• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наши абитуриенты — снова самые лучшие!

Наши абитуриенты — снова самые лучшие!

Образовательная программа «Психология» третий год подряд показывает лучшие результаты в стране по качеству набора на 1 курс в рамках направления «Психологические науки». Об этом свидетельствуют результаты мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов, обнародованные на днях. 

Качество приема на основе среднего балла ЕГЭ зачисленных на бюджет в 2014-2018 гг. (данные по пятерке лидеров 2018 г.):

О секретах успеха рассказывает доцент департамента психологии Мария Чумакова, одна главных организаторов приемной кампании 2018 года.

Мария Чумакова, доцент департамента психологии

Лучшие абитуриенты, выбирающие психологию как область своего профессионального развития, предпочитают именно Вышку, при этом качество приема стабильно растет на несколько пунктов в год. Для тех, кто занимается содержательной и административной поддержкой программы, этот результат очень важен и отражает тот факт, что мы развиваемся в правильном направлении. 

Однако, прежде чем говорить о наших достижениях, стоит затронуть один существенный момент, касающийся самого рейтинга. Когда мы говорим о психологических науках, нужно понимать, что под этим названием объединены очень разные по своей структуре образовательный программы. Психология — одно из немногих направлений в Российском образовании, в рамках которого сосуществуют как привычная родителям наших абитуриентов система подготовки специалистов, так и относительно новая двухуровневая образовательная модель подготовки сначала бакалавров, а затем магистров. Специалитет сохранен для «Клинической психологии» и «Психологии служебной деятельности», так как это те области психологической науки, которые непосредственно работают «на территории» медицины и в сфере деятельности государственных силовых ведомств, продолжающих подготовку специалистов (а не бакалавров) в профильных вузах. Соответственно, когда мы смотрим на ежегодные сравнительные показатели по качеству набора, важно понимать, что программы по клинической психологии и психологии служебной деятельности выбирают преимущественно те абитуриенты, кто уже достаточно четко определился со своими интересами и готов посвятить 5-6 лет своей жизни обучению по данным программам подготовки узких специалистов. Что касается бакалавриата, то туда идут как те, кто выбирает другие треки, так и те, кто еще не так уверен в своем профессиональном выборе. Это следует иметь в виду при сравнении цифр, характеризующих качество приема на 1 курс.

Теперь о приятном: о причинах нашего успеха. Их можно выделить несколько, и начну с той, которая касается не самой программы, а, так сказать, «заботы об окружающей среде», т.е. нашим просветительским усилиям.

Популяризация психологического знания

Представления о психологии в массовом сознании до сих пор не так ясно и прозрачно, как представления о других направлениях подготовки в рамках высшего образования (физика, химия, история, литература и т.п.). Часто ни сами абитуриенты, ни их родители до конца не понимают, что именно является содержанием образовательных программ по подготовке психологов. Некоторые полагают, что психологи сродни гадалкам и экстрасенсам или что психологи занимаются только психологическим консультированием клиентов. В этом смысле очень важны различные просветительские мероприятия.

Можно предположить, что большой вклад в популярность нашей образовательной программы внесли подобные мероприятия, проводимые НИУ ВШЭ. Например, в течение нескольких лет сотрудники департамента психологии и научных лабораторий ВШЭ выступали в рамках Лектория ВШЭ на различных публичных площадках с рассказами о своей профессиональной деятельности, о своих исследованиях и о том, чем психологи занимаются на самом деле.

Также нельзя не отметить персональный вклад проф. В.А. Ключарева в популяризацию достижений психологии и нейробиологии в рамках его участия в ТВ-программах «Удивительные люди» и «Золото нации». Его работа там в качестве эксперта, безусловно, помогла повысить общий интерес к тому, как работают наши познавательные процессы (память, мышление, восприятие, внимание) и как это связано с работой мозга и нервной системы, что отразилось на повышении интереса в том числе и к нашей образовательной программе.

Все эти усилия работают на популяризацию профессии в целом, и, конечно, позволяет привлекать абитуриентов. А когда интерес уже есть, выбор определяется набором конкретных преимуществ того или иного вуза, и здесь у нас целый ряд существенных преимуществ:

Многогранное содержание

Прежде всего, это сбалансированная внутренняя структура программы. Психология как область знания находится на пересечении естественных, социальных и гуманитарных наук. Именно это уникальное положение психологии легло в основу дизайна нашей образовательной программы. Начиная с 3 курса, мы предлагаем студентам специализированные треки, отражающие каждое из трех направлений: когнитивную психологию и психофизиологию для тех, кто ориентирован на естественнонаучное знание; социальную и организационную психологию — тем, кому интересны социальные науки; и психологию личности и психологической консультирование для гуманитарно-ориентированных студентов, планирующих реализовывать себя в помогающей деятельности. Таким образом, наша программа позволяет воплотить интерес из любой области, что делает ее привлекательной и понятной для абитуриента.

Дополнительная специализация

Вторым важным преимуществом нашей образовательной программы, как и всех бакалаврских программ НИУ ВШЭ, является возможность получения второй мини-специальности в течение обучения (у нас это называется майнор). Студент на 2-3 курсах может выбрать любое дополнительное направления обучения: от физики до разработки плана стартапа. Наличие майнора позволяет расширить возможности будущего выпускника и стать не просто «психологом», а, скажем так, «психологом+». Эта возможность также успокаивает тех родителей, которые все-таки опасаются, что их ребенок не сможет успешно трудоустроиться с дипломом психолога.

Хороший английский не на входе, а на выходе

Третье существенное преимущество программы Психология НИУ ВШЭ — это двуязычная образовательная среда: рабочими языками департамента психологии в равной степени являются русский и английский, часть сотрудников и преподавателей приехали работать в НИУ ВШЭ из других стран и, соответственно, читаемые ими дисциплины программы ведутся на английском. Двуязычная образовательная среда оказывается очень полезной для развития разговорного английского, что, безусловно, привлекает абитуриентов, ориентированных на совершенствование своих языковых навыков. При этом важно отметить, что мы отказались от вступительного экзамена по иностранному языку, так как языковая подготовка в течение первых двух лет обучения на программе позволяет студентам успешно осваивать англоязычные дисциплины на старших курсах, а дополнительный экзамен является излишним барьером и нагрузкой для абитуриентов.

Погружение в реальность

Помимо описанных выше преимуществ организации нашей программы следует также сказать еще о нескольких важных, на мой взгляд, условиях нашего успеха. Мы активно сотрудничаем с различными организациями-партнерами (как психологической, так и бизнес-направленности), что позволяет нам знакомить наших студентов с реалиями «настоящей жизни» за стенами вуза, начиная с младших курсов. Например, такое знакомство эффективно реализуется через проектную деятельность, в рамках которой у студентов есть возможность включаться в решение реальных задач, предлагаемых представителями индустрии. За счет «погружения в реальность» наши выпускники оказываются лучше подготовлены к дальнейшей работе, что подтверждается предпочтениями работодателей.

Атмосфера

Другим важным фактором привлекательности нашей программы, с моей точки зрения, является то, что можно назвать «фактором атмосферы». Мы очень рады видеть, как наши студенты создают безопасное и комфортное пространство друг для друга. Поступая к нам, первокурсник оказывается окружен заботой и вниманием студентов старших курсов, помогающих ему адаптироваться к новой жизни, дающих подсказки по учебе и т.д. А преподаватели и администрация программы, со своей стороны, стараются сделать все, чтобы требования к студентам были ясными, прозрачными и, несомненно, развивающими их профессиональные и личностные качества. 

Таким образом, высокая востребованность нашей образовательной программы является результатом коллективных усилий тех, кто разрабатывал ее дизайн, тех, кто занимался и занимается популяризацией психологии, а также тех, кто обеспечивает комфортную и развивающую среду в процессе обучения. Я очень рада, что наши совместные усилия находят отклик у абитуриентов, и надеюсь, что в будущем мы достигнем новых высот и не разочаруем поверивших в нас.


Мария Чумакова,
доцент департамента психологии

Другие результаты мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов см. здесь.
Подробную статистику по качеству приема по психологии и другим направлениям подготовки см. здесь.