• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Научно-исследовательский семинар "Основные темы и методы философского познания"

Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар "Основные темы и методы философского познания" является введением в философию для студентов 1 курса ОП «Философия». Его цель – дать студентам базовые знания о многообразии тем, форм и методов философского исследования. Будет продемонстрировано проблемное поле философии и его связь с другими областями познания. Студенты познакомятся с особенностями философствования как интеллектуальной практики, структурой разделов философии как академической дисциплины, их проблематикой и методологическими основаниями. Отдельные части курса посвящены становлению историко-философской дисциплины и применяемых в ней методологий, а также характеристике основных течений в философии. Студентам будет продемонстрирована специфика чтения разных типов философских текстов, а также основные принципы работы с источниками. Студенты будут выполнять практические задания с целью освоения конкретных методов философской работы. Отдельный блок посвящен углубленному освоению навыков философского академического письма в форме эссе и курсовой работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Составить у студентов ясное представление о предмете философии, о структуре разделов философии как академической дисциплины, об их проблематике и метододах.
  • Познакомить с основными направлениями в философии. Научить первичным навыкам чтения разного типа философских текстов, а также основным принципам работы с источниками.
  • Освоить навыки философского академического письма в форме эссе, а также ключевые этапы написания курсовой работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • умеет отличать тезисы от аргументов, взвешивать валидность аргументов
  • умеет апплицировать теоретические положения текста на конкретные примеры
  • умеет сравнивать противоположные теоретические позиции и выделять более убедительную и аргументированную
  • умеет обоснованно критиковать текст и отдельные выдвигаемые тезисы
  • Знать различные концепции развития философского знания в исторической перспективе.
  • Воспроизводить имена персоналий и владеть технической терминологией.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предметное самоопределение философии.
  • Основные разделы философского знания. Основные течения, концепции и понятия философии.
  • Становление историко-философской дисциплины и историко-философских методологий.
    В настоящем спецкурсе предлагается обсудить, как философия осмысляет саму себя, почему с появлением философии почти сразу появляется и историко-философская рефлексия. Курс включает пункты о становлении историко-философской дисциплины, начиная с классического периода античной философии до начала 19 века, когда благодаря усилиям Г.Ф.В. Гегеля история философия становится академической дисциплиной. Дополнительно предлагается рассмотреть современные историко-философские подходы - институциональный подход Ю.Шичалина и ментальный подход М.Фреде.
  • Как читать философский текст.
    На примере простого философского текста - в данном случае трактата Дж.Ст. Милля "О свободе" - отрабатываются базовые герменевтические навыки работы с текстом.
  • О природе философии как науки
  • Практика методов философского исследования.
  • Теория и практика написания курсовой работы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа не семинарах
    0,25 — посещение; 0,25 — активность на занятиях; 0,25 — экспресс-опросы на занятиях; 0,25 — итоговый диктант по основным понятиям и терминам.
  • неблокирующий Работа на семинарах (блок "Работа с текстом")
    Оценка складывается как среднее арифметическое за устную работу на семинарах и оценки за две мини-работы.
  • неблокирующий Работа на семинарах (блок "Историко-философские концепции")
    активность на семинарах и письменные задания
  • неблокирующий Работа на семинарах (блок "Философия как наука")
    Письменные ответы на вопросы и коллоквиум
  • неблокирующий Критическое эссе
  • неблокирующий Введение для КР
    Написать черновик Введения для своей курсовой 1 курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    Оценка за 1-2 модули = 0,4*(1 модуль) + 0,25*(2 модуль блок "Работа с текстом") + 0,35*(2 модуль блок "Историко-философские концепции"). Оценка за 3 модуль = 0,25*(блок "Философия как наука") + 0,45*(Критическое эссе) + 0,3*(Введение КР). Итоговая за курс = 0,5 * Оценка 1-2 модули + 0,5* Оценка 3 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аристотель, -.  Метафизика / Аристотель ; переводчик А. В. Кубицкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 241 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07009-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516637 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Метафизика, Аристотель, ., 1999
  • П.П. МОЖЕЙКО. (2008). Христианские Апологеты В Языческом Культурном Ареале (Заметки О Христианской Философии Эпохи Патристики На Примере Тертуллиана И Климента Александрийского). Вестник Полесского Государственного Университета. Серия Общественных и Гуманитарных Наук, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16468775
  • Сочинения Платона. Ч.2: ., Платон, ., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Проблема идеала в философии. Гегель и герменевтика, Ильенков, Э. В., 2014
  • Путь в философию. Антология, , 2001

Авторы

  • Ажимов Феликс Евгеньевич
  • Деци Андреа
  • Терехович Владислав Эрикович
  • Носов Дмитрий Михайлович
  • Макарова Ирина Владимировна
  • Кречетова Мария Юрьевна
  • Мавринский Илья Игоревич
  • Лечич Никола