• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой введение в философию, приглашение к совместной рефлексии над вопросами о происхождении мира, о сущности бытия и человека. От фундаментальных философских вопросов о том, что такое знание, познание, понимание, какова природа чисел, что считать прекрасным, а что безобразным, что такое свобода воли и т.д., мы перейдем к вопросам, которые остро встают в связи с бурным развитием технологий, - вопросам, связанным с цифрой, с мышлением машин, с природой коммуникации и информации, этическими проблемами биотехнологий и экологии. По ходу изучения материала, студенты познакомятся с основными вехами в истории философии, ключевыми философскими идеями и авторами, чьи концепции радикальным образом повлияли на трансформацию представлений человека о мире и о самом себе. ДОЦ "Философия" предполагает кластерность, то есть программа курса варьируется от одной группы образовательных программ к другой, объединенных по принципу тематического родства. Структура курса для каждого отдельного кластера включает базовую и вариативную части. Базовая часть едина и обязательна для студентов всех входящих в конкретный кластер образовательных программ. Содержание вариативной части зависит от специфики направлений подготовки конкретной семинарской группы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Уяснение методологической роли философского знания.
  • Ознакомление с основными философскими проблемами, как традиционными, так и современными.
  • Повышение логической культуры, развитие навыков критического мышления.
  • Создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает историю возникновения и основные этапы развития философии.
  • Студент знает основные категории философии, формы и методы познания, их эволюцию.
  • Студент знает основные методологические подходы, сложившиеся в философской области знания.
  • Студент знает основные направления современной философии.
  • Студент знает основные положения наиболее значимых философских концепций.
  • Студент понимает смысл и назначение философии, ее место и роль в обществе.
  • Студент способен корректно использовать полученные знания для формирования личностной стратегии духовно-интеллектуального развития, в различных формах деятельности и межкультурной коммуникации, в своей профессиональной сфере.
  • Студент умеет распознавать философские проблемы и стратегии их разработки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Кластер "Экономика, менеджмент" (онлайн-курс: "Философия: расширенный курс"; ОП: "Мировая экономика")
    Семинар 1. Специфика философского знания. Философия в системе картин мира человечества Философия в системе культуры. Философская картина мира и научная картина мира: родство и различие; научно и вненаучно ориентированные типы философии, проблема научности философского мировоззрения. Философия и нравственность. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и политика. Семинар 2. Становление философской проблематики. Философия античного мира. Досократики Античное общество и его культура. Основные школы древнегреческой философии и круг решаемых ими проблем. Основные категории античной мысли: Космос, Логос, Эйдос, Душа, Судьба. Первые попытки исследовать природу: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Пифагориеизм и числовая символика в истории культуры. От Ксенофана до Гераклита. Апории Зенона, или Почему наблюдаемая реальность расходится с принципами мышления? Первая атомистическая теория. Как к ней можно было прийти? Софисты - учителя красноречия и философы. Семинар 3. Классический период Античной философии. Эллинизм Сократовская традиция. Учение Платона об эйдосах. Смысл «мифа о пещере». Социально-политические взгляды Платона. Аристотель: Логика и учение о сущности, этика и риторика. Философия эллинизма и поздней античности. Киники. Скептики. Эпикурейцы. Стоики. Философия в Древнем Риме. Семинар 4. Философия Средних веков Эпоха Средневековья и ее отражение в философской мысли. Теология и филосо¬фия. Креационизм и принцип откровения. "Патристика" - учение Августина о Боге, мире, человеке, знании и вере, добре и зле, грехе и спасении, смысле истории. Основные проблемы схоластической философии - вера и разум, универсалии, доказательства бытия Бога. Номинализм и реализм. Философско-теоретический синтез Фомы Аквинского. Семинар 5. Философия Возрождения Философия Возрождения: понятие, периодизация, основные черты. Макрокосм: развитие представлений о Вселенной. Микрокосм: развитие представлений о человеке. Пико дела Мирандолла о свободе и достоинстве человека. Социально – утопические учения Т. Мора и Т. Кампанеллы. Политическое учение Н. Макиавелли. Семинар 6. Основная проблематика философии Нового времени Эпоха Нового времени: механистическая картина мира и автономизация философского знания. Философия природы и учение о субстанции. Субъективный идеализм Дж.Беркли. Гносеология проблематика: субъект и объект, опыт и разум, индукция и дедукция, анализ и синтез. Программа эмпиризма и рационализма. Становление идей европейского либерализма ("автономия личности", "неотчуждаемые права и свободы человека", "правовое государство" и "гражданское общество"). Семинар 7. Немецкая классическая философия Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики. Главные проблемы и задачи, их решение. Трансцендентализм философии И.Канта. Морально-практическая философия И.Канта. Влияние философии Канта на мыслителей XIX - XX вв. И.Г. Фихте: три основоположения философии как наукоучения. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика как универсальная теория и метод познания "Дух", "разум", "мышление", "идея" как фундамен¬тальные понятия. Создание диалектической логики как диалектики самодвижения понятий. Проблемы морали, права, гражданского общества и государства в философии истории Г.Ф.Г. Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Семинар 8. Философия ХIХ и ХХ века: основные направления Специфика неклассической философии и ее основные направления. Философия жизни как стремление философии постичь иррациональное. Иррационализм и философия жизни. А.Шопенгауэр и С.Кьеркегор - основоположники иррационализма. Программа "переоценки всех ценностей" Ф.Ницше, проблема "воли к власти" и идеала "сверхчеловека". Учение о творческой эволюции А.Бергсона. Экзистенциализм о сущности и существовании, преодолении отчуждения и обретении смысла бытия. Феноменология как метод анализа интенциональных структур чистого сознания. Семинар 9. Развитие философской мысли в России Основные этапы и типологические особенности русской философии ХIХ-ХХ века. Русский религиозно-философский ренессанс начала ХХ века. В.С.Соловьев: философия всеединства, идея "богочеловечества". Софиология. Русский космизм. Экзистенциально-религиозная философия Н.А.Бердяева и Л. Шестова. Философия М. Мамардашвили и А.М. Пятигорского. Современное состояние философской мысли в России. Семинар 10. Этика Этика, мораль, нравственность. Добродетель и знание. Субъективизм и объективизм в этике: как мы познаем моральные ценности? Проблема несовпадения сущего и должного. Можно ли рационально обосновать моральные ценности? Моральный релятивизм. Гедонизм и утилитаризм. Возможен ли альтруизм? Современные направления в этике.
  • Семинар 11 (только экономисты). Философия экономики: предмет, задачи, история Что есть философия экономики: философия хозяйства, экономическая методология, или философские проблемы экономики? Философия экономики как научное междисциплинарное направление, исследующее наиболее фундаментальные, базисные, метафизические вопросы развития экономики. Задачи философии экономики. Философия экономики и экономические науки: экономическая теория, политическая экономия, история экономики и другие. Краткая история экономической мысли: основные школы и идеи. Семинар 12 (только экономисты). Марксистское учение о способе производства и теория стадий экономического роста Понятие способ производства в экономическом и социально-философском учении К. Маркса. Структура способа производства: производительные силы и производственные отношения. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Теория стадий экономического роста. Основные особенности перехода от аграрного к индустриальному обществу и от индустриального – к постиндустриальному обществу. Проблема информационного общества. Сравнительный анализ учения о способе производства и теории стадий экономического роста: оценка роли в развитии экономики политики, права и науки. Семинар 13 (только экономисты). Теория общественно-экономических формаций К. Маркса Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – ключевое понятие марксистской политэкономии и философии истории. Структура ОЭФ: базис и надстройка, отношения между ними. Проблемы смены одной ОЭФ другой, специфика перехода от капиталистической к коммунистической ОЭФ по К. Марксу и В.И. Ленину. Основные достоинства и недостатки теории ОЭФ. Степень соответствия этой теории развитию мировой экономики и истории человеческого общества. Изживает ли себя капитализм? Коммунистическое общество – далекая перспектива развития человечества или очередная утопия об устроении «царства божьего» на земле? Семинар 14 (только экономисты). Теория локальных цивилизаций и мир-системный анализ истории Понятие цивилизации, ее критерии. Учение о локальных цивилизациях как альтернатива представлениям об универсальном характере мировой истории. Роль экономики в развитии цивилизаций. Основные достоинства и недостатки теории локальных цивилизаций. Будущее человечества: создание глобальной цивилизации, взаимодействие региональных цивилизаций или столкновения между ними? Мир-системный подход к истории, его специфика. Понятия мини-системы и мир-системы, мир-экономики и мир-империи. Структура мир-системы: ядро, полупериферия и периферия. Основные достоинства и недостатки мир-системного анализа. Где будет находиться экономический центр Мир-Системы в XXI веке?
  • Семинар 11 (только менеджеры). Философское учение о бытии Проблема бытия. Онтология как учение о бытии. Главные характеристики бытия. Бытие и ничто. Проблема реальности. Представления о пространственно-временной структуре реальности. Эволюция представлений о пространстве и времени. Существование внешнего мира. Семинар 12 (только менеджеры). Человек, его природа и смысл бытия Учение о человеке в системе философского знания. Человеческое бытие. Проблема Другого. Духовно-экзистенциальные и ценностные аспекты и проблемы чело-веческого бытия: жизни и смерти, эроса и танатоса, добра и зла, судьбы, любви, одиночества, счастья, смысла жизни. Семинар 13 (только менеджеры). Философия сознания. Проблема искусственного интеллекта: может ли машина мыслить? Проблема сознание – тело и основные подходы к ее решению. Теория тождества, физикализм. Функционализм и искусственный интеллект. Семинар 14 (только менеджеры). Философия морали. Этические проблемы в профессиональной деятельности менеджера Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования нравственного поведения. Этика пользы (теория утилитаризма И.Бентама). Этика долга (деонтическая этика, категорический императив И.Канта). Этика справедливости: понимание справедливости (эгалитаризм, «капиталистическая» справедливость, «коммунистическая» справедливость, теория справедливости Дж.Ролза). Роль нравственного климата в фирме. Этика власти и подчинения. Корпоративная и профессиональная этика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    0,4 оценки - работа на семинарах, включая устную и письменные части, на усмотрение преподавателей; 0,3 оценки - итоговая контрольная работа, состоящая из (1) тестовых заданий по всему курсу, включая онлайн-курсы базовой и вариативной части, а также материал “живых” лекций в тех случаях, где они предусмотрены, и/или (2) одного большого или двух мини-эссе по темам курса.
  • неблокирующий Экзамен
    Для всех кластеров, кроме кластера "Экономика, менеджмент": экзамен проводится в устной форме. Для кластера "Экономика, менеджмент": экзамен проводится в устной или письменной форме (на усмотрение преподавателя).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История западной философии, Рассел, Б., 2002
  • Как я понимаю философию, Мамардашвили, М. К., Сенокосова, Ю. П., 1992

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Западная философия от истоков до наших дней. Кн.1: Античность, Реале, Д., Антисери, Д., 1994
  • Западная философия от истоков до наших дней. Кн.2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли), Реале, Д., Антисери, Д., 1994
  • Западная философия от истоков до наших дней. Кн.3: Новое время (От Леонардо до Канта), Реале, Д., Антисери, Д., 1996
  • Западная философия от истоков до наших дней. Кн.4: От романтизма до наших дней, Реале, Д., Антисери, Д., 1997