Бакалавриат
2025/2026





Введение в профессию
Статус:
Курс обязательный (Вычислительные социальные науки)
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Березнер Тимофей Александрович,
Будинайте Гражина Леонардовна,
Вечерин Александр Викторович,
Костенко Василий Юрьевич,
Котова Марина Викторовна,
Мельникова Мария Сергеевна,
Чумакова Мария Алексеевна,
Шевелюхин Сергей Александрович,
Штроо Владимир Артурович,
Яголковский Сергей Ростиславович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина посвящена ключевым аспектам профессии психолога. В рамках дисциплины студенты знакомятся с основными отраслями психологии, видами и формами работы профессиональной деятельности психолога. Также в рамках дисциплины происходит первое знакомство студентов с исследовательской практикой в психологии.
Цель освоения дисциплины
- Формирование научного мировоззрения и профессиональной идентичности психолога
- Развитие понимания междисциплинарности и комплексности подхода в психологии
- Подготовка к профессиональной деятельности и вхождение в профессиональное психологическое сообщество
- Осознание профессиональной ответственности и этических вызовов в психологии
- Развитие ключевых универсальных и профессиональных компетенций психолога
Планируемые результаты обучения
- Студент различает психологические знания от псевдонаучных представлений
- У студентов сформировано базовое представление о психологии как научной дисциплине
- У студентов сформировано представление о человеке как биосоциальном существе
- У студентов сформировано понимание, как биологические и социальные факторы взаимодействуют в формировании личности
- У студентов сформировано понимание двух основных путей получения психологического знания
- У студентов сформирован навык применения простых элементов обоих подходов в анализе повседневных и профессиональных ситуаций
- У студентов сформированы представления о роли и особенностях нормативного регулирования профессиональной деятельности психолога.
- У студентов сформировано представление об особенностях учебного плана ОП «Психология» НИУ ВШЭ.
- У студентов сформировано представление о структуре и значении профессиональных психологических сообществ
- У студентов сформировано понимание возможностей для профессионального роста в психологических сообществах
- У студентов сформировано представление об основных профессиональных вызовах связанных с развитием информационных технологий и искусственного интеллекта.
- У студентов сформирована ответственная профессиональная позиция в отношении разработки и использования современных цифровых продуктов.
- У студентов сформированы представления о профессиональной ответственности психолога (включая профессиональную ответственность студента-психолога)
- У студентов сформировано представление о возможностях и трудностях карьерного развития специалиста с психологическим образованием.
Содержание учебной дисциплины
- Что такое психология (предмет психологии и место психологии в системе наук)
- Психология как биосоциальная наука об индивидуальности
- Пути приобретения психологического знания (номотетический и идографический подходы)
- Образовательные стандарты подготовки психологов
- Психолог на рынке труда
- Профессиональные психологические сообщества
- Актуальные вызовы психологии в эпоху цифровых технологий и искусственного интеллекта
- Личная ответственность психолога как представителя профессионального сообщества
Элементы контроля
- Посещение лекцийНа каждом занятии проводится учет посещаемости. Результирующая оценка по элементу контроля расчитывается как доля посещенных занятий от общего количества лекций * 10. Округление до десятых по правилам арифметического округления
- Активность на семинарахНа семинарских занятиях в формате группового обсуждения оценивается индивидуально по шкале 0-1. На смеминарских занятиях в формате групповой работы и групповых презентаций оценивается одинаково для всех участников малой рабочей группы по шкале 0-1-2 по результатам доклада. Результирующая оценка по элементу контроля расчитывается как доля накопленных баллов от максимально возможного количества накопленных баллов * 10. Округление до десятых по правилам арифметического округления
- Активность на практических занятияхНа каждом сдвоенном занятии оценивается индивидуально по шкале 0-1. Результирующая оценка по элементу контроля рассчитывается как доля накопленных баллов от максимально возможного количества накопленных баллов * 10. Округление до десятых по правилам арифметического округления
- Рефлексивные эссеКаждое эссе оценивается в формате зачет/незачет (0/1 балл). Результирующая оценка по элементу контроля расчитывается как доля накопленных баллов от максимально возможного количества накопленных баллов * 10. Округление до десятых по правилам арифметического округления
- Аналитическое заданиеКаждое аналитическое задание оценивается в формате зачет/незачет (0/1 балл). Результирующая оценка по элементу контроля расчитывается как доля накопленных баллов от максимально возможного количества накопленных баллов * 10. Округление до десятых по правилам арифметического округления
- Участие в профессиональном психологическом мероприятииОценивается в формате зачет/незачет (0/10 баллов). Участие в мероприятии должно быть подтверждено документально (сертификат участника).
- Участие в социальном помогающем проектеОценивается в формате зачет/незачет (0/10 баллов). Участие в проекте должно быть подтверждено документально (сертификат/справка/письмо от организации или руководителя проекта) и сопровождаться отчетом студента об участии по предложенному шаблону.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.1 * Активность на практических занятиях + 0.14 * Активность на семинарах + 0.25 * Аналитическое задание + 0.06 * Посещение лекций + 0.25 * Рефлексивные эссе + 0.1 * Участие в профессиональном психологическом мероприятии + 0.1 * Участие в социальном помогающем проекте
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Иванников, В. А. Введение в психологию : учебник для вузов / В. А. Иванников. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 234 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00116-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561070 (дата обращения: 04.07.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Немов, Р. С. Общая психология. Введение в психологию : учебник и практикум для вузов / Р. С. Немов. — 6-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 727 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17909-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559754 (дата обращения: 04.07.2025).