Паспорт образовательной программы
46.03.01 История
Нет
5 лет 
Очная форма обучения, 300 ЗЕ
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
С применением
2025/2026 учебный год
История
Образовательная программа НИУ ВШЭ «История» дает студентам современные знания о подходах к изучению человека и общества, учит их профессионально анализировать и использовать историческую информацию. Студенты знакомятся с историей разных стран и эпох, с различными аспектами жизни людей в далеком и недавнем прошлом. В результате бакалавры получают знания о важнейших фактах истории, их взаимовлиянии и связи с современностью, об особенностях различных исторических эпох и сущности исторического процесса.
- Высокий уровень профессиональной подготовки: по показателям QS World University Rankings (2024) программа "История" НИУ ВШЭ (Москва) входит в число 100 лучших программ по истории в университетах мира.
- НИУ ВШЭ входит в топ-4 вузов в "Национальном рейтинге по трудоустройству выпускников" в категории Гуманитарные науки.
- Преподаватели программы – известные российские историки, имеющие опыт работы в университетах мира.
- Сочетание глубокой академической подготовки по всем периодам мировой истории с возможностью для студента выбрать разнообразные дисциплины прикладного характера, формирующие профессиональные компетенции и предоставляющие возможность успешной конкуренции на рынке
- Наличие серьезного практического и проектного компонента.
- Сильная языковая подготовка: наряду с обязательным английским и вторым европейским языком на выбор (немецким, французским, итальянским или испанским) бакалавры учат древние языки – латинский и древнегреческий.
- Индивидуальная образовательная траектория и наличие значительного количества курсов по выбору.
Область профессиональной деятельности выпускников ОП «История», освоивших программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», включает: научные исследования по всему спектру всемирной истории; преподавание соответствующих курсов в сфере образования; популяризацию исторических знаний в средствах массовой информации; экскурсионную, музейную деятельность и работу в архивах.
Профессиональные компетенции выпускника:
ПК-1 Способен осуществлять поиск и анализ исторических источников на разных языках (в том числе на древних и современных иностранных языках), выявлять и анализировать специальную литературу на государственном и иностранных языках
ПК-2 Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-3 Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать движущие силы и закономерности исторического процесса.
ПК-4 Способен к поиску и анализу различных источников информации в профессиональной и смежных областях знаний.
ПК-5 Способность в популярной форме излагать и комментировать информацию по определенным направлениям гуманитарного знания в ходе публичных выступлений, а также в интернет-пространстве.
ПК-6 Способен участвовать в разработке, документальном сопровождении и последовательной реализации индивидуального или коллективного проекта, определять его цели задачи, сроки выполнения.
ПК-7 Способность осуществлять информационное обеспечение историко-культурной и просветительской работы в рамках деятельности организаций и учреждений культуры.
ПК-8 Способен осуществлять поиск и анализ исторических источников на разных языках (в том числе на древних и современных иностранных языках), выявлять и анализировать специальную литературу на государственном и иностранных языках.
ПК-9 Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории, вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения, историографии, археологии.
ПК-10 Способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках индивидуальной образовательной траектории.
ПК-11 Способность к поиску информации в архивах, музеях, библиотеках, в том числе с использованием электронных каталогов и сетевых ресурсов.
ПК-12 Способность применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организациях.
Выпускники ОП «История» смогут осуществлять профессиональную деятельность в таких сферах, как:
Научная деятельность. Мы целенаправленно готовим наших студентов к академической карьере. Наши студенты имеют возможность поступить на две исследовательские магистерские программы Школы исторических наук: «Русь и средневековый мир» и «История современного мира» (шансы на магистратуры других гуманитарных направлений также очень хороши благодаря отличной подготовке и внушительному портфолио). Нашим студентам доступен единый трек магистратура-аспирантура, обеспечивающий очень хорошую стипендию, а вместе с ней и шанс заниматься научной деятельностью без необходимости искать подработки. Научная репутация НИУ ВШЭ позволяет нашим выпускникам претендовать на вакансии в лучших исследовательских центрах России и мира.
Преподавание. Многие наши выпускники выбирают преподавательскую стезю и успешно работают в этой сфере. Студенты изучают методику преподавания истории, проходят педагогическую практику, работают учебными ассистентами преподавателей. С 2025/2026 года студентам доступен модуль дополнительной квалификации «Преподаватель гуманитарных дисциплин». Успешно освоившим его студентам будет предоставлен сертификат, подтверждающий наличие педагогической квалификации.
Музейное дело. Музеи переживают второе рождение и становятся ключевыми игроками на культурном поле. И они нуждаются в профессиональных историках, способных грамотно выстроить музейный нарратив, сделать качественный этикетаж, вместе с музееведами создать хорошую экспозицию. Дисциплина «История и музеи» и музейная практика дают нашим студентам как хорошее понимание того, как устроен музей, так и знакомят с потенциальными работодателями. Вы можете встретить выпускников программы в лучших музеях страны: Музее Москвы, Музее космонавтики, Политехе, Музее русского импрессионизма и многих других.
Архивное дело. Архивы – ключевая для историка институция. Наши студенты прекрасно знакомы с их информационным потенциалом и внутренним устройством. Крупнейшие архивы России с радостью принимают наших выпускников на работу, поскольку уже знакомы с ними по архивной практике. Последнее время активно развивается и новая отрасль – корпоративные архивы. Ведущие IT-компании занимаются оцифровкой архивных фондов и заинтересованы в услугах профессиональных историков.
IT-индустрия и медиа. Диджитал-студии и IT-компании всегда были и будут заинтересованы в гуманитариях. Контент, который они создают, имеет цифровую оболочку, но ориентирован на людей. Поэтому IT-индустрия обеспечивает спрос на специалистов, которые умеют работать с информацией, даже если не обучены писать код. Цифровая культура (Digital culture) занимает видное место в учебном плане образовательных программ НИУ ВШЭ. Наши историки знакомятся с самыми интересными и перспективными практиками Digital humanities, работают с искусственным интеллектом, владеют ГИС-сервисами, прекрасно понимают возможности современных цифровых технологий. Так что в IT-индустрии они находят себя без проблем. Медиа и СМИ стабильно принимают на работу историков. Умение работать с информацией и создавать тексты – все еще важнейшее качество любого журналиста и редактора. Количество известных журналистов и главных редакторов с дипломом историка говорит само за себя.
Туристический сектор. Бум внутреннего туризма и рост популярности научно-популярного туризма очень существенно расширил еще одну традиционную сферу самореализации историков. Крупные и малые города России открывают собственное прошлое, ищут в нем что-то интересное для гостей. И лучше историков никто не может справиться с этой задачей. Наши студенты прекрасно представляют, где искать информацию и как ее правильно подавать разным аудиториям.
Органы власти. Министерства и департаменты образования и культуры нуждаются в грамотной исторической экспертизе, которую могут обеспечить наши выпускники. Опыт обучения в огромном топ-вузе, с его правилами и регламентами, с первых дней готовит их к карьере в государственных учреждениях, которые ценят строгое следование нормам, ответственность и пунктуальность. И историки лучше других знают правила и практики работы государственных учреждений.
В указанных видах профессиональной деятельности выпускник ОП «История» должен уметь решать следующие профессиональные задачи:
- для научно-исследовательской деятельности – поиск и анализ исторических источников различных типов и видов для проведения научных исследований; участие в работе семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, круглых столов, презентациях результатов научной деятельности; подготовка научных текстов (статей, разделов монографий, рецензий и др.) для публикации в научных изданиях; составление библиографических обзоров, аннотаций, рефератов, пояснительных записок, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы;
- для педагогической деятельности – преподавание курса истории в сфере общего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
- для экспертно-аналитической деятельности – составление рецензий и обзоров, аннотаций и аналитических справок по запросам работодателей;
- для культурно-просветительской деятельности – изложение и комментирование в популярной форме исторической информации в ходе публичных выступлений ( в том числе в печатных и электронных СМИ), а также в интернет-пространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки); информационное обеспечение историко-культурной и просветительской работы в рамках деятельности организаций и учреждений культуры, органов местного, регионального и республиканского самоуправления.
для Образовательного стандарта 2019 года в редакции 2024 года
- Модуль Major.
Базовый профессиональный модуль ОП «История» (Major) призван способствовать тому, чтобы студенты могли получать общегуманитарное образование и осваивать базовые навыки и компетенции профессии историка, методы работы с ретроспективной информацией. Этот блок включает такие дисциплины как: дисциплины по истории различных периодов и регионов, источниковедение, археология, история искусства, иностранный язык (помимо английского языка), латинский язык. Предметную область по истории разных периодов и регионов представляют курсы: Древний Восток, Античность, история России, Европа IV-XV, Европа XVI-XVIII, Старый и Новый свет в XIX и XX вв. Вспомогательные исторические дисциплины также входят в базовый профессиональный модуль.
Вариативная часть профессионального модуля позволяет студенту свободно формировать индивидуальную траекторию обучения в самом широком диапазоне – от выбора древнего языка (или его уровня) до углубленного изучения отдельных исторических эпох. Такой подход способствует обеспечению студентов современными знаниями о существующих в гуманитаристике познавательных подходах и методах изучения человека и общества, овладению языком современных социальных и гуманитарных наук, формированию представления о взаимосвязанности гуманитарных дисциплин и междисциплинарном характере современного гуманитарного знания. Значительное количество элективных дисциплин включает продолжение знакомства с древними языками, углубленное знакомство с различными периодами человеческой истории и истории отдельных регионов, методиками работы историков.
С первого года обучения для студентов ОП «История» предусмотрен научно-исследовательский семинар, в рамках которого студенты получают навыки научной работы. Студенты знакомятся с научно-исследовательским инструментарием, учатся читать и анализировать исторические источники (письменные и визуальные), писать научные работы.
- Практика. Обязательной является музейно-археологическая, архивная и педагогическая практика, а также проектная работа. К практической подготовке студентов также относится написание курсовых работ (1–4 курсы) и выпускной квалификационной работы (5-й курс).
- Дисциплины общего цикла (ДОЦ): Основы российской государственность, Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, Правовая грамотность, Экономика, Философия.
- Студенту ВШЭ предоставляется возможность выбрать дополнительный профиль — Minor: блок из четырех взаимосвязанных дисциплин — по истории права или социологии, по менеджменту или истории международных отношений – выбор очень велик. Фактически речь идет о приобретении второй специальности, что помогает при формировании индивидуальной образовательной траектории на уровне магистратуры.
- Язык и коммуникация. Большое значение придается преподаванию английского языка. Ряд важных учебных дисциплин преподается на английском языке, что способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Студенты сдают независимый экзамен по английскому языку, подготавливают и защищают Project Proposal по теме ВКР.
- Data Culture. Программирование на Python, Анализ данных, искусственный интеллект и генеративные модели, Цифровая гуманитаристика и Цифровая грамотность
- ГИА. Государственная итоговая аттестация осуществляется в форме защиты выпускной квалификационной работы (ВКР).
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
