• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О программе

 

Презентация программы (PDF, 3,03 Мб)

На образовательной программе НИУ ВШЭ «История искусств» студенты учатся понимать произведения искусства и грамотно интерпретировать художественные образы, используя различные подходы к анализу феноменов культуры. Умение «читать» произведения искусства оттачивается в работе с подлинниками мастеров различных стран и эпох.

Программа построена по новой модели, заметно отличающейся от традиционного преподавания истории искусства.

Во-первых, особое внимание уделяется изучению типических явлений и рядовых произведений истории искусства, потому что именно с ними, а не с великими шедеврами, придется столкнуться выпускнику в его повседневной работе.

Во-вторых, история искусства становится действительно всеобщей. В ней уделяется самое пристальное внимание неевропейскому искусству — исламскому, буддийскому, латиноамериканскому. Искусство России изучается без отрыва от мирового контекста, что позволяет осмыслить его произведения как выдающийся вклад в мировую культуру.

Материал о нашей программе на сайте Учёба.ру

Как построено обучение?

Первый год бакалавриата посвящен дисциплинам, задача которых — знакомство с искусством в широком культурном контексте и обучение азам профессионального метода.

Первой задаче отвечают курсы «Введение в историю искусства» и «Введение в историю человечества», а также вводящиеся чуть позже дисциплины майнора, позволяющие углубить знания в не связанных напрямую со специализацией областях. В то же время навыкам анализа, интерпретации и описания произведений искусства посвящен обширный курс «Профессиональные основы искусствоведения».

Умение грамотно писать и оформлять научные тексты закладывается в научно-исследовательских семинарах, которые продолжаются на протяжении всех четырех курсов и служат полем практической отработки профессиональных навыков в рамках конкретных проектов.

Детальное знакомство с историей искусства происходит с помощью хронологических курсов, длящихся с середины первого по середину четвертого курса. Последовательное знакомство с искусством древнего мира, средних веков, Нового времени и современности создает привычку к быстрой и точной работе с большим количеством визуального материала, без которой невозможна профессиональная деятельность искусствоведа.

На третьем-четвертом курсах к хронологическому циклу добавляется изучение теории искусства, а также его специальных видов, например, декоративно-прикладного искусства, кино, фотографии и др.

Обязательными для изучения является английский язык, на котором нужно будет читать научную литературу и слушать некоторые лекции преподавателей. Также существует возможность изучения второго иностранного языка — немецкого или французского.

Предусмотрены три обязательные летние учебные практики, во время которых студенты работают в Эрмитаже и Государственном Русском музее, а также знакомятся с архитектурой Санкт-Петербурга и древнерусскими памятниками Пскова и Новгорода.

О дисциплинах

С програмами курсов можно ознакомиться по ссылке Учебные курсы

Что я буду изучать?

Введение в историю человечества

Дисциплина «Введение в историю человечества» читается на первом году обучения и представляет собой синтетический курс, в рамках которого объединены отечественная  и зарубежная история. Такой подход позволяет сконцентрировать внимание студентов как на общих, так  и  на особенных процессах, характерных для исторического развития разных регионов. Этот курс призван сформировать у историков искусства базовые навыки работы с историческими источниками, помочь им освоить обширный объем информации об истории человечества. Таким образом, студенты получают необходимую историческую базу для искусствоведческих знаний.


Введение в историю искусства

Базовая вводная дисциплина, читается в I–II модулях первого курса. В рамках относительного небольшого курса в хронологическом порядке излагаются основные факты, сюжеты и концепции всемирной истории искусства. Это позволяет студентам сориентироваться в явлениях мирового искусства и подготавливает их к восприятию дальнейших подробных хронологических курсов.


Профессиональные основы искусствоведения

Преподающаяся в течение первого курса и состоящая преимущественно из практических занятий, дисциплина представляет собой введение в профессию искусствоведа. Это самый большой по объему курс, поскольку его задачей является освоение профессионального метода — формально-стилистического анализа и описания памятника. Важную роль играют практические занятия, знакомящие in situ (в музеях и мастерских) с разными техниками искусства и их особенностями, спецификой их консервации и реставрации. Большое внимание уделяется источниковедению: различным типам информации о произведениях искусства и способам их интерпретации. Изучаются способы получения информации  – структуры библиотек, архивов, компьютерных баз данных и особенности работы в них. Не менее важно обучение различным способам презентации искусствоведческой информации — компьютерной обработке изображений, презентации докладов, основам компьютерной архитектурной графики. Наконец, студенты знакомятся с основами фандрайзинга – поиском грантов и спонсоров, методами оформления заявок и т.п.


История декоративно-прикладного искусства (курс по выбору)

Дисциплина предполагается к чтению на третьем курсе. Ее предмет — основные этапы развития  декоративно-прикладного искусства. Задачи: сформировать у студентов представление о генезисе и эволюции стилей декоративно-прикладного искусства различных эпох от древности до XXI в., привить общие навыки изучения и анализа памятников и стилистических особенностях декора. В основу положен исторический метод изложения, а также описательно-аналитический способ изучения памятников декоративно-прикладного искусства. К особенностям курса относится его предметно-практическая ориентация, благодаря которой студенты получают не только историко-теоретические знания об эволюции декоративно-прикладного искусства и интерьера, но и навыки описания и атрибуции памятников. Технологические приемы работы мастеров и художников декоративно-прикладного искусства предполагается изучать на примерах конкретных музейных коллекций.


Искусство XX- нач. ХХI вв.

Дисциплина предполагается к чтению на четвертом курсе. Цель курса – дать системное и целостное представление о современном искусстве как совокупности художественных практик, сложившихся в XX – начале XXI вв. Характеризуются основы теории современного искусства, осмысливаются многообразные формы художественного творчества и восприятия, основные художественные практики в рамках Modern Art и Contemporary Art, реализуемые принципы новаторства, радикальности, использования новых техник и приемов, характеризуются принципы аналитической и научно-информационной деятельности в области современного искусства, различные практики, позволяющие реализовать выставочные и аудио-визуальные проекты, инсталляции, перформансы и пр. В результате обучения студенты должны представлять себе суть и специфику процессов и явлений, характерных для рассматриваемого периода, а также наиболее значимые направления и отдельные памятники, понимать их исторический контекст.


История скульптуры: формы и материалы (курс по выбору)

Дисциплина предполагается к чтению на втором курсе. Курс носит пропедевтический характер. Для успешного освоения курса студенты должны знать основные этапы и стилистические направления искусства Нового времени (XV-XIX вв.) и владеть навыками анализа художественного произведения. Курс знакомит студентов с основными разновидностями объемной скульптуры и рельефа, с их происхождением, становлением и развитием в европейском искусстве от эпохи Ренессанса до начала ХХ века. Основная проблема курса – изучение способов реализации в материале концепции скульптора. В первой части курса рассматриваются «твердые» и «мягкие» материалы, их выразительные качества, востребованность в тот или иной период, использование в творчестве отдельных мастеров. Вторая часть посвящена историческим модификациям формообразования в скульптуре, проблемам нормативности и теоретическим вопросам. Дисциплина опирается на базовые курсы по истории западноевропейского искусства. Ряд ее положений может быть использован для углубленного изучения искусства отдельных географических регионов, а также для дисциплин, где востребованы знания по истории скульптуры, в частности, для урбанистики и истории архитектуры (городские памятники), истории прикладного искусства (скульптура малых форм) и т.д.


Искусство Ибероамерики (курс по выбору)

Дисциплина предполагается к чтению на четвертом курсе. Вводный курс объединяет всю историю искусства Ибероамерики: от первых проявлений художества до начала XXI в. Созданный на основе новейших исследований, он фокусирует особое внимание на наиболее ярких явлениях, таких как золото и керамика доиспанских Колумбии, Эквадора и Перу, каменная скульптуре майя и науа, архитектуре Теотиуакана и инков, «ультрабарокко» Новой Испании и рококо Бразилии, метисной живописи школы Куско и мексиканскому мурализму.


Основы музейного дела: теория и практика (курс по выбору)

Цель данного курса - дать студентам основы теоретических и практических знаний в области музейного дела, возникновения и развития музеев, формирования коллекций, знакомства с методами комплексного процесса сбора, хранения, изучения, исследования и экспонирования и другого коммуникативного использования предметов культурного наследия. А также создать представление о музейном деле как о науке, о специфике изучаемых этапов развития музеев, об основных формах работы музеев, сообщить определенную сумму сведений из теории и методики предмета. (Курс читается на английском языке).


Искусство Древнего мира

Одна из фундаментальных исторических профессиональных дисциплин учебного плана, предполагается к чтению на первом и втором курсах. Читаемый несколькими преподавателями-специалистами, курс объединяет первобытное, древневосточное, античное и древнеамериканское искусство. Включение в данный курс доцивилизационного искусства и искусства Доколумбовой Америки не традиционно для принятой в России модели обучения и призвано обогатить представление студентов об искусстве Древнего мира. Особое внимание уделяется возникновению искусства в контексте психологического развития и социальной коммуникации homo sapiens, проявлению базовых человеческих свойств в искусстве ранних цивилизаций. Теоретическая сторона дисциплины базируется не только на узко искусствоведческих, но и культурологических, исторических, социальных, психологических исследованиях ранних периодов развития человечества.


Искусство ислама

Дисциплина предполагается к чтению на втором курсе. В курсе рассматриваются основные этапы развития исламского искусства на территориях с различными культурными традициями (от Магриба до Индии).  Прослеживается формирование исламской архитектуры в эпоху Омейядов, ее основные региональные школы. Особое внимание уделяется развитию восточноисламской (иранской) архитектуры, ее распространению в Центральной и Южной Азии. Изучаются основные типы зданий (дворец, мечеть, мавзолей, медресе и др.), их строительные конструкции, в первую очередь, купола, и различные виды декорации (мозаика, стукко, изразец, мукарнас). Одной из центральных тем курса является искусство книги: материалы, каллиграфия, миниатюра.  Рассматривается декоративно-прикладное искусство: металл, дерево, керамика, стекло, текстиль, резной камень.


Искусство Средневековья

Одна из фундаментальных профессиональных дисциплин учебного плана, предполагается к чтению на втором курсе. Курс, читаемый несколькими преподавателями-специалистами, представляет собой хронологический обзор предмета, разделенного на следующие блоки: западнохристианский, восточнохристианский (включающий древнерусское искусство), исламский и индо-китайский. Предполагается знакомство с основными художественными произведениями, анализ основных стилистических и иконографических тенденций. Особое внимание уделяется архитектурным сюжетам, а также сходству и различию артефактов и процессов в разных цивилизациях. Теоретическая сторона предмета представлена кратким анализом историографии, ее основных вопросов, гипотез и противоречий. Теоретическое осмысление дисциплины актуализируется с помощью осмотра произведений искусства во время музейных занятий, а также летних выездных практик.


Искусство Возрождения

Дисциплина посвящена истории искусства Возрождения, от его зарождения в Италии к середине XV в. до распространения по всей Европе в XVI в. Первостепенное внимание уделяется развитию основных тенденций итальянской архитектуры и живописи (Флоренция, Рим, Венеция), а также германскому и французскому вариантам Ренессанса. Творчество ведущих мастеров Раннего, Высокого и Позднего Возрождения рассматривается в подробном историческом и философском контексте, анализируются связанные с ним теоретические и исследовательские проблемы.


Искусство Нового времени

Один из фундаментальных профессиональных блоков дисциплин учебного плана, предполагается к чтению на третьем и четвертом курсах.  Курс читается несколькими преподавателями и представляет собой хронологический обзор предмета, разделенного на следующие блоки: Искусство XVII–XVIII вв., Искусство первой половины XIX в., Искусство второй половины XIX–начала XX вв. В курсе не проводится традиционного разделения истории искусства на русскую и западную, что поможет создать единый художественный контекст. В задачи курса входит: сформировать общие представления об основных этапах мирового искусства, представить памятники, стили, школы, направления, творчество выдающихся мастеров; выработать понимание специфики эволюции художественной культуры, истоков принципиальной новизны ряда художественных и культурных феноменов, нашедших отражение во взаимодействии европейского искусства с традиционными культурами и с цивилизациями Востока, а также взаимодействии европейской художественной культуры и России.


Библейские и мифологические сюжеты в искусстве (курс по выбору)

Курс носит пропедевтический характер. Задача курса – познакомить студента с основами корректного иконографического и иконологического анализа, научить правильно, идентифицировать сюжет произведения и определять его источник, дать обзор основных тем изобразительного искусства Европы со времен античности до Нового времени.


Готика и искусство XV века в Северной Европе (курс по выбору)

Курс посвящен сложению последнего большого стиля Средневековья и распространению его по всей территории Западной Европы. В нем рассматриваются этапы сложения конструкции нового типа и декора готического здания, история изучения готики и готического собора как примера синтеза искусств, своеобразие стиля на разных территориях. Вторая часть курса посвящена одному из самых спорных понятий в истории искусства -- феномену "Арс нова" -- искусства Северной Европы и в первую очередь Нидерландов в XV в, появления масляной станковой живописи и превращения алтарного образа в станковую картину. В этом разделе будет рассматриваться живопись Яна Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Гуго ван дер Гуса и др.мастеров.


Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.

Курс «Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.», охватывающий период искусства Древнего мира и Средних веков в Азии ставит своей целью познакомить студентов с основными этапами развития и формирования художественных традиций в  Индии и Гималаев, странах Дальнего Востока и странах  Юго-Восточной Азии. Знакомство с памятниками и визуальным материалом на лекциях подкрепляется семинарскими занятиями, нацеленными на понимание взаимосвязей между памятником и социо-культурным контекстом времени, а так же особенностями изучения, хранения и экспонирования искусства Востока.


Искусство Азии: от Нового времени до современности

Курс посвящен истории искусства и архитектуры Индии, стран Средней Азии и стран Дальнего Востока (Китая, Кореи и Японии) нового и новейшего времени. Целью данного курса является  развитие понимания взаимосвязей между художественными явлениями и социо-культурным контекстом времени, к которому относится памятник. Внимание уделяется изучению межрегиональных и межконтинентальных связей, ключевых для понимая формирования колониального и пост-колониального искусства этого периода формирования современной картины искусства Азии, а так же теориям трактовки и методам изучения искусства Азии этого периода. Чтение курса предполагается на 3 курсе. (Курс читается на английском языке)


Русская живопись XVIII - первой половины XIX вв. (курс по выбору)

Дисциплина предполагается к чтению на третьем курсе. Основная цель – знакомствомо с русской живописью указанного периода, выявление характерных особенностей, формирование и ранжирование жанров, выявление взаимосвязей традиций европейской и русской живописи XVIII-первой половины XIX вв. Основные разделы курса построены по хронологии. В курсе будет рассмотрен следующий круг проблем: формирование основных жанров русской живописи, пути проникновения информации о западноевропейском искусстве в Россию и особенности ее усвоения; западноевропейские художники, работавшие в России, и русские художники, выезжавшие на Запад; выставки и коллекционирование западноевропейской живописи в России. Ключевой проблемой курса является художественное  влияние западноевропейской живописи на русских мастеров и особенности переосмысления традиций европейского искусства в русской школе живописи.


Русское искусство второй половины XIX- начала XX вв. (курс по выбору)

Дисциплина предполагается к чтению на четвертом курсе. Задачи курса – представить основные явления русского искусства второй половины XIX – первой половины XX столетия как пересечение различного рода художественных традиций и стратегий, что позволит не только представить культурную ситуацию прошлого как “живой организм”, но и более полно оценить современное состояние искусства. Русское искусство второй половины XIX – первой половины XX века изучается как синтетический феномен, разделы курса охватывают многообразные формы художественного творчества: архитектуру, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, что поможет создать единый художественный контекст искусства, внутри которого специфика национальной школ может быть прослежена более отчетливо.


Актуальное искусство России (курс по выбору)
 

Дисциплина предполагается к чтению на четвертом курсе. Курс базируется, прежде всего, на занятиях с современными отечественными художниками и кураторами. Помимо детального знакомства с современной художественной ситуацией,  студентам будет предложена возможность критического анализа услышанного, возможность выработать свою собственную позицию и научиться самостоятельно ставить проблему интерпретации разнообразных феноменов актуального искусства.

История архитектуры России XX–XXI вв. (курс по выбору)

Дисциплина предполагается к чтению на четвертом курсе. Курс посвящен истории архитектуры России от эпохи модерна до постмодернизма. Рассматриваются основные архитектурные движения предреволюционной эпохи, переход от конструктивизма через ар деко к сталинскому ампиру, послевоенный советский модернизм и яркие явления современной архитектуры России. Особое внимание уделяется связи формальных решений с социально-политическим контекстом, персональные жизненные и творческие стратегии мастеров архитектуры.
 


 Практика

Согласно действующим учебным планам образовательной программы «История искусств», предусмотрены три обязательные  учебные практики, одна музейная и две архитектурные, во время которых студенты работают в Эрмитаже и Государственном Русском музее, а также знакомятся с архитектурой Санкт-Петербурга и древнерусскими памятниками Пскова и Новгорода.
С программами практик можно ознакомиться здесь.

 


Basic Concepts of Art History

The aim of this course is to provide students with a thorough knowledge of the basics of history of art, to examine major forms of artistic expression from the ancient world to the present and from a variety of cultures, to learn to look and analyze works of art within their historical context, and to articulate what they see or experience in a meaningful way. The course content also generally covers the various art forms, such as painting and drawing, architecture, sculpture, and other media (printmaking, photography, ceramics, etc.). Students will be introduced to the fundamental elements of art. Sources of study include selective readings, presentations and discussion. The class learns to look at objects of art and, through an informed perspective. The most important purpose of this course is for the student to further enhance an interest, appreciation, and understanding of the fundamental elements of style and aesthetic development in the visual arts. A number of field trip are scheduled during the course to explore fine art collections; during the course different activities will be organized in the museums to allow the students to comprehend and familiarize with the artworks. 
 


НИС "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика"

На первом году обучения в научно-исследовательском семинаре (НИС) «Методы искусствоведческого исследования: теория и практика» студенты овладевают на практике  базовыми навыками научной работы историка искусства. Изучают  основы академического письма, критического чтения научной литературы  и презентации результатов исследования в устной и письменной форме. В ходе семинарских занятий студенты учатся формулировать тему исследования,  выбирать адекватный метод исследования, рационально организовывать исследовательскую работу, а так же искать информацию пользуясь различными источниками. Внимание уделяется форматированию научных текстов и знанию правил цитирования и библиографического оформления различных источников. В рамках семинара проводятся встречи с пишущими художественными критиками, научными сотрудниками музеев и Государственного института искусствознания. 
На третьем курсе у студентов есть возможность выбрать предметную область искусствоведения, в которой они продолжат совершенствовать свои умения и навыки ведения искусствоведческого исследования. В 2017-2018 уч. году студентам предложен семинар, в котором будет рассмотрена следующая тематика:

Тексты вокруг художника: От Вазари до Винкельмана

В фокусе внимания семинара – ключевые для понимания искусства ренессанса, барокко и классицизма тексты, авторами которых были художники, историки искусств, философы, знатоки или критики. Условные рамки «от Вазари до Винкельмана» ограничивают лишь область поиска героев, тем не менее к разговору будут привлекаться материалы XX и XXI веков. 

В процессе непосредственного знакомства с источниками и комментариями, совместных обсуждений методов и «инструментария» разных авторов, мы попробуем освободиться от привычных «где-то выловленных в сети» суждений и научиться выстраивать самостоятельные логические связи. Не исключено, что при встрече с «забронзовевшими» в истории искусства текстами нас ждут парадоксальные открытия и новые гипотезы.

Семинар представляет собой практикум по критическому мышлению, необходимый для дальнейшей профессиональной работы искусствоведа с разными видами специальных текстов.


Преимущества программы

  • Обучение проходит в постоянном контакте с подлинными произведениями искусства. Начиная с первого курса студенты регулярно работают на семинарах в ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее, знакомятся с разными видами и техниками изобразительного искусства в реставрационных мастерских, изучают особенности столичной архитектуры во время семинаров, которые преподаватели проводят на улицах Москвы.
  • Серьезное внимание уделяется изучению архитектуры и градостроительства. Помимо базовых программ разработаны специализированные курсы по урбанистике, региональной архитектуре, ландшафтному искусству, современной архитектуре.
  • Программа предполагает углубленное изучение теории и практики музейного дела. Проектная работа студентов осуществляется в сотрудничестве с московскими музеями.
  • Студенты не только изучают всемирно известные шедевры, но и знакомятся с историей создания и техникой изготовления памятников, типичных для определенных стран и исторических периодов.
  • Расширена география истории искусства: наряду с углубленным изучением западноевропейского и русского искусства студенты знакомятся с особенностями культуры Востока, включая страны ближнего зарубежья, а также Америки и Африки.
  • Особое внимание уделяется социально-экономическим аспектам истории искусства и тому, как искусство влияет на формирование культуры общества.

У кого я буду учиться?

Преподаватели программы – ведущие отечественные историки искусства, известные своими научными достижениями как в России, так и за рубежом, а также имеющие большой опыт практической работы в музеях, в том числе зарубежных (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей ориентализма в г. Доха, Катар), реставрационных центрах (Научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря), галереях и на антикварном рынке. К обучению привлекаются также музейные хранители, реставраторы, художники и скульпторы.

Подробнее

Шарнова Елена Борисовна

Академический руководитель
Кандидат искусствоведения, доцент

Кандидат искусствоведения. Профессиональные интересы: западноевропейское искусство XVII- XVIII вв., французская живопись XVI-XIX вв., история коллекционирования западноевропейской живописи в России, портретная миниатюра.
Масиель Санчес Лев Карлосович

Куратор программы
Кандидат искусствоведения, доцент

Кандидат искусствоведения — диссертация о каменных храмах Сибири XVIII в. Предмет исследований — формы средневековой архитектуры в эпоху Нового времени, национальное в архитектуре. Сферы научных интересов — римская архитектура, средневековая архитектура западно- и восточнохристианского мира, ислама и Дальнего Востока, архитектура барокко в Европе и Латинской Америке, архитектура пер. пол. ХХ в.
PhD: The University of Tokyo. Профессиональные интересы: искусство и архитектура стран Востока, искусство и архитектура Китая и Японии;  современная архитектура Японии; жилая архитектура; архитектура и градостроительство  ХХ-XXI века; история и культура дачи в России.

Зинченко Софья Анатольевна

Кандидат искусствоведения, доцент

Кандидат искусствоведения, доцент. Член САИПИ. Профессиональные интересы: первобытное искусство, искусство евразийских кочевников I тыс. до н.э, искусство Древнего Востока и Античности.
Никогосян Мариам Николаевна

Кандидат искусствоведения, доцент

Эксперт по культурным ценностям (произведения живописи, Западная Европа, XIV-XIX вв.), автор ряда атрибуций картин из музеев России. Сфера научных интересов  – западноевропейская живопись старых мастеров, итальянское искусство XV-XVIII веков, история техники живописи и скульптуры, история реставрации, экспертиза произведений живописи, история фальсификаций произведений искусства, история коллекционирования произведений искусства.
Нефедова Ольга Вадимовна

Кандидат искусствоведения, доцент

Кандидат искусствоведения, доцент. Основатель и директор Музея Ориентализма в Дохе, Катар. Организатор конференции-биеннале “Orientality” и главный редактор научного журнала “Orientality”. Член попечительского совета Singapore Art Fair.
Русинова Ольга Евгеньевна

Кандидат искусствоведения, доцент

Кандидат искусствоведения - диссертация о французской скульптуре XVIII века. Научные интересы: история и рецепция классической и современной скульптуры; западноевропейское монументальное искусство XVII-XVIII вв.; искусство Португалии, португалоязычных стран и колониальное искусство; взаимодействие словесных и изобразительных искусств; визуальная риторика. Ассоциированный исследователь CLEP UL (Исследовательский центр португальского языка и культуры университета Лиссабона), организатор международного научного общества иберийско-славики «CompaRes».
Пожидаева Анна Владимировна  

Кандидат искусствоведения, доцент

Кандидат искусствоведения, доцент. Сфера научных интересов – христианская иконография, искусство античного Рима, искусство Средневековья, средневековая миниатюра, мифологические сюжеты в искусстве.

Где я буду работать?

  • Музеи, галереи, выставочные центры
    Сегодня Россия переживает настоящий музейный бум. Ведущие музеи, такие как Эрмитаж и Третьяковская галерея, превратились в мегамузеи со множеством отделов и филиалов. Динамично развиваются многие региональные музеи, а также центры современного искусства, появляются крупные музейно-выставочные объединения, наконец, частные музеи. В связи с ростом музейного рынка растет и потребность в высококвалифицированных кадрах.
  • Антикварный рынок
    Искусствоведы более чем востребованы в этой сфере в качестве экспертов, арт-дилеров или консультантов, дающих советы коллекционерам.
  • Охрана памятников
    Органы государственной власти, осуществляющие культурную политику, остро нуждаются в специалистах по охране культурного наследия, особенно в области реставрации и реконструкции памятников архитектуры.
  • Туристические агентства
    Успешные турагентства предпочитают доверять сопровождение групп, а также индивидуальных туристов профессиональным искусствоведам, поднимая таким образом престиж туров.
  • Сфера образования
    Преподавание истории искусства востребовано как в школах и лицеях, так и в различных лекториях при музеях и художественных центрах.