• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Программная инженерия»

Студенческие проекты, цифровое портфолио и научная магистратура

Какой будет Вышка для студентов

Студенческие проекты, цифровое портфолио и научная магистратура

7 февраля ректор Ярослав Кузьминов встретился со студентами Вышки и рассказал им, как будет развиваться университет. Собрали самое главное.

О переходе на проектное обучение

Основная тема Программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года – переход от формата университета преподавательского или университета исследовательского к университету проектному. Ректор объяснил, почему руководство Вышки решилось на переход к такой форме обучения.

Причиной изменений стали две тенденции в современном университетском образовании. Во-первых, речь об атомизация университета: отдельные академики заняты своими проектами, но не кооперируются даже в масштабе департаментов и школ. Теперь Вышка сделает ставку на большие коллективные проекты, которые объединяют разные исследовательские команды.

Во-вторых, это выгорание студентов, которое начинается еще со второго курса бакалавриата. Всего 10% студентов включены в исследования, большинство занимается преимущественно учебной деятельностью. Этот разрыв должен быть преодолен: к 2024 году все студенты будут заниматься проектной деятельностью.

Ярослав Кузьминов описал несколько треков, вокруг которых будет строиться проектная деятельность студентов Вышки. Университет продолжит поддерживать вовлечение учащихся в работу научно-учебных лабораторий, международных центров и научно-учебных групп, однако по сути перезапустит формат: теперь они займутся реальными прикладными проектами, актуальными для рынка. В будущем прикладные проекты для реальных заказчиков из индустрии, в которые раньше неохотно набирали студентов, станут более доступными для учащихся.

Основное же нововведение – широкая поддержка собственных проектов студентов, в которых они смогут выступить не как ассистенты своих старших коллег, а как самостоятельные исследователи. Важную роль в развитии этой системы должны сыграть студенческие советы факультетов.

Другими приоритетными формами активности студентов станут арт-проекты (которые уже реализуются на факультете коммуникаций, медиа и дизайна), социальные инициативы, образовательные и просветительские начинания.

О цифровизации образования

Перед Вышкой стоит ряд вызовов, разрешение которых зачастую возможно только благодаря «цифре». Ректор ожидает, что искусственный интеллект поможет разгрузить преподавателей, тратящих существенную долю времени на проверку работ, и направить их ресурсы на взаимодействие с учащимися.

В Вышке появятся электронные симуляторы и тренажеры для отработки навыков и умений, а цифровые портфолио и smartLMS позволят студентам формировать собственную программу обучения и отслеживать свой прогресс.

При этом Вышка не стремится к отказу от очных форм взаимодействия с преподавателями. Наоборот, речь идет о повышении качества общения между преподавателями и студентами, перехода к более эффективным формам работы, которые будут устраивать все стороны учебного процесса.

О дальнейшем росте Вышки

Университет будет расширяться, но характер роста будет скорректирован. Московский кампус ожидает сокращение приема за счет коммерческих мест, чтобы сосредоточиться на вовлечении студентов в проектную деятельность в уже существующих масштабах.

Акцент будет сделан на расширении филиалов, помощи региональным университетам и привлечении иностранных студентов, причем не менее половины из них должна поступать на англоязычные программы.

Университет – это не только очные образовательные программы, но и сетевые программы, дополнительное профессиональное образование и онлайн-курсы.

О социальной миссии университета

Ректор подчеркнул, что образование должно играть роль социальной лестницы для молодых людей. В России, к сожалению, это пока не так, и система высшего образования должным образом работает только для тех, у кого уже есть хорошие социальные условия.

Это – причина, почему университет запустил программу «Социальный лифт» и создает льготные условия для зачисления студентов, которые из-за сложности вступительных испытаний не поступают на бюджет и при этом не смогут позволить себе обучение на платной основе.

Ярослав Кузьминов также особо отметил необходимость чуткого отношения к родной стране, знания ее насущных проблем и стоящих перед ней вызовов, и выразил уверенность, что в проекте «Открываем Россию заново» – программе научных экспедиций по всей стране – рано или поздно примет участие каждый студент университета. 

О реформе магистратуры

В университете назрела реформа магистерских программ. Многие сильные выпускники бакалавриата не идут в вышкинскую магистратуру.

В Вышке появится три модели магистратуры. Первая модель, master of arts – это программы для тех, кто меняет специальность. Они будут включать в себя фундаментальные предметы, пересекающиеся с программой профильного бакалавриата. Вторая, master of sciences – это узкоспециализированная профессиональная степень, ориентированная на конкретные запросы рынка труда.

Третья модель позволит стать магистрантом в составе аспирантской школы. Тем, кто заинтересовал университет уже на 3-4 курсе бакалавриата, будет предоставлена возможность заняться собственным исследованием. Для таких студентов Вышка создаст условия для международной мобильности и концентрации на исследовательской деятельности. Эта модель позволит оставить в университете часть тех выпускников ВШЭ, которые в настоящий момент предпочитает уезжать за рубеж.

О предназначении университета

По мнению ректора, к числу основных целей университета относятся поиск истины, формирование национальной элиты, а также производство профессионалов в своих отраслях. 

Политическая нейтральность как ценность Высшей школы экономики необходима для того, чтобы в его стенах могли совместно работать специалисты, которые могут быть представителями различных политических идеологий. Заходя в университет, вместо политической дискуссии они начинают искать истину, используя язык аргументов и фактов, а не авторитетов и эмоций.

Общность целей, которые преследует университет, означает, что в нем попросту не может быть «своих» и «чужих». Университет – это место, где высказывают разные точки зрения, где спорят, но делают это, опираясь на рациональные доводы и общие ценности.

Полная текстовая трансляция доступна в телеграм-канале студсовета НИУ ВШЭ.

Фото: Даниил Прокофьев