• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология»

Введение в социологию окружающей среды

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Инвайронментальная социология – или социология окружающей среды – исследует изменяющиеся отношения между социальными системами и окружающей средой и исследует, как экологические проблемы определяются как проблемы социальные. Поле инвайронментальной социологии исходит из аналитической предпосылки, что проблемы разрушения окружающей среды не являются объективным природным феноменом: они социально сконструированы и не могут быть отделены от дискурса об окружающей среде и отношениях с ней, её восприятия индивидами, а причины и последствия разрушений среды укоренены в сообществах, экономических системах и институтах. Данный курс представляет собой вводный обзор ключевых подходов к пониманию взаимоотношений между людьми и окружающей средой. В нём рассматриваются базовые концептуализации экологической обеспокоенности, модели отношений человека с окружающей средой, анализируются понятия окружающей среды и природы, экологической справедливости, восприятия экологических рисков и способов совладания с ними, экологическое/этичное/устойчивое потребление. В ходе занятий рассматриваются ключевые общетеоретические и методологические основы классических и современных взаимоотношений человека и окружающей среды, анализируются понятия экологического мышления, ценностей и практик, разбираются кейсы экологических проблем и даётся интерпретация в связи с деятельностью человека. Курс является уникальным читаемых в настоящее время в Высшей школе экономики дисциплин, поскольку, в отличие от перспективы экономики или географии делает акцент на социологической составляющей осмысления окружающей среды. Курс позволяет студентам углубить знание общей и новой экономической социологии, применение понятий к экологической проблематике, овладеть навыками её социально-экономической интерпретации. Особое внимание уделяется взаимоотношениям общества с окружающей средой как основе хозяйствования и существования рынков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса: дать систематизированное представление о ключевых интерпретативных схемах в рамках социологии окружающей среды на уровне как теоретических подходов, так и эмпирических исследований, а также овладеть навыками социально-экономической интерпретации взаимоотношений с окружающей средой.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать и распознавать основные концепции и понятия в социологии окружающей среды
  • Описывать отношения между социальными структурами и факторами окружающей среды с использованием концептуального аппарата социологии окружающей среды
  • Предлагать интерпретации эмпирических данных о конкретных примерах, кейсах взаимодействия общества и окружающей среды с использованием теоретических и методологических основ социологии окружающей среды
  • Аргументировать различные модели объяснения социальных проблем и процессов, сопровождающих действия человека в окружающей среде
  • Иметь навыки: анализировать с опорой на социологические знания конкретные кейсы, аналитически работать с литературой и эмпирическими данными, представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед аудиторией
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Инвайронментальная социология.
  • Тема 2. Теории экологической обеспокоенности.
  • Тема 3. Социальное конструирование природы.
  • Тема 4. Социально-политические аспекты инвайронментализма
  • Тема 5. Экономсоциологические аспекты инвайронментализма
  • Тема 6. Эко-социальные отношения
  • Тема 7. Глобальный инвайронментализм
  • Тема 8. Социологическая интерпретация экологических проблем
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарская активность
    Работа студентов на семинарских занятиях оценивается через обсуждение текстов и концепций, пройденных в течение курса. В обсуждении текстов студенты должны показать умение выделять ключевую идею текста, основные концепты, используемые автором, демонстрировать аргументы автора, критически их осмыслять, соотносить с концептуальным аппаратом дисциплины, приводить примеры. Для этого в своих ответах студенты должны критиковать или хвалить тексты, находить точки сходства или расхождения, подвергать сомнению ключевые идеи или концепции, указывать на слабые стороны, соотносить тексты со своим личным опытом, сравнивайте их с другими работами. Ключевым моментом является критическое и вдумчивое рассмотрение идей и содержательная реакция на них, а не просто резюме или повторением мыслей автора. Также важно, чтобы реакция на тексты касалась широкой темы недели.
  • неблокирующий Презентация текста
  • неблокирующий Проект - презентация
  • неблокирующий Проект - итоговый отчёт
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.105 * Презентация текста + 0.21 * Проект - итоговый отчёт + 0.21 * Проект - презентация + 0.175 * Семинарская активность + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Environmental sociology : European perspectives and interdisciplinary challenges, , 2010
  • История теоретической социологии. Т.3: ., Баньковская, С. П., 2002
  • Радкау Й. - Природа и власть. Всемирная история окружающей среды - 978-5-7598-1109-1 - Москва: ВШЭ - 2014 - 352987 - https://ibooks.ru/bookshelf/352987/reading - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Environmental sociology : from analysis to action, , 2005