Студенческие проекты, цифровое портфолио и научная магистратура
Какой будет Вышка для студентов
7 февраля ректор Ярослав Кузьминов встретился со студентами Вышки и рассказал им, как будет развиваться университет. Собрали самое главное.
О переходе на проектное обучение
Основная тема Программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года – переход от формата университета преподавательского или университета исследовательского к университету проектному. Ректор объяснил, почему руководство Вышки решилось на переход к такой форме обучения.
Причиной изменений стали две тенденции в современном университетском образовании. Во-первых, речь об атомизация университета: отдельные академики заняты своими проектами, но не кооперируются даже в масштабе департаментов и школ. Теперь Вышка сделает ставку на большие коллективные проекты, которые объединяют разные исследовательские команды.
Во-вторых, это выгорание студентов, которое начинается еще со второго курса бакалавриата. Всего 10% студентов включены в исследования, большинство занимается преимущественно учебной деятельностью. Этот разрыв должен быть преодолен: к 2024 году все студенты будут заниматься проектной деятельностью.
Ярослав Кузьминов описал несколько треков, вокруг которых будет строиться проектная деятельность студентов Вышки. Университет продолжит поддерживать вовлечение учащихся в работу научно-учебных лабораторий, международных центров и научно-учебных групп, однако по сути перезапустит формат: теперь они займутся реальными прикладными проектами, актуальными для рынка. В будущем прикладные проекты для реальных заказчиков из индустрии, в которые раньше неохотно набирали студентов, станут более доступными для учащихся.
Основное же нововведение – широкая поддержка собственных проектов студентов, в которых они смогут выступить не как ассистенты своих старших коллег, а как самостоятельные исследователи. Важную роль в развитии этой системы должны сыграть студенческие советы факультетов.
Другими приоритетными формами активности студентов станут арт-проекты (которые уже реализуются на факультете коммуникаций, медиа и дизайна), социальные инициативы, образовательные и просветительские начинания.
О цифровизации образования
Перед Вышкой стоит ряд вызовов, разрешение которых зачастую возможно только благодаря «цифре». Ректор ожидает, что искусственный интеллект поможет разгрузить преподавателей, тратящих существенную долю времени на проверку работ, и направить их ресурсы на взаимодействие с учащимися.
В Вышке появятся электронные симуляторы и тренажеры для отработки навыков и умений, а цифровые портфолио и smartLMS позволят студентам формировать собственную программу обучения и отслеживать свой прогресс.
При этом Вышка не стремится к отказу от очных форм взаимодействия с преподавателями. Наоборот, речь идет о повышении качества общения между преподавателями и студентами, перехода к более эффективным формам работы, которые будут устраивать все стороны учебного процесса.
О дальнейшем росте Вышки
Университет будет расширяться, но характер роста будет скорректирован. Московский кампус ожидает сокращение приема за счет коммерческих мест, чтобы сосредоточиться на вовлечении студентов в проектную деятельность в уже существующих масштабах.
Акцент будет сделан на расширении филиалов, помощи региональным университетам и привлечении иностранных студентов, причем не менее половины из них должна поступать на англоязычные программы.
Университет – это не только очные образовательные программы, но и сетевые программы, дополнительное профессиональное образование и онлайн-курсы.
О социальной миссии университета
Ректор подчеркнул, что образование должно играть роль социальной лестницы для молодых людей. В России, к сожалению, это пока не так, и система высшего образования должным образом работает только для тех, у кого уже есть хорошие социальные условия.
Это – причина, почему университет запустил программу «Социальный лифт» и создает льготные условия для зачисления студентов, которые из-за сложности вступительных испытаний не поступают на бюджет и при этом не смогут позволить себе обучение на платной основе.
Ярослав Кузьминов также особо отметил необходимость чуткого отношения к родной стране, знания ее насущных проблем и стоящих перед ней вызовов, и выразил уверенность, что в проекте «Открываем Россию заново» – программе научных экспедиций по всей стране – рано или поздно примет участие каждый студент университета.
О реформе магистратуры
В университете назрела реформа магистерских программ. Многие сильные выпускники бакалавриата не идут в вышкинскую магистратуру.
В Вышке появится три модели магистратуры. Первая модель, master of arts – это программы для тех, кто меняет специальность. Они будут включать в себя фундаментальные предметы, пересекающиеся с программой профильного бакалавриата. Вторая, master of sciences – это узкоспециализированная профессиональная степень, ориентированная на конкретные запросы рынка труда.
Третья модель позволит стать магистрантом в составе аспирантской школы. Тем, кто заинтересовал университет уже на 3-4 курсе бакалавриата, будет предоставлена возможность заняться собственным исследованием. Для таких студентов Вышка создаст условия для международной мобильности и концентрации на исследовательской деятельности. Эта модель позволит оставить в университете часть тех выпускников ВШЭ, которые в настоящий момент предпочитает уезжать за рубеж.
О предназначении университета
По мнению ректора, к числу основных целей университета относятся поиск истины, формирование национальной элиты, а также производство профессионалов в своих отраслях.
Политическая нейтральность как ценность Высшей школы экономики необходима для того, чтобы в его стенах могли совместно работать специалисты, которые могут быть представителями различных политических идеологий. Заходя в университет, вместо политической дискуссии они начинают искать истину, используя язык аргументов и фактов, а не авторитетов и эмоций.
Общность целей, которые преследует университет, означает, что в нем попросту не может быть «своих» и «чужих». Университет – это место, где высказывают разные точки зрения, где спорят, но делают это, опираясь на рациональные доводы и общие ценности.
Полная текстовая трансляция доступна в телеграм-канале студсовета НИУ ВШЭ.
Фото: Даниил Прокофьев