• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Экономика»

Научно-исследовательский семинар "Банки и банковская деятельность"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Кто читает:
Школа финансов
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Знания и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины, служат основой и залогом успешной подготовки и защиты выпускной квалификационной работы бакалавра. Программа НИС предусматривает также получение синергетического эффекта от обязательного участия студентов в работе проводимого ежемесячно в НИУ ВШЭ публичного Научного семинара «Эмпирические исследования банковской деятельности», на котором выступают ведущие российские и зарубежные исследователи, аспиранты и студенты, специализирующиеся по данному тематическому направлению. Предполагается, что к началу изучения НИС студенты разбираются в основах экономической теории (макроэкономика, микроэкономика, институциональная экономика) и эконометрики, владеют английским языком на уровне, позволяющем им читать и понимать академическую литературу по избранной специальности, в том числе источники из приведённого в данной программе списка. Также предполагается, что параллельно с НИС студенты слушают курсы банковского дела и страхования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие у студентов навыков самостоятельной исследовательской работы, требующихся для успешной подготовки и защиты выпускной квалификационной работы. В ходе освоения дисциплины решаются следующие задачи: • ознакомить студентов с особенностями современной методологии и техники исследований в области экономики и финансов, в частности, банковской деятельности и страхования; • обучить технике академического общения и ведения научной дискуссии; развить коммуникационные и презентационные навыки для эффективного выступления на тему своего исследования и представления его результатов; • ознакомить с примерами «лучшей практики» (best practice) в области исследований банковской проблематики теоретического и эмпирического характера; расширить эрудицию студентов в области исследований банковской деятельности и страхования; • отработать умение эффективно использовать имеющиеся данные; • развить навыки проектного управления;
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Уметь формулировать исследовательские задачи в рамках выбранного тематического поля и предлагать корректные методы и способы их решения
  • Уметь обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость решаемой исследовательской задачи
  • Уметь ориентироваться в классической академической литературе в рамках данной тематики, а также знать о результатах последних, наиболее актуальных теоретических и эмпирических исследований;
  • Уметь анализировать и критически оценивать идеи, методику и результаты исследований, проведенных другими авторами, вести содержательную дискуссию
  • Знать основные источники эмпирических данных по данной проблематике и уметь корректно ими пользоваться
  • Уметь проводить грамотные, содержательные и эффективные презентации как своих исследовательских проектов, так и исследования других авторов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Методика и методология самостоятельного исследования
    1.1 (4 часа). Введение в работу НИС ББД. 1.2 (4 часа). Выбор темы самостоятельного исследования для ВКР. 1.3 (4 часа). Методика самостоятельного научного исследования: от исследовательского вопроса до формулировки результатов 1.3 (4 часа) Презентация результатов научного исследования
  • Тема 2. Актуальные направления исследований банковской деятельности. Анализ научных публикаций
    2.1 (4 часа). Рынок банковских вкладов: набеги вкладчиков и рыночная дисциплина, банковские паники 2.2 (4 часа). Системы страхования вкладов 2.3 (4 часа). Кредитный рынок: рационирование, фильтрация. Relationship lending . Системы информационного обмена на кредитных рынках. 2.4 (4 часа). Конкуренция на рынках банковских услуг 2.5 (4 часа). Моделирование вероятности дефолта банка. Рейтинги банков. 2.6 (4 часа). Системные риски. Банковские кризисы 2.7 (4 часа). Регулирование банковского сектора 2.8 (4 часа). Риск-менеджмент в банковской отрасли и страховании 2.9 (4 часа). Обзор рынка финансовых услуг и текущее состояние отрасли. Введение в финтех, цифровую и безналичную экономику 2.10 (4 часа). Будущее финансовых услуг: стратегии банков, новых игроков и общий взгляд на рынок 2.11 (4 часа). Введение в страховании: организация, процессы, риски. Виды и схемы, модели в страховании 2.12 (4 часа) Актуарное оценивание в страховых компаниях, требования Solvensy II. Самообразование и профессиональные экзамены в области риск-менеджмента и актуарной деятельности
  • Тема 3. Проведение самостоятельных исследований студентов в рамках ВКР
    3.1 (8 часов). Работа с профессиональными информационно-аналитическими базами данных по банкам. 3.2 (8 часов) Защита темы ВКР 3.3 (16 часов) Защита проекта ВКР
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение занятий
    Доля посещенных студентом занятий (из возможных )*10 Если студент пропускает занятие по уважительной причине, оно вычитается из числа возможных к посещению. Уважительной считается причина, официально признанная таковой правилами НИУ ВШЭ и подтвержденная документально.
  • неблокирующий Доклады по статьям
    Средняя оценка за два доклада по статьям В течение НИСа студент должен сделать не менее двух докладов по академическим работам, являющимся базой современных исследований банковской деятельности по основным предметным темам. Доклады делаются на занятиях в рамках Темы 2. Статьи для докладов на каждом занятии объявляются не менее чем за неделю до соответствующего занятия и вывешиваются в системе LMS. Студент высказывает желание сделать доклад по какой-либо статье путем направления соответствующего запроса на электронный адрес руководителя НИС. Первый приславший заявку, назначается докладчиком, о чем делается соответствующая пометка рядом со статьей в системе LMS. Если за два дня до семинара статья для доклада никем не выбрана, докладчик назначается руководителем семинара на его усмотрение, о чем делается объявление в системе LMS, а также направляется письмо на электронный адрес группы и электронный адрес докладчика (при наличии у руководителя семинара этих адресов). По аналогии с со случаем самостоятельного выбора рядом со статьей в системе LMS делается соответствующая пометка о докладчике. С момента появления пометки о докладчике студент может отказаться от ответственности за доклад только в случае, если найдет себе замену среди других студентов группы и доклад будет сделан. Если доклад по каким-либо причинам не сделан, докладчик получает оценку 0. Если студент сделал один доклад, за второй автоматически выставляется оценка 0. Если студент сделал более 2х докладов, берется среднее по двум максимальным оценкам. Однако студент, уже сделавший 2 доклада, не может «выходить на замену» (см. выше случай невозможности/нежелания делать доклад). Доклады делаются во время соответствующих семинаров при физическом присутствии докладчика в аудитории. Доклад занимает 15-20 минут и сопровождается демонстрацией слайдов.
  • неблокирующий Активная работа на семинарах
    На протяжении НИСа студенты получают баллы за активное участие в работе семинара (дискуссия, вопросы, и т.п.), и выполнение различных дополнительных заданий, возникающих по ходу семинара. Оценка является относительной: 10 баллов получает студент, получивший максимальное число подобных бонусных баллов за весь НИС, остальные оценки высчитываются относительно данного максимума (например, если студент А набрал 50 баллов, и это максимум в группе, он получает 10, а студент Б, набравший 40 баллов, получает 40/50*10=8 баллов).
  • неблокирующий Защита темы ВКР
    Презентацию темы и исследовательского вопроса ВКР, их обоснование. Проводится в формате е-постера.
  • неблокирующий Защита проекта ВКР
    Презентация результатов работы над ВКР на момент завершения НИС. Проводится в формате 3-slide.
  • неблокирующий Дискуссия
    Презентация-дискуссия, готовится по работе одного из студентов группы. Презентация проводится на семинаре с защитами проектов ВКР сразу после основной презентации проекта.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме устного коллоквиума и проверяет знание студентом основных источников, относящихся к тематике научного семинара и изученных в течение курса. Не менее чем за две недели до экзамена до сведения студентов доводится список ключевых источников (из изученных), знакомство с которыми будет проверено в ходе экзамена. Если студент не явился на экзамен, в ведомость выставляется пометка о неявке. Оценка 0 за экзамен в этом случае не выставляется.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Активная работа на семинарах + 0.05 * Дискуссия + 0.1 * Доклады по статьям + 0.1 * Защита проекта ВКР + 0.1 * Защита темы ВКР + 0.05 * Посещение занятий + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Как написать дипломную работу : Гуманитарные науки: Учеб.-методическое пособие, Эко У., Костюкович Е., 2001