• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Увидеть Париж и… поехать учиться в Лион

Учебный год 2022/2023 я провела во Франции в городе Лионе на программе одного из частных университетов ЕАС «Рынок искусства». На протяжении всего моего обучения в Высшей школе экономики я хотела попробовать отличную от российской систему образования. Именно ее и я смогла найти в École EAC LYON.

Образование во Франции.
К сожалению, я не могу в подробностях рассказать о французской образовательной системе с ее льготами для иностранных студентов, такими как стипендии, общежития, tickets-resto (специальные талончики на бесплатные обеды), и так далее. Несмотря на это, я считаю, что частные заведения более показательны с точки зрения отличий от российских университетов именно в учебном процессе.

Итак, я училась на 2 курсе на специальности «Рынок искусства», что подразумевает синтез истории искусств и прикладных предметов (музейный менеджмент, коммуникация в культуре). Изначально я предполагала, что программа будет равномерно распределена между двумя сферами. Однако, в процессе, стало понятно, что такой сильной академической базы знаний по истории искусств, как в ВШЭ, мне никто не сможет дать.  Никаких докладов, никаких подробностей, курсы по искусству XVII–XX веков были похожи на беглый экскурс. Поначалу меня это очень расстраивало, но позже я осознала истинный плюс образования в Европе и во Франции, в частности.

Плюсы.
В моей лионской школе самым главным было подготовка студентов к дальнейшей профессиональной жизни с практической точки зрения. Мы проводили много часов за составлением резюме и мотивационных писем, учились ораторскому искусству, проходили курсы по поиску подходящих вакансий в сфере искусства, и так далее. Во Франции очень хорошо развиты аукционное и реставрационное дело. В одном только Лионе сосредоточены десятки крупных аукционных домов таких, как Millon или же De Baecque Etienne. Поэтому в нашей программе был курс по системе и правилам организации аукционов, курс по ювелирному делу, которые проводились представителями мировых домов искусства Christie’s и Sotheby’s.  Одним из самых ярких воспоминаний за год стал предмет «Экспертизное дело» («Projet de specialité et d’expertise»), в рамках которого мной была исследована подлинная гравюра Альбрехта Дюрера, датируемая 1524 годом. Так же как и в вышкинской семинарской программе, мы посещали музеи и галерейные пространства Лиона, где исследовали материалы архивов, например архивы Музея изобразительных искусств Лиона (Musée des Beaux Arts de Lyon).

 Я бы хотела еще отметить атмосферу обучения. На первый взгляд, тебе дается много свободы в процессе обучения: различные индивидуальные проекты по coaching, выбор прикладных предметов: введение в фотографию, курс по монтажу, китайский язык и многое другое. С другой стороны, на каждой паре студент должен подписывать табель посещения, вне зависимости от того, лекция это или семинарское занятие. Три пропуска – к директору. Поэтому с дисциплиной дела обстоят жёстче, чем в Вышке, за что я очень ее (Вышку) люблю.

Стажировки в рамках обучения.
В Высшей Школе Экономики на нашей программе предусмотрены практики на первых 3 курсах, которые позволяют тебе посетить множество необыкновенных мест и обогатить искусствоведческую базу. В Франции в рамках учебного года выделяется определенный период времени (от 3–6 месяцев), когда студенту необходимо пройти стажировку в той или иной компании. Конкуренция, конечно, жесткая, поэтому стоит задумываться о заявках еще в начале учебного года. Некоторые из моих однокурсников нашли стажировки в аукционных домах Лиона, галерейных пространствах Женевы, и так далее. Мне же удалось попасть на двухмесячную стажировку в Центр Помпиду в Париже, где я занималась PR сферой и организовывала вернисажи выставок. Например, через два дня, с 18 октября в Центре Помпиду начинается новая интереснейшая выставка по графике Пабло Пикассо, посвященная 50-летней годовщине с даты смерти художника. Сенсационное событие!

Небольшой conclusion.
Я могу с уверенностью сказать, что этот год был очень плодотворным для меня. Выходя из зоны комфорта каждый день, разговаривая на иностранном языке, ты начинаешь чувствовать необычайную уверенность и способность внутреннего и профессионального развития. По возвращении в Москву у меня появилось четкое представление о том, как устроены французские учебная система и трудоустройство. Всем советую попробовать мобильность, чтобы окунуться в другую среду и понять, что возможно все! 

Екатерина Зотова, студентка 4 курса ОП «История искусств»