• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политическая демография

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватели


Абылкаликов Салават Иргалиевич

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Политическая демография» является специализированной демографической дисциплиной для студентов образовательной программы «Политология». Политическая демография изучает влияние демографических изменений на политические процессы, как внутренние, так и международные, а также обратное влияние политических изменений на демографическую ситуацию, регулирование миграции и т.д. Демографические исследования активно используются в деятельности политических институтов, в том числе при организации и проведении выборов, при разработке программ политических партий, определении электоральных предпочтений различных социально-демографических групп населения. При изучении дисциплины используется онлайн курс «Демография» на Национальной платформе открытого образования https://openedu.ru/course/hse/DEMO/.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс нацелен на то, чтобы дать студентам представление о фундаментальных основах методов сбора и анализа информации о населении, об особенностях протекания демографических и миграционных процессах в России и других странах мира. В ходе освоения дисциплины студенты будут знать проблематику современных исследований демографии, имеющиеся теоретические подходы к их объяснению, а также о мерах реализуемой демографической политики в разных странах и оценке их эффективности. Студенты овладеют необходимыми компетенциями и базовыми навыками анализа и оценки демографической ситуации, практического применения полученных знаний в академических исследованиях, разработке и реализации проектов в органах государственного и муниципального управления, политических и общественных организациях, коммерческих структурах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основы системы сбора информации о населении, основные источники демографических данных, базовые инструменты демографического анализа в России и мире.
  • Владеть поиском демографической информации из различных источников, иметь навыки сопоставления основных демографических показателей
  • Владеть поиском демографической информации из различных источников.
  • Уметь анализировать и оценивать демографическую ситуацию в мире, стране и регионе.
  • Уметь применять базовые инструменты демографического анализа понимать и правильно интерпретировать значения демографических показателей.
  • Рассчитывать основные показатели, характеризующие смертность населения и правильно их интерпретировать.
  • Иметь навыки расчета и сопоставления основных демографических показателей. в области рождаемости и брачности.
  • Формулировать понятие демографического перехода.
  • Анализировать роль демографических сдвигов в динамике численности населения.
  • Называть основные элементы системы сбора информации о миграции населении.
  • Применять результаты демографических прогнозов международных организаций, государственных статистических ведомств и научных организаций и грамотно их интерпретирует.
  • Анализировать и оценивать демографическую ситуацию в стране и регионе принимать решения о необходимости введения тех или иных мер социальной политики, направленных на решение демографических проблем и оценивать их потенциальную полезность.
  • Оценивать эффективность электоральных кампаний с точки зрения учета социально-демографических характеристик избирателей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в науки о населении. Источники демографических данных.
    Политическая демография как часть науки о народонаселении. Демографические процессы, демографические структуры, демографическое поведение. Система данных о населении. Переписи населения в России и зарубежных странах. Текущий учет демографических событий и миграции. Административные источники данных о населении. Понятие о регистрах населения. Выборочные социально-демографические обследования. Ведомственные источники демографической информации.
  • Поло-возрастная структура. Старение населения.
    Первичное, вторичное и третичное соотношение полов. Причины и последствия деформации полового состава. Факторы изменений возрастной структуры. Влияние возрастно-половой структуры на демографические и политические процессы. Демографические волны и их демографические и социально- экономические последствия. Старость и демографическое старение. Последствия демографического старения и адаптация общества к старению населения.
  • Смертность. Эпидемиологический переход.
    Система показателей смертности. Причины смерти и международная классификация болезней. Смертность и здоровье, самоохранительное поведение. Историческая эволюция смертности. Теория эпидемиологического перехода. Современные тенденции смертности. Политика по снижению смертности.
  • Рождаемость и брачность.
    Система показателей рождаемости и брачности. Репродуктивное поведение населения. Тенденции рождаемости в России и в мире. Концепция Второго демографического перехода. Контрацептивная революция. Брачность, разводимость, овдовение. Повторные браки, регистрируемые и нерегистрируемые браки. Исторические типы брачности. Современные тенденции брачности. Политика в области рождаемости и брачности.
  • Демографический переход. Глобальные демографические проблемы.
    Воспроизводство населения и демографический рост. Показатели воспроизводства. Режим и тип воспроизводства. Демографический переход и демографическая революция. Стадии демографического перехода. Демографический взрыв. Глобальные демографические проблемы.
  • Миграция населения.
    Типология миграционных процессов. Статистика и измерение миграции, проблемы международных сопоставлений. Основные источники статистической информации о миграции населения. Тенденции международной миграции. Миграция и рынок труда, нелегальная миграция. Отличия внутренней миграции от международной. Масштабы и структурные характеристики внутренней миграции в России. Миграция как фактор динамики населения регионов России. Основные центры притяжения внутренних мигрантов в России. Миграционная политика. Политика в области внутренней миграции.
  • Демографические прогнозы.
    Долговременные демографические прогнозы. Виды прогнозов. Обзор методов прогнозирования. Международный и отечественный опыт демографического прогнозирования.
  • Демографическая и миграционная политика.
    Цели, основные направления и меры демографической и миграционной политики. Опыт проведения демографической политики в развитых и развивающихся странах. Демографическая политика в СССР и России. Основные документы, регулирующие демографическую и миграционную политику. Региональная демографическая и миграционная политика.
  • Электоральная демография.
    Особенности электорального поведения различных социально-демографических групп населения. Взаимовлияние демографических и политических процессов в различных странах. Использование социально-демографических знаний в электоральном процессе. Программы политических партий в области народонаселения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее письменное задание
    В письменной работе необходимо показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими и демографическими данными, научной литературой, документальными источниками, характеризующими демографическое развитие населения. Объем работы с рисунками и таблицами – около 12-15 страниц, 12 кеглем, интервал полуторный (около 1,5-2 тысяч слов). Этот элемент контроля был проведен до режима самоизоляции в связи с covid-2019
  • неблокирующий Мини-контрольные работы на семинарах
    Для текущего контроля усвоения материала каждый семинар проводятся мини-контрольные работы (продолжительностью около 10 минут), групповые тематические дискуссии, решение демографических задач и т.п. Мини-контрольные на семинарах выполняются в присутствии преподавателя, студентам предлагается дать короткие ответы на поставленные вопросы. Тематика предстоящей мини-контрольной работы и тематической дискуссии в обязательном порядке оговаривается на предыдущем семинаре (задается домашнее задание по чтению и анализу демографического текста). Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Использование каких-либо текстов во время написания мини-тестов запрещается. Этот элемент контроля был проведен до режима самоизоляции в связи с covid-2019
  • неблокирующий Экзамен
    В условиях введенного в университете режима самоизоляции экзамен проводится на платформе Zoom (резервная платформа - Skype), ссылка на подключение к видеоконференции будет выслана студентам на групповую почту или иным способом не позднее чем за сутки до экзамена. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до назначенного времени для того, чтобы провести проверку и настройки подключения. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие стационарного компьютера или ноутбука с видеокамерой и микрофоном. Для участия в экзамене студент обязан: пройти идентификацию личности (предъявить паспорт), подключить камеру и микрофон, показать рабочий стол (черновики, калькулятор) и комнату, далее - все время находиться в кадре по пояс. Во время экзамена студенту высылается файл с заданием (аналогичное демонстрационному варианту), которое необходимо выполнить в письменном виде. Во время экзамена студент должен следовать указаниям экзаменаторов, контролирующих по видеосвязи самостоятельность решения заданий. Во время экзамена студентам запрещено: отключать видеокамеру и микрофон, покидать кадр, использовать вспомогательные материалы, пользоваться интернетом, социальными сетями, а также помощью третьих лиц, пользоваться мобильным телефоном, списывать. Во время экзамена студентам разрешено: использовать черновик для записи ответа, а также использовать калькулятор (физический, не на ноутбуке/компьютере). В случае кратковременного нарушения связи студент может продолжить экзамен после ликвидации проблемы. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается технический сбой продолжительностью менее 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря связи длительностью более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене и направляется на пересдачу. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий, при технических ограничениях со стороны студента - допустимо использование резервной платформы видеоконференций.
  • неблокирующий Онлайн-курс "Демография"
    Прохождение онлайн-курса "Демография" на национальной платформе "Открытое образование". Этот элемент контроля был проведен до режима самоизоляции в связи с covid-2019
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Домашнее письменное задание + 0.35 * Мини-контрольные работы на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Steve H. Murdock. (2019). Applied Demography : An Introduction To Basic Concepts, Methods, And Data. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2240026
  • АНАТОЛИЙ ВИШНЕВСКИЙ, ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВ, & СЕРГЕЙ ТИМОНИ. (2016). Смертность От Болезней Системы Кровообращения И Продолжительность Жизни В России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.90E7C672
  • Бусыгина И.М. - Политическая география. Формирование политической карты мира: учебник для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 383с. - ISBN: 978-5-7567-0839-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97242
  • Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kreager, P. (2002). Political Demography, Demographic Engineering. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.80CC2DDF
  • Алексей Евгеньевич Щур. (2019). Города-миллионники на карте смертности России. Демографическое Обозрение, (4), 66. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i4.8663
  • Анатолий Григорьевич Вишневский. (2018). Демографический переход и гипотеза гиперболического роста населения. Демографическое Обозрение, (1), 64. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i1.7710
  • Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007