• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
11
Май

Городское детство

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
5-й курс, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Развитие многих городов России находится на той стадии, когда у управленческого аппарата, городских планировщиков, архитекторов, девелоперов и исследователей города уже появилась возможность осмыслять опыт жизни в городе не только горожан в целом, но и отдельных, особенно уязвимых групп жителей. Курс предлагает рассмотреть различные процессы, связанные с самоощущением себя в городе, социализацией, интеграцией в город, реализацией права на город детей и подростков, ролью городского пространства в развитии автономии и благополучия жителей города в процессе взросления. В ходе курса будут определены понятия “ребенок” и “подросток”, способы, тактики и стратегии освоения городского пространства детьми и подростками, особенности родительского лицензирования детских независимых перемещений, проблемы доступности тех или иных инфраструктурных объектов для детей и подростков, влияния города на психологическое состояние детей и подростков, возможности взаимодействия городских властей с детьми и подростками, когда речь идет о развитии территорий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студенты умеют использовать знания о возрастной психологии при работе с городскими объектами и при проектировании градостроительных решений
  • Студенты разрабатывают городские территория и конкретные объекты с учетом особенностей и потребностей разновозрастной аудитории
  • Студенты анализируют возможности и ограничения детской и подростковой аудитории разных возрастов для использования проектируемых городских объектов и градостроительных решений
  • Студенты понимают специфические потребности и запросы специфической группы горожан - дети и подростки, и учитывают их при работе с территорией.
  • Студенты понимают специфику понятия “право на город” применительно к детскому и подростковому возрастам. Учитывают это при работе с территорией, где представлены разнообразные возрастные и социальные группы
  • Студенты применяют свои знания в области методов изучения поведения горожан (наблюдение, ментальное картографирование, интервью, опросы, action research, ГИС-анализ, go-along и др.), адаптируя их под задачи, связанные с детским и подростковым населением городов
  • Студенты критически оценивают ситуацию, выявляют проблемы и понимают, как их решить, с учётом полученных знаний
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь аргументированно высказывать собственное мнение в ходе общего обсуждения.
  • Уметь использовать информацию, полученную в ходе занятия, в своей проектной и исследовательской деятельности.
  • Умеет выявлять возрастную и иные специфики детей и подростков для дальнейшей практической работы с этой категорией горожан.
  • Уметь интерпретировать детское и подростковое пространственное поведение в контексте проектной работы с этими категориями горожан.
  • Уметь формулировать корректные задачи для проектирования городских объектов и территорий в интересах детей и подростков.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Детство как феномен. Возрастная специфика освоения городского пространства
  • Независимая мобильность. Родительское лицензирование
  • Городские пространств для детей и их дифференциация. Подростки глазами различных различных городских акторов.
  • Опыт встречи с городской средой. Разнообразие. Городская среда и дети
  • Городская среда и партисипация
  • Образовательное пространство. Время подростка и досуг
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Групповой проект
    Разработка и презентация небольшого пилотного исследования конкретной городской локации или объекта, доказывающего наличие той или иной проблемы в контексте возрастной специфики (конкретно детей и подростков).
  • неблокирующий Автоэтнографическое эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    0.3 * Автоэтнографическое эссе + 0.2 * Аудиторная работа + 0.5 * Групповой проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей : монография / К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. В. Павленко, Е. В. Сивак. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 384 с. — ISBN 978-5-7598-1986-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173413 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Психология развития, Крайг, Г., 2002
  • Ребенок и общество : (историко-этногр. перспектива), Кон, И. C., 1988
  • Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина, М. В., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Новое детство: как изменились условия и потребности жизни детей - Уденховен Н., Вазир Р. - Университетская книга - 2020 - https://znanium.com/catalog/product/1212470 - 614829 - ZNANIUM