• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Юриспруденция»

Инклюзивное образование, федерализм и языковые права: о Неделе образовательного права в НИУ ВШЭ

Центр образовательного права НИУ ВШЭ 4 и 5 октября 2017 г. организовал открытые мероприятия, на которых эксперты и молодые специалисты обсудили наиболее острые проблемы регулирования образовательной деятельности.

Инклюзивное образование, федерализм и языковые права: о Неделе образовательного права в НИУ ВШЭ

Первый из двух дней был посвящён обсуждению языковых прав в образовании. «Язык преподавания – важный фактор качества образования», – подчеркнул в приветственной речи профессор Ян де Гроф, научный руководитель Центра образовательного права НИУ ВШЭ.


Экспертному семинару, на котором поднимались проблемы, связанные с реализацией языковых прав в национальных республиках России и миграцией в странах Европы, предшествовала лекция почётного профессора Тюбингенского университета и Университета Западный Париж – Нантер-ля-Дефанс Инго Рихтера. Докладчик выделил четыре типа языковых конфликтов, среди которых одни связаны с территориальным принципом, вторые – с изучением неродных языков (иностранных или языков народов, проживающих на территории страны), третьи – вследствие миграции, последние – связаны с глобальной коммуникацией.

Не менее интересными оказались вопросы молодых учёных, заданные после лекции. Первый вопрос о проблемах глобальной коммуникации был связан с внедрением нейросетей и мгновенным доступом к переводу. Могут ли новейшие технологии поставить под сомнение фундаментальность языковых прав и важность изучения иностранных языков? По мнению профессора Рихтера, эти технологии отлично помогают в деловых переговорах, но пока не являются столь же эффективными помощниками при ведении дружеской беседы за обеденным столом.


Если проблема миграции не столь остро стоит в России, то языковые конфликты, обусловленные территориальным принципом, стали основным предметом дискуссии. Глава лаборатории образовательного права МГПУ Виталий Юрьевич Матвеев высказал мнение о том, что сохранение языка — предмет усилий в первую очередь самого народа-носителя, а вымирание или возрождение (как пример, иврита) языков — естественный процесс.

После лекции Инго Рихтера и последующей за ней дискуссии обсуждение актуальных вопросов реализации языковых прав в образовании продолжилось на экспертном семинаре. Директор Центра образовательного права Семён Васильевич Янкевич поставил перед участниками мероприятия центральный вопрос дискуссии: единое образовательное пространство или права национальностей? Тем самым он предварил тему доклада младшего научного сотрудника Института образования ВШЭ Надежды Владимировны Книгининой. Спикер отметила, что осуществлению языковых прав часто препятствуют экономические возможности, следовательно, эти права зависят от решений чиновников, при принятии которых те опираются на фактор бюджета и прочие условия. Помимо этой проблемы обсуждалось различие фактической ситуации преподавания языков национальных республик с возможностями, предоставляемыми в этой сфере законодательством. Регионы обладают малым количеством инструментов для вмешательства в формирование образовательных программ, а в федеральном перечне учебников по родному языку представлено всего несколько пособий по некоторым из языков республик.

Необходимость расширения этого перечня была отмечена и участвовавшим в семинаре дистанционно первым заместителем министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Феодосией Васильевной Габышевой. Она подтвердила, что школы республики стараются предоставить детям больше часов национального языка, чем предусмотрено официальной программой.

Участники дискуссии отметили, что широкому употреблению языков народов России препятствует традиционность, то есть отсутствие необходимой для современных реалий лексики, из-за чего родной язык используется лишь на бытовом уровне.

Особое внимание других экспертов заслужил доклад члена Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы и председателя Ассоциации студентов Башкортостана в Москве и Санкт-Петербурге Азата Шамилевича Бадранова. Он отметил агрессивность проверок прокуратуры образовательных учреждений, которые начали проводиться после заявления В.В. Путина о недопустимости сокращения часов преподавания русского языка и принудительного изучения учениками языков национальных республик, для которых он родным не является. Это высказывание прозвучало на Совете по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле 20 июля 2017 г. Эксперт также высказал мнение по поводу ЕГЭ: среди школьников утрачивается популярность изучения родного языка из-за желания больше времени посвятить подготовке к сдаваемым в конце 11-го класса предметам. Эксперт при этом не исключил возможность добровольного письменного отказа от изучения языка национальной республики в случае такого желания родителей некоторых учеников. Это могло бы стать одним из решений этой проблемы. На данном же этапе проверки спровоцировали рост этнонационалистических настроений, не способствующих разрешению и без того не маленького конфликта. Вывод докладчика в том, что нужен поиск компромиссов, ибо политика отнесения «важности» или «нужности» языка того или иного народа по принципу арифметического большинства/меньшинства априори деструктивна. Она несёт в себе угрозу конституционному строю и территориальной целостности государства.


Доцент кафедры теории и истории права НИУ ВШЭ Анита Карловна Соболева высказала мнение, что изучение языков национальных республик вполне допустимо в обязательном порядке, а не в рамках дополнительного предмета. Нынешняя школьная программа перегружена, а дополнительный предмет вынудит детей и их родителей отказываться от изучения родных языков помимо русского. Как следствие, возникнет угроза утраты национальной идентичности. «Появилось поколение молодых людей, которые утратили свой национальный язык», – высказалась Анита Карловна о тех, кто вырос, считая своим первым языком русский, хотя их родители говорили на другом, родном языке.

Поскольку ещё одной темой дискуссии была проблема миграции, Анита Соболева отметила небольшое количество беженцев в России. Миграционная политика нашей страны, по её мнению, основывается на мысли, что мигранты приезжают в нашу страну для заработка, после получения которого уедут обратно на родину. Более остро данные вопросы стоят перед европейскими государствами.

О том, как миграционная политика в сфере языковых прав реализуется в одной из скандинавских стран, рассказала по Skype Ирина Рёнквист, сотрудник Шведской биржи труда. Она отметила, что для входа на рынок труда наряду со знанием языка мигрантам необходим определённый уровень компьютерной грамотности. На вопрос о различиях в мировоззрении и возможностях пропаганды европейских ценностей для мигрантов, эксперт ответила, что протестантская Швеция не является сторонником какого-либо навязывания своей картины мира. Тексты, которые читают мигранты при изучении языка, так или иначе отражают ценности европейского общества, но не являются намеренной пропагандой.

Возвращаясь к теме языков народов России, участники семинара связались с научным сотрудником Школы социальных и политических наук Университета Глазго Федерикой Прина. Она подчеркнула: «За последние годы мы наблюдаем формальную централизацию». Она отражается в федеральных стандартах, Федеральном законе об образовании от 29 декабря 2012 г., возможности сдачи ЕГЭ только на русском языке. По мнению исследователя, России необходима долгосрочная широкая стратегия, предусматривающая возможность самореализации для меньшинств. Пока плюрализм воспринимается россиянами как препятствие для развития.

Завершился семинар весьма необычно: после предложения одного из экспертов собравшиеся решили посмотреть ролик жителей Якутска (в нём принял участие и мэр республиканской столицы) о своём морозном городе. В этом видео жители, чтобы согреться, танцуют и поют, сплетая якутские и русские слова, под музыку известного трека Тейлор Свифт 'Shake It Off’.

После обсуждения языковых прав прошёл двухчасовой семинар, посвящённый вопросам федерализма в образовании.

В 1990-2000 гг. федерализм в России был одним из любимых тем научных исследований. Согласно Конституции России, образование – предмет совместного ведения федерации и субъектов, однако в 8 из них (Камчатский край, Чукотский АО, Волгоградская область и др.) по сей день нет своего закона об образовании.

Н.В. Княгинина выявила следующие сферы компетенции, к которым сегодня сведена региональная и местная политика в сфере образования:

-языки;

-правила приёма в школы и дошкольные заведения;

-раннее поступление;

-учебники;

-поддержка лиц с ограниченными возможностями;

-компенсации (материальная поддержка, снижение родительской платы);

-оплата продлёнки;

-меры по поддержке школ с низкими образовательными результатами.

Директор Института развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ Ирина Всеволодовна Абанкина подготовила доклад об эволюции механизмов финансового обеспечения реализации образовательных программ. Докладчик отметила существенное недофинансирование процессов реализации прав детей на дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Финансовое обеспечение прав граждан на данных ступенях образования передано на уровень субъектов. Однако отдельные категории расходов игнорируются или учитываются не полностью.

Завершив рассмотрение экономической стороны вопроса, участники перешли к дискуссии о культуре преподавания. Профессор Инго Рихтер высказал мнение, что распределение полномочий не является первоочередным фактором реализации права на качественное образование. Личность школьника формируется под влиянием поведения учителей, подготовка которых исходит из некой национальной традиции. Кроме того, на сегодняшний день для учеников важную роль играют СМИ и социальные сети.

Поддержал коллегу Пабло Меикс Сереседа. Профессор Правовой школы Альбасете (Университет Кастилии-Ла-Манча) отметил, что основный момент заключается в ценностях и политической культуре общества. Им же была поднята тема важности для образования и науки идеи университетской автономии, которой завершился семинар.

5 октября Пабло Сереседа прочитал лекцию «Равные права, недискриминация и позитивная дискриминация в образовании: международный, сравнительный и национальный подходы».

Перед этой лекцией вступительное слово сказал Ян де Гроф, в котором утверждал, что право на равенство в первую очередь должно обеспечивать право на образование, потому что именно благодаря образованию люди могут реализовывать другие субъективные права. Сделать это необразованному человеку самостоятельно почти невозможно, считает Ян де Гроф.

В начале своего доклада Пабло Сереседа изложил концепцию модели инклюзивного образования. Это набирающая популярность модель образования, которая ставит своей целью включение людей с ограниченными возможностями в образовательный процесс без ущемления их прав и свобод. Обеспечить возможность свободно пользоваться своими правами, в том числе и правом на образование, – это задача номер один в области образования для государства.

Докладчик рассказал, как инклюзивное образование закреплено в нормах международного права, приведя широкий перечень конвенций и других документов, среди которых наибольшее внимание уделялось Всеобщей декларации прав человека 1948 года, а также российской Конституции. Любопытным примером стала Конвенция по правам лиц с ограниченными возможностями 2006 года, ставшая своего рода прорывом в закреплении инклюзивного образования, т.к. в ней впервые упоминалось о праве доступа таких лиц к высшему образованию.

Основываясь на сравнительном конституционном подходе, лектор рассмотрел, как ситуация с равенством и отсутствием дискриминации складывается на различных уровнях образования. И если начальное образование во всех источниках права признаётся безусловно обязательным для всех, то по поводу того, нужно ли предоставлять всем возможность получить высшее образование, нет единого мнения. Если в Конституции Франции 1946 года образование на всех ступенях признавалось во всех случаях бесплатным, то в Конституции РФ 1993 года указано, что бесплатно получить высшее образование можно только на конкурсной основе. Профессор оставляет вопрос о том, какой принцип является более правильным, открытым.


По окончании доклада слушатели могли задать вопросы. Докладчик и аудитория обсудили, например, проблему отношения государства к частному образованию. Что нужно для того, чтобы к негосударственным учреждениям применяли модель инклюзивного образования? По мнению лектора, им нужно предоставить необходимое денежное обеспечение из казны государства (как в Испании) или за счёт родителей. Во-вторых, как быть с дошкольным образованием, если ни в одном международном документе о защите прав человека не указана эта ступень образования? Пабло Сереседа считает, что необходимо толковать существующие нормы расширительно, т.е. распространить действие международного акта и на детей дошкольного возраста, чтобы обеспечить их защиту. Также не стоит забывать о ценности семейного образования, в которое входит и обучение родному языку, подчеркнул докладчик. Наконец, самый болезненный вопрос: насколько применима идеальная конструкция равенства к российским реалиям. Разве не являются дискриминацией случаи, когда директора московских школ отказывают детям из семей мигрантов в приёме на обучение по причине их иностранного происхождения?

В завершение встречи Мария Владимировна Смирнова, член команды Института образования НИУ ВШЭ, выступила с комментарием доклада Пабло Сереседа. Ключевыми моментами её речи стали применимость разработанных в европейских условиях норм к российским реалиям и вопрос включения частных учебных заведений в процесс создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями.

                                  Текст: Энже Зарипова, Мария Пономаренко

    Фото: Энже Зарипова, Софья Енгуразова, Сергей Соловкин