• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с Еленой Гребенюк, психологом нашего центра, танцевально-двигательным терапевтом о том, что такое танцевально-двигательная терапия

- Чем отличается танцевально-двигательная терапия от танцев в клубе? 

- Действительно, танцуя где угодно, в том числе в клубе, люди могут наблюдать разные терапевтические эффекты - меняется состояние, настроение, самоощущение, отношения с людьми. Танец, религиозный или светский, выполнял множество подобных функций с древних времён. Является ли это психотерапией? Нет. Что же является? Ответ на самом деле очень простой: тот танец, который размещён в психотерапевтический контекст. 

Это значит, что есть человек, который обращается с определённым запросом относительно себя и своей жизни, и есть фигура профессионала - психотерапевта. Значит, что на первом месте - некоторые терапевтические цели, которые они совместно стараются реализовать посредством танца. В такой форме это существует относительно недавно. Психотерапия как таковая появляется на рубеже 19 и 20 веков, а танцевально-двигательная терапия - в середине 20 века. 

С этой точки зрения то занятие, которое состоится в мае, не является танцевально-терапевтическим. Его основная цель - ознакомительная: немного приблизить к пониманию, что это такое, вывести за рамки привычного. Оно скорее просветительское, побуждающее к исследованию. 

 

- Ты сказала, что танцевально-двигательная терапия появилась в середине двадцатого века. Ты могла бы чуть больше рассказать о том, как это произошло?

Появление танцевально-двигательной терапии связано со многими другими процессами в обществе и культуре. Например, двадцатый век - это ещё и огромные трансформации в танце как таковом: появление в западной культуре танца модерн с его ценностями свободы и выражения себя в движении; танец постмодерн деконструируюет и эти представления – танец не должен выражать «внутреннее я», совсем другие входы в импровизацию, повседневное действие может рассматриваться как танец. Люди искусства ищут ответ на вопрос: как мы можем заниматься прекрасным после тех катастроф, которые произошли в мире? Изменяются представления о красоте – так называемая постклассическая эстетика.

Танцевально-двигательная терапия наследует многое из области танца – как методы (например, системный анализ движения, предложенный Рудольфом Лабаном), так и представления, ценности танца модерн – такие, как экспрессивность, аутентичность, эмоциональность. Первые танцевально-двигательные терапевты были именно танцорами, которые заинтересовались психологическими аспектами своей работы. В то же время, параллельно развивалась психотерапия как таковая, в том числе телесно-ориентированная – так что они могли обратиться к каким-то наработанным концепциям относительно того, как соотносятся тело и психика. В центре ТДТ – идея об их неразрывной взаимосвязи.

Есть несколько имён, которые обычно связываются с началом ТДТ. В первую очередь, это Мэрион Чейс, американская танцовщица и преподаватель танца. В 40-х годах она работала в госпитале с людьми, которым психиатрами были поставлены тяжелые диагнозы. Традиционные методы разговорной терапии с ними не работали – а через танец они смогли коммуницировать с другими людьми, их состояние значительно улучшилось. В 50-х у нее появились ученики, а в 1966 – официально обозначившее себя сообщество, Американская ассоциация ТДТ, которую Мэрион Чейс и возглавила. Другие пионеры, как принято говорить, ТДТ – это Труди Шуп, которая также работала в эти годы с психиатрическими пациентами; Бланш Эван и Лилиан Эспенак; Мэри Старкс Уайтхаус, которая перенесла метод «активного воображения», предложенный К. Юнгом, непосредственно в движение – из этого выросло направление, получившее впоследствии имя «аутентичное движение». То есть ТДТ сначала получила развитие и оформление в Штатах, позже – в Европе: Великобритании, Германии и других странах. Сейчас существует много разных направлений по всему миру, разных теоретических объяснений. Это очень эклектичная область.  



Луи Фуллер, американская актриса и танцовщица

Мэрион Чейс, одна из первых ТДТ- терапевтов

Марта Грэм, американская танцовщица, хореограф

- Как проходит сеанс танцевально-двигательной психотерапии?

 

Со с тороны может показаться, что есть некая одна танцевально-двигательная терапия, и занятие по ней происходит каким-то определённым образом. Но когда мы немного приближаемся, становится понятно, что внутри ТДТ есть много разных направлений, которые смотрят на процесс по-своему. Более того, внутри одного направления разные люди будут работать по-своему. А один и тот же терапевт может предложить совсем разные вещи в зависимости от того, кто является клиентом и чего клиент хочет. Поэтому ответить на этот вопрос крайне сложно.

Кто-то работает с музыкой, а на сессии Аутентичного Движения, например, люди двигаются в тишине и с закрытыми глазами, от импульсов внутри тела. Где-то движение будет очень структурированным и вся группа будет его повторять – а на других занятиях будет больше импровизации, и каждый участник будет двигаться по-своему. Бывает – движение очень активное, а слов немного. А иногда развернутого в пространстве движения почти нет, например, на индивидуальной сессии, но человек обращает внимание на тело, может исследовать какую-то позу или жест.  Также в сочетании с танцем могут применяться другие арт-методы – рисование, лепка, написание текстов. Очень важно, что область эстетического включена в этот процесс – это про то, что искусство и творчество могут быть частью повседневной жизни, способом её проживания.

Основное, что мне хочется донести, что ТДТ не предполагает каких-то конкретных движений; или даже вообще, что это будет похоже на танец в общепринятом представлении.  Любое движение и/или неподвижность на сессии может рассматриваться как танец. Главное - это внимательность к телу, осознанность этого движения и размещение его в определенный смысловой контекст.

 

- Какое образование имеет ТДТ-психотерапевт?


ТДТ - это междисциплинарная область. Во-первых, у танцевально-двигательного терапевта должно быть психологическое образование, представление психотерапии, основных теориях и методах работы. Второе - это танец: танец как культурное явление, каким он был на протяжении истории человечества, как развивался в 20 веке, современный танец. При этом не обязательно быть танцором или хореографом, хотя есть люди, которые приходят в ТДТ из этой области. Ещё полезны познания в анатомии и физиологии. Ну а на основании этого всего уже – собственно танце-терапевтические методы работы. Очень важен собственный двигательный опыт, регулярная прктика, свой опыт как клиента в психотерапии.

Это я сейчас говорю больше об американских и европейских стандартах, которые и определяют представления об этой профессии. Там всё это развито больше, есть специальные магистерские программы, которые обучают ТДТ-терапевтов, с большим объемом клинической практики и возможностью сертификации в этой области. В нашей стране мне известно две долгосрочные программы, дающие соответствующие знания и навыки.

Я думаю, одного правильного пути стать ТДТ-терапевтом нет. Скорее, нужно настроиться, что потребуется разносторонняя подготовка, что это обучение на протяжении всей жизни, часть повседневной практики и жизненной философии.


Фото занятия Анны Халприн, американской танцовщицы и хореографа
Фото с танцевально-терапевтического занятия, фотограф Иван Сахаров

Сцена из спектакля Триши Браун  «Set and Reset», 1983 г. Фото L. Greenfield

 

- Для каких клиентов подходит ТДТ? Можно ли сказать, что ТДТ-терапия больше подойдёт людям, занимающимся танцами, танцорам, хореографам?


Этот вид терапии хочется рассмотреть в контексте нашей культуры. Тогда видно, какой у него есть плюс - он же и недостаток. ТДТ - в первую очередь про телесный способ себя ощущать, предъявлять и чувствовать, что для нашей культуры не очень свойственно. В школе мы сидим за партой, не двигаемся, стараемся усмирить своё тело. Потом это всё так и продолжается: большую часть рабочего времени многие из нас сидят, в транспорте некомфортно, много людей. Комнаты небольшие, особенно не подвигаешься. Если начать замечать телесные ощущения, большинство из них будут не очень приятными. Представления о танце из детства могут быть сопряжены с тем, что это либо скучно, либо глупо, либо я в этом чувствую себя неуклюже и испытываю стыд. И у многих людей есть установка, что "я не про это - я про "подумать, поговорить". Это то, что доминирует в культуре. 

И здесь кроется возможный недостаток: люди могут просто не доходить до такой терапии, потому что им некомфортно, стыдно, слишком непонятно. И даже если они приходят, им тяжело. С другой стороны, это одновременно является преимуществом. Потому что люди получают доступ к такому богатому, потенциальному материалу, который был до недавнего времени закрыт. И даже небольшие какие-то действия или пробы могут сразу привести к очень интересным результатам. Бывает, что те проблемы, которых человек долго думал, окажется гораздо проще разрешить в движении, буквальном ощущении и проживании. Поэтому можно сказать, что у тех, кто профессионально танцем не занимается, даже есть преимущество – танцорам нужно преодолевать какие-то свои наработанные привычки. Хотя танцорам тоже может быть очень интересно.

Наверное, чаще приходят люди, которые чувствуют себя в движении достаточно комфортно – они что-то попробовали, заметили терапевтический эффект и решили, что, возможно, такая терапия им поможет. А бывает наоборот, в ТДТ приходят люди, которые хотят попробовать какой-то кардинально новый для себя способ – например, они проходили другую форму терапии и думают: нет, мне не помогает, я не дохожу до чего-то важного, нужно попробовать что-то другое.

 

- А это может быть связано с тем, что у человека есть ранние травмы, того возраста, когда ребёнок ещё не разговаривает?


Да, конечно, так и есть. Часть работы внутри ТДТ посвящена ре-паттерингу, то есть смене тех двигательных паттернов, которые сформировались в процессе развития ребёнка. Есть такая идея, что на каждом году жизни перед детьми стоят свои двигательные задачи - должны запуститься соответствующие рефлексы, ребёнок должен научиться определенным движениям. А у ребёнка, которого, например, туго пеленают, или ему негде ползать, эти двигательные задачи упущены. Тогда человек заново пытается включить рефлексы и освоить движения. Это работа с вещами, которые трудно выразить в словах. Такая работа на невербальном, телесном уровне перестраивает взаимодействие человека с миром – с близким человеком, с пространством вокруг.

Я упоминала такое направление, как аутентичное движение. В базовой форме в этой практике один человек движется, а другой – наблюдает, без оценки, без осуждения, без попыток что-то исправить. Можно смотреть на это с такой немного психоаналитической точки зрения, что фигура свидетеля – это как фигура хорошей мамы. В этой практике можно дополучить такой опыт принимающего наблюдения, если его, например, не хватило в детстве. 

Мне было бы важно здесь подчеркнуть, что не хочется видеть человека как «травмированного» - несмотря на неидеальные условия нашего развития, мы находим разные способы в них жить, возможности тела здесь удивительны, и к этим индивидуальным способам телесного и двигательного воплощения хочется относиться с большим уважением. Однако эти возможности можно расширять, менять культурную ситуацию. В этом плане мамам и папам тоже может быть полезно учиться тому, как телесно взаимодействовать со своими детьми.



- Чего ожидать клиенту по длительности психотерапевтической работы?


Нужно понимать, что ТДТ - это не какой-то отдельный подход, а метод, который может в разных подходах применяться. Длительность зависит уже от психотерапевтического подхода. Это может быть одна или несколько сессий, долгосрочная работа, групповые форматы. Но какой-то сильный эффект, как и в любом деле, наверное, приходит с регулярной практикой.


Кадр, снятый во время сессии Аутентичного Движения. Фотограф Мария Лебешева
Пабло Пикассо, Три балерины, 1919

- Имеют ли возможность студенты ВШЭ поработать с ТДТ-терапевтом в центре психологического консультирования?


Я иногда включаю здесь такие элементы в свою работу, если человек, например, заговаривает об этом либо проявляет интерес к телу, к ощущениям в нем, которые он подмечает. Я могу предложить ТДТ как способ поработать с проблемой, но клиент сам определяет, насколько ему комфортно это сейчас сделать, насколько он видит для себя этот способ интересным и приемлемым. И всё-таки больше я работаю вербально. Движения, как правило, минимальны - мы не танцуем активно под музыку, но можем немного подвигаться в пространстве, поэкспериментировать с разными способами движения. Также я не работаю здесь через прикосновение, хотя такие методы тоже существуют. Это то, что мне кажется уместным в условиях ВУЗа.  



- А что ждёт студентов на открытом занятии ТДТ, будут ли ведущие показывать какие-то движения, нужен ли будет партнёр для упражнений?


Повторять движения за ведущим - это не мой подход. Мне ближе, когда каждый делает что-то своё. Но я и не ставлю людей в позицию "делайте что хотите, импровизируйте, кто как хочет".  Этот момент, когда непонятно, с чего начать, и что это значит – «прислушаться к телу», совсем не простой. Поэтому в ТДТ есть разные входы в то, как можно начать импровизировать или работать с телом. Есть определенные упражнения, которые не говорят конкретно, что делать, но показывают, на что можно обратить внимание. Иногда это в большей степени индивидуальное исследование, иногда – в парах или подгруппах.  

На открытом ознакомительном занятии я не планирую заданий, где нужно будет интенсивно взаимодействовать друг с другом телесно. Движение будет в большей степени индивидуальным, под музыку. Иногда буду предлагать объединяться с кем-то, чтобы что-то обсудить или попробовать вместе. Можно сказать, что это занятие наследует какие-то элементы из двигательной импровизации даже больше, чем из ТДТ - мы не будем их подробно разворачивать в терапевтическую плоскость, хотя попробуем немного поработать и со смыслами, которые могут приписываться этим движениям. Эта рефлексия как раз планируется в паре. После движения можно будет обсудить, как это было - сложно, просто, интересно. Можно говорить ровно столько, сколько захочется, что-то при себе оставить, какие-то вещи в процессе обсуждения становятся более выпуклыми и ясными.

Ещё важно отметить, что у занятия не будет какой-то конкретной цели, но будет общий аспект, метафора – о том, что жизнь можно рассматривать как движение: где-то активно двигаемся, где-то можем застрять, где-то вместе с партнером, а где-то самостоятельно или остаёмся в стороне от других, где-то движемся понятно куда и направленно, а где-то хаотично. Может, это приносит удовольствие, а может, наоборот какие-то неприятные ощущения. Мы возьмём эту метафору – «жизнь как движение» - и попробуем поисследовать привычные способы движения и новые, предпочитаемые и не очень, чтобы в этом появилось больше возможности выбирать свой способ движения.



- Кого мы приглашаем на него, это будет развлекательное занятие для всех или есть какие-то ограничения?

На занятии будет музыка, мы будем танцевать в пространстве. Я бы не говорила, что это будет развлекательное мероприятие. Элемент развлечения будет для тех, кому захочется этого захочется. Если кому-то захочется чего-то другого, будет пространство и для этого. Возможно, просто для движения, телесного разогрева и высвобождения. Возможно, для какого-то эстетического, эмоционального и интеллектуального переживания движения. То есть, кому чего захочется.

Кого приглашаем? Наверное, это те люди, которым сейчас интересно попробовать вообще погрузить своё тело во что-то незнакомое, почувствовать себя чуть-чуть свободнее, побыть в исследовательской позиции, посмотреть, что из этого получится. То есть тех, кто чувствует любопытство. Людям, у которых сейчас серьёзные жизненные периоды, трудности или сложные переживания, связанные с телом, лучше в этот формат не идти, потому что может потребоваться более спокойная обстановка, которую даёт индивидуальная работа. Наверное, также не стоит идти тем, кто не готов по-честному погрузиться в процесс - если приходить, то нужно прямо намерение участвовать, хотя при этом участие может быть минимальным. Люди, которые по каким-то причинам не могут интенсивно двигаться, мне кажется, могут найти своё место в этом процессе: можно прожить целое путешествие в самых малых внешних движениях.

Стив Пэкстон, американский танцовщик и хореограф, создатель контактной импровизации

Поль Гоген, Бретонские девочки танцуют, 1888 г.

Фото с проекта «Dance walking», автор Arvydas Būta

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.