• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О программе

 

На образовательной программе НИУ ВШЭ «История искусств» студенты учатся понимать произведения искусства и грамотно интерпретировать художественные образы, используя различные подходы к анализу феноменов культуры. Умение «читать» произведения искусства оттачивается в работе с подлинниками мастеров различных стран и эпох.

Программа построена по новой модели, заметно отличающейся от традиционного преподавания истории искусства.

Во-первых, особое внимание уделяется изучению типических явлений и рядовых произведений истории искусства, потому что именно с ними, а не с великими шедеврами, придется столкнуться выпускнику в его повседневной работе.

Во-вторых, история искусства становится действительно всеобщей. В ней уделяется самое пристальное внимание неевропейскому искусству — исламскому, буддийскому, латиноамериканскому. Искусство России изучается без отрыва от мирового контекста, что позволяет осмыслить его произведения как выдающийся вклад в мировую культуру.

Материал о нашей программе на сайте Учёба.ру

Как построено обучение?

Первый год бакалавриата посвящен дисциплинам, задача которых — знакомство с искусством в широком культурном контексте и обучение азам профессионального метода.

Первой задаче отвечают курсы «Введение в историю искусства» и «Введение в историю человечества», а также вводящиеся чуть позже дисциплины майнора, позволяющие углубить знания в не связанных напрямую со специализацией областях. В то же время навыкам анализа, интерпретации и описания произведений искусства посвящен обширный курс «Профессиональные основы искусствоведения».

Умение грамотно писать и оформлять научные тексты закладывается в научно-исследовательских семинарах, которые продолжаются на протяжении всех четырех курсов и служат полем практической отработки профессиональных навыков в рамках конкретных проектов.

Детальное знакомство с историей искусства происходит с помощью хронологических курсов, длящихся с середины первого по середину четвертого курса. Последовательное знакомство с искусством древнего мира, средних веков, Нового времени и современности создает привычку к быстрой и точной работе с большим количеством визуального материала, без которой невозможна профессиональная деятельность искусствоведа.

На третьем-четвертом курсах к хронологическому циклу добавляется изучение теории искусства, а также его специальных видов, например, декоративно-прикладного искусства, кино, фотографии и др.

Обязательными для изучения является английский язык, на котором нужно будет читать научную литературу и слушать некоторые лекции преподавателей. Также существует возможность изучения второго иностранного языка — немецкого или французского, итальянского.

Предусмотрены обязательные учебные практики, во время которых студенты работают в музеях, а также знакомятся с памятниками архитектуры XVII-XX вв., древнерусскими памятниками Пскова и Новгорода.

О дисциплинах

С програмами курсов можно ознакомиться по ссылке Учебные курсы

Что я буду изучать?

Введение в историю человечества

Дисциплина «Введение в историю человечества» читается на первом году обучения и представляет собой синтетический курс, в рамках которого объединены отечественная  и зарубежная история. Такой подход позволяет сконцентрировать внимание студентов как на общих, так  и  на особенных процессах, характерных для исторического развития разных регионов. Этот курс призван сформировать у историков искусства базовые навыки работы с историческими источниками, помочь им освоить обширный объем информации об истории человечества. Таким образом, студенты получают необходимую историческую базу для искусствоведческих знаний.


Введение в историю искусства

Базовая вводная дисциплина, читается в I–II модулях первого курса. В рамках относительного небольшого курса в хронологическом порядке излагаются основные факты, сюжеты и концепции всемирной истории искусства. Это позволяет студентам сориентироваться в явлениях мирового искусства и подготавливает их к восприятию дальнейших подробных хронологических курсов.


Профессиональные основы искусствоведения

Преподающаяся в течение первого курса и состоящая преимущественно из практических занятий, дисциплина представляет собой введение в профессию искусствоведа. Это самый большой по объему курс, поскольку его задачей является освоение профессионального метода — формально-стилистического анализа и описания памятника. Важную роль играют практические занятия, знакомящие in situ (в музеях и мастерских) с разными техниками искусства и их особенностями, спецификой их консервации и реставрации. Большое внимание уделяется источниковедению: различным типам информации о произведениях искусства и способам их интерпретации. Изучаются способы получения информации  – структуры библиотек, архивов, компьютерных баз данных и особенности работы в них. Не менее важно обучение различным способам презентации искусствоведческой информации — компьютерной обработке изображений, презентации докладов, основам компьютерной архитектурной графики. Наконец, студенты знакомятся с основами фандрайзинга – поиском грантов и спонсоров, методами оформления заявок и т.п.


Искусство XX- нач. ХХI вв.

Дисциплина предполагается к чтению на четвертом курсе. Цель курса – дать системное и целостное представление о современном искусстве как совокупности художественных практик, сложившихся в XX – начале XXI вв. Характеризуются основы теории современного искусства, осмысливаются многообразные формы художественного творчества и восприятия, основные художественные практики в рамках Modern Art и Contemporary Art, реализуемые принципы новаторства, радикальности, использования новых техник и приемов, характеризуются принципы аналитической и научно-информационной деятельности в области современного искусства, различные практики, позволяющие реализовать выставочные и аудио-визуальные проекты, инсталляции, перформансы и пр. В результате обучения студенты должны представлять себе суть и специфику процессов и явлений, характерных для рассматриваемого периода, а также наиболее значимые направления и отдельные памятники, понимать их исторический контекст.

 

Основы музейного дела: теория и практика (курс по выбору)

Цель данного курса - дать студентам основы теоретических и практических знаний в области музейного дела, возникновения и развития музеев, формирования коллекций, знакомства с методами комплексного процесса сбора, хранения, изучения, исследования и экспонирования и другого коммуникативного использования предметов культурного наследия. А также создать представление о музейном деле как о науке, о специфике изучаемых этапов развития музеев, об основных формах работы музеев, сообщить определенную сумму сведений из теории и методики предмета. (Курс читается на английском языке).


Искусство Древнего мира

Одна из фундаментальных исторических профессиональных дисциплин учебного плана, предполагается к чтению на первом и втором курсах. Читаемый несколькими преподавателями-специалистами, курс объединяет первобытное, древневосточное, античное и древнеамериканское искусство. Включение в данный курс доцивилизационного искусства и искусства Доколумбовой Америки не традиционно для принятой в России модели обучения и призвано обогатить представление студентов об искусстве Древнего мира. Особое внимание уделяется возникновению искусства в контексте психологического развития и социальной коммуникации homo sapiens, проявлению базовых человеческих свойств в искусстве ранних цивилизаций. Теоретическая сторона дисциплины базируется не только на узко искусствоведческих, но и культурологических, исторических, социальных, психологических исследованиях ранних периодов развития человечества.

 

Искусство Средневековья

Одна из фундаментальных профессиональных дисциплин учебного плана, предполагается к чтению на втором курсе. Курс, читаемый несколькими преподавателями-специалистами, представляет собой хронологический обзор предмета, разделенного на следующие блоки: западнохристианский, восточнохристианский (включающий древнерусское искусство), исламский и индо-китайский. Предполагается знакомство с основными художественными произведениями, анализ основных стилистических и иконографических тенденций. Особое внимание уделяется архитектурным сюжетам, а также сходству и различию артефактов и процессов в разных цивилизациях. Теоретическая сторона предмета представлена кратким анализом историографии, ее основных вопросов, гипотез и противоречий. Теоретическое осмысление дисциплины актуализируется с помощью осмотра произведений искусства во время музейных занятий, а также летних выездных практик.


Искусство Возрождения

Дисциплина посвящена истории искусства Возрождения, от его зарождения в Италии к середине XV в. до распространения по всей Европе в XVI в. Первостепенное внимание уделяется развитию основных тенденций итальянской архитектуры и живописи (Флоренция, Рим, Венеция), а также германскому и французскому вариантам Ренессанса. Творчество ведущих мастеров Раннего, Высокого и Позднего Возрождения рассматривается в подробном историческом и философском контексте, анализируются связанные с ним теоретические и исследовательские проблемы.


Искусство Нового времени

Один из фундаментальных профессиональных блоков дисциплин учебного плана, предполагается к чтению на третьем и четвертом курсах.  Курс читается несколькими преподавателями и представляет собой хронологический обзор предмета, разделенного на следующие блоки: Искусство XVII–XVIII вв., Искусство первой половины XIX в., Искусство второй половины XIX–начала XX вв. В курсе не проводится традиционного разделения истории искусства на русскую и западную, что поможет создать единый художественный контекст. В задачи курса входит: сформировать общие представления об основных этапах мирового искусства, представить памятники, стили, школы, направления, творчество выдающихся мастеров; выработать понимание специфики эволюции художественной культуры, истоков принципиальной новизны ряда художественных и культурных феноменов, нашедших отражение во взаимодействии европейского искусства с традиционными культурами и с цивилизациями Востока, а также взаимодействии европейской художественной культуры и России.


Библейские и мифологические сюжеты в искусстве (курс по выбору)

Курс носит пропедевтический характер. Задача курса – познакомить студента с основами корректного иконографического и иконологического анализа, научить правильно, идентифицировать сюжет произведения и определять его источник, дать обзор основных тем изобразительного искусства Европы со времен античности до Нового времени.


Готика и искусство XV века в Северной Европе (курс по выбору)

Курс посвящен сложению последнего большого стиля Средневековья и распространению его по всей территории Западной Европы. В нем рассматриваются этапы сложения конструкции нового типа и декора готического здания, история изучения готики и готического собора как примера синтеза искусств, своеобразие стиля на разных территориях. Вторая часть курса посвящена одному из самых спорных понятий в истории искусства -- феномену "Арс нова" -- искусства Северной Европы и в первую очередь Нидерландов в XV в, появления масляной станковой живописи и превращения алтарного образа в станковую картину. В этом разделе будет рассматриваться живопись Яна Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Гуго ван дер Гуса и др.мастеров.


Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.

Курс «Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.», охватывающий период искусства Древнего мира и Средних веков в Азии ставит своей целью познакомить студентов с основными этапами развития и формирования художественных традиций в  Индии и Гималаев, странах Дальнего Востока и странах  Юго-Восточной Азии. Знакомство с памятниками и визуальным материалом на лекциях подкрепляется семинарскими занятиями, нацеленными на понимание взаимосвязей между памятником и социо-культурным контекстом времени, а так же особенностями изучения, хранения и экспонирования искусства Востока.


Искусство Азии: от Нового времени до современности

Курс посвящен истории искусства и архитектуры Индии, стран Средней Азии и стран Дальнего Востока (Китая, Кореи и Японии) нового и новейшего времени. Целью данного курса является  развитие понимания взаимосвязей между художественными явлениями и социо-культурным контекстом времени, к которому относится памятник. Внимание уделяется изучению межрегиональных и межконтинентальных связей, ключевых для понимая формирования колониального и пост-колониального искусства этого периода формирования современной картины искусства Азии, а так же теориям трактовки и методам изучения искусства Азии этого периода. Чтение курса предполагается на 3 курсе. (Курс читается на английском языке)


Русская живопись XVIII - первой половины XIX вв. (курс по выбору)

Дисциплина предполагается к чтению на третьем курсе. Основная цель – знакомствомо с русской живописью указанного периода, выявление характерных особенностей, формирование и ранжирование жанров, выявление взаимосвязей традиций европейской и русской живописи XVIII-первой половины XIX вв. Основные разделы курса построены по хронологии. В курсе будет рассмотрен следующий круг проблем: формирование основных жанров русской живописи, пути проникновения информации о западноевропейском искусстве в Россию и особенности ее усвоения; западноевропейские художники, работавшие в России, и русские художники, выезжавшие на Запад; выставки и коллекционирование западноевропейской живописи в России. Ключевой проблемой курса является художественное  влияние западноевропейской живописи на русских мастеров и особенности переосмысления традиций европейского искусства в русской школе живописи.


Русское искусство второй половины XIX- начала XX вв. (курс по выбору)

Дисциплина предполагается к чтению на четвертом курсе. Задачи курса – представить основные явления русского искусства второй половины XIX – первой половины XX столетия как пересечение различного рода художественных традиций и стратегий, что позволит не только представить культурную ситуацию прошлого как “живой организм”, но и более полно оценить современное состояние искусства. Русское искусство второй половины XIX – первой половины XX века изучается как синтетический феномен, разделы курса охватывают многообразные формы художественного творчества: архитектуру, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, что поможет создать единый художественный контекст искусства, внутри которого специфика национальной школ может быть прослежена более отчетливо.


Актуальное искусство России (курс по выбору)
 

Дисциплина предполагается к чтению на четвертом курсе. Курс базируется, прежде всего, на занятиях с современными отечественными художниками и кураторами. Помимо детального знакомства с современной художественной ситуацией,  студентам будет предложена возможность критического анализа услышанного, возможность выработать свою собственную позицию и научиться самостоятельно ставить проблему интерпретации разнообразных феноменов актуального искусства.

История архитектуры России XX–XXI вв. (курс по выбору)

Дисциплина предполагается к чтению на четвертом курсе. Курс посвящен истории архитектуры России от эпохи модерна до постмодернизма. Рассматриваются основные архитектурные движения предреволюционной эпохи, переход от конструктивизма через ар деко к сталинскому ампиру, послевоенный советский модернизм и яркие явления современной архитектуры России. Особое внимание уделяется связи формальных решений с социально-политическим контекстом, персональные жизненные и творческие стратегии мастеров архитектуры.
 


 Практика

Согласно действующим учебным планам образовательной программы «История искусств», предусмотрены три обязательные  учебные практики.
С программами практик можно ознакомиться здесь.


 

НИС "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика"

В научно-исследовательском семинаре (НИС) «Методы искусствоведческого исследования: теория и практика» студенты овладевают на практике  базовыми навыками научной работы историка искусства. Изучают  основы академического письма, критического чтения научной литературы  и презентации результатов исследования в устной и письменной форме. В ходе семинарских занятий студенты учатся формулировать тему исследования,  выбирать адекватный метод исследования, рационально организовывать исследовательскую работу, а так же искать информацию пользуясь различными источниками. Внимание уделяется форматированию научных текстов и знанию правил цитирования и библиографического оформления различных источников. В рамках семинара проводятся встречи с пишущими художественными критиками, научными сотрудниками музеев и Государственного института искусствознания. 


В чем преимущества программы?

  • Обучение проходит в постоянном контакте с подлинными произведениями искусства. Начиная с первого курса студенты регулярно работают на семинарах в ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее, знакомятся с разными видами и техниками изобразительного искусства в реставрационных мастерских, изучают особенности столичной архитектуры во время семинаров, которые преподаватели проводят на улицах Москвы.
  • Серьезное внимание уделяется изучению архитектуры и градостроительства. Помимо базовых программ разработаны специализированные курсы по урбанистике, региональной архитектуре, ландшафтному искусству, современной архитектуре.
  • Программа предполагает углубленное изучение теории и практики музейного дела. Проектная работа студентов осуществляется в сотрудничестве с московскими музеями.
  • Студенты не только изучают всемирно известные шедевры, но и знакомятся с историей создания и техникой изготовления памятников, типичных для определенных стран и исторических периодов.
  • Расширена география истории искусства: наряду с углубленным изучением западноевропейского и русского искусства студенты знакомятся с особенностями культуры Востока, включая страны ближнего зарубежья, а также Америки и Африки.
  • Особое внимание уделяется социально-экономическим аспектам истории искусства и тому, как искусство влияет на формирование культуры общества.

У кого я буду учиться?

Преподаватели программы – ведущие отечественные историки искусства, известные своими научными достижениями как в России, так и за рубежом, а также имеющие большой опыт практической работы в музеях, в том числе зарубежных (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей ориентализма в г. Доха, Катар), реставрационных центрах (Научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря), галереях и на антикварном рынке. К обучению привлекаются также музейные хранители, реставраторы, художники и скульпторы.

Подробнее

Шарнова Елена Борисовна

Академический руководитель
Кандидат искусствоведения, доцент

Кандидат искусствоведения. Профессиональные интересы: западноевропейское искусство XVII- XVIII вв., французская живопись XVI-XIX вв., история коллекционирования западноевропейской живописи в России, портретная миниатюра.
Масиель Санчес Лев Карлосович

Куратор программы
Кандидат искусствоведения, доцент

Кандидат искусствоведения — диссертация о каменных храмах Сибири XVIII в. Предмет исследований — формы средневековой архитектуры в эпоху Нового времени, национальное в архитектуре. Сферы научных интересов — римская архитектура, средневековая архитектура западно- и восточнохристианского мира, ислама и Дальнего Востока, архитектура барокко в Европе и Латинской Америке, архитектура пер. пол. ХХ в.
PhD: The University of Tokyo. Профессиональные интересы: искусство и архитектура стран Востока, искусство и архитектура Китая и Японии;  современная архитектура Японии; жилая архитектура; архитектура и градостроительство  ХХ-XXI века; история и культура дачи в России.

Зинченко Софья Анатольевна

Кандидат искусствоведения, доцент

Кандидат искусствоведения, доцент. Член САИПИ. Профессиональные интересы: первобытное искусство, искусство евразийских кочевников I тыс. до н.э, искусство Древнего Востока и Античности.
Никогосян Мариам Николаевна

Кандидат искусствоведения, доцент

Эксперт по культурным ценностям (произведения живописи, Западная Европа, XIV-XIX вв.), автор ряда атрибуций картин из музеев России. Сфера научных интересов  – западноевропейская живопись старых мастеров, итальянское искусство XV-XVIII веков, история техники живописи и скульптуры, история реставрации, экспертиза произведений живописи, история фальсификаций произведений искусства, история коллекционирования произведений искусства.
Нефедова Ольга Вадимовна

Кандидат искусствоведения, доцент

Кандидат искусствоведения, доцент. Основатель и директор Музея Ориентализма в Дохе, Катар. Организатор конференции-биеннале “Orientality” и главный редактор научного журнала “Orientality”. Член попечительского совета Singapore Art Fair.
Русинова Ольга Евгеньевна

Кандидат искусствоведения, доцент

Кандидат искусствоведения - диссертация о французской скульптуре XVIII века. Научные интересы: история и рецепция классической и современной скульптуры; западноевропейское монументальное искусство XVII-XVIII вв.; искусство Португалии, португалоязычных стран и колониальное искусство; взаимодействие словесных и изобразительных искусств; визуальная риторика. Ассоциированный исследователь CLEP UL (Исследовательский центр португальского языка и культуры университета Лиссабона), организатор международного научного общества иберийско-славики «CompaRes».
Пожидаева Анна Владимировна  

Кандидат искусствоведения, доцент

Кандидат искусствоведения, доцент. Сфера научных интересов – христианская иконография, искусство античного Рима, искусство Средневековья, средневековая миниатюра, мифологические сюжеты в искусстве.

Где я буду работать?

  • Музеи, галереи, выставочные центры
    Сегодня Россия переживает настоящий музейный бум. Ведущие музеи, такие как Эрмитаж и Третьяковская галерея, превратились в мегамузеи со множеством отделов и филиалов. Динамично развиваются многие региональные музеи, а также центры современного искусства, появляются крупные музейно-выставочные объединения, наконец, частные музеи. В связи с ростом музейного рынка растет и потребность в высококвалифицированных кадрах.
  • Антикварный рынок
    Искусствоведы более чем востребованы в этой сфере в качестве экспертов, арт-дилеров или консультантов, дающих советы коллекционерам.
  • Охрана памятников
    Органы государственной власти, осуществляющие культурную политику, остро нуждаются в специалистах по охране культурного наследия, особенно в области реставрации и реконструкции памятников архитектуры.
  • Туристические агентства
    Успешные турагентства предпочитают доверять сопровождение групп, а также индивидуальных туристов профессиональным искусствоведам, поднимая таким образом престиж туров.
  • Сфера образования
    Преподавание истории искусства востребовано как в школах и лицеях, так и в различных лекториях при музеях и художественных центрах.