствование моделей. Документирование моделей. Распределенная работа и публикация моделей в Inranet/Internet. Экспорт/импорт моделей. Объекты. Атрибуты объекта. Инструментальная система BPWin. Инструментальная система Rational Rose. Графический редактор Visio. Сравнительный анализ инструментальных средств.
  • Методики описания различных предметных областей деятельности
    Классификация моделей организации. Модели организационной структуры. Модели функций. Модели процессов/управления. Модели данных. Модели входов/выходов. Предметные области - входы в моделирование деятельности. Подходы к описанию процессов. Принципы выделения бизнес-процессов. Основные модели и уровни описания процессов. Диаграмма цепочки добавленного качества (диаграмма VAD). Матрица и диаграмма выбора процесса (PSM, PSD). Событийная цепочка процесса (диаграмма eEPC). Диаграмма окружения функции (FAD). Диаграмма цепочки процесса (диаграмма PCD). Офисный и производственный процессы. Ресурсное окружение процессов на разных уровнях описания. Проблема целостного описания бизнес-процессов. Подходы к описанию организационной структуры. Взаимосвязи описания организационной структуры с другими предметными областями. Подходы к описанию предметных областей деятельности организации (цели, продукты, ИТсистемы, документы, данные, технические ресурсы). Иерархия описания документов. Классификация документации в соответствии с ОКУД ОК 011-93
  • Методы анализа процессов
    Сравнение с эталонными процессами. Сравнение с референтными моделями. Бенчмаркинг. Семь инструментов контроля качества. Семь инструментов управления качеством. Виды анализа процессов. Логический анализ. Анализ соблюдения методологии описания. Анализ ошибок процесса. Анализ топологии процесса, в том числе логики выполнения процесса. Анализ характеристик процесса (анализ данных мониторинга). Анализ результатов имитационного моделирования. Анализ результатов моделирование временных характеристик процесса и параметров ресурсов (анализ динамики выполнения процесса). Анализ результатов расчетов стоимостных характеристик процессов (ABC –анализ, пооперационный расчет стоимости). Анализ ресурсного окружения процессов. Анализ руководителей и исполнителей. Анализ входящих и выходящих документов. Анализ материальных, технических и ИТ ресурсов. Анализ рисков процесса. Анализ результатов аттестации и аудита
  • Контроллинг и мониторинг процессов
    Понятие контроллинга и мониторинга. Соотношение контроллинга и мониторинга процессов. Меры показателей процессов. Финансовые и нефинансовые показатели. Меры, определяемые в соответствии с целью. Горизонт «состоятельности» показателей. Понятие о метрике процесса. Виды метрик. Количественные («твердые») меры. Качественные («мягкие») меры. Использование количественных и качественных метрик. Метрики результата и метрики процесса. Выбор метрик процессов, подлежащих измерению Измерение параметров и характеристик процессов. Индикаторы показателей («светофор», «приборная панель»). Подходы к определению числа измеряемых параметров (переизбыток информации). Статистическая обработка результатов измерений метрик. Самооценка.
  • Совершенствование процессов
    Выбор процессов для оптимизации. Матрица показателей. Методы выявления проблем Методы анализа проблем (Диаграммы Парето и Ишикавы, корреляционные диаграммы, гистограммы) Бизнес-инжиниринг процессов деятельности. Почему нужно совершенствование? Модель совершенствования. Два подхода к инжинирингу процессов. Реинжиниринг (business process reengineering). Совершенствование процессов (business process improvement).Зрелые и незрелые организации. Стандарт CMM. Технический отчет ИСО и МЭК ИСО/МЭК ТО 15504. Зрелость процесса. Аттестация процессов. Требования к аттестаторам.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий домашняя работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * аудиторная работа + 0.2 * домашняя работа + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Checking Business Process Evolution. (2019). https://doi.org/10.1016/j.scico.2018.09.007
  • Formal Model of Business Processes Integrated with Business Rules. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28229DC
  • Taymouri, F., La Rosa, M., Dumas, M., & Maggi, F. M. (2019). Business Process Variant Analysis: Survey and Classification. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1911.07582
  • Вертакова, Ю. В., Головина, Т. А., & Полянин, А. В. (2019). Управление Бизнес-Процессами Интегрированных Структур На Принципах Совместного Использования Цифровых Технологий. St. Petersburg State Polytechnic University Journal. Economics, 12(4), 32–43. https://doi.org/10.18721/JE.12403

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Camargo, M., Dumas, M., & González-Rojas, O. (2019). Automated Discovery of Business Process Simulation Models from Event Logs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1910.05404
  • Lüftenegger, E., & Softic, S. (2019). Service-Dominant Business Model Financial Validation: Cost-Benefit Analysis with Business Processes and Service- Dominant Business Models. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1909.12393