• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Анализ аудитории

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Исследования аудитории и публики - важнейшие направления не только социальных исследований, но и эмпирического анализа, которым занимаются не только сами медиакомпании, но и широкий круг субъектов, решающих различные коммуникационные задачи (рекламодатели, рекламные агентства, субъекты деятельности по связям с общественностью). В основе анализа аудитории находятся медиаизмерения - количественные исследования, которые реализуются как посредством опросных методов, так и автоматизированных измерительных технологий. Также будут рассмотрены различные количественно-качественные (например, тесты медийных концепций, usability тесты, автоматизированные измерения реакции аудитории, исследования аудитории методом eye-tracking и др.) и качественные (глубинные интервью, фокус-группы) подходы к изучению аудитории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение основными положениями теории аудитории медиа.
  • Формирование комплексного понимания закономерностей поведения аудиторий традиционных и новых медиа, как общего характера, так и в частных проявлениях.
  • Ознакомление с основными методами исследования аудиторий медиа.
  • Овладение навыками анализа аудиторий в отраслевой практике, в том числе в контексте изучения медиарынков, в функционировании и развитии медиапредприятий, в редакционной деятельности, а также в рекламной деятельности и связях с общественностью.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в предметной области теоретических и индустриальных социальных исследований аудитории.
  • Использует основные методы измерения аудитории различных типов СМИ.
  • Проводит медиаметрический анализ.
  • Проводит исследования с использованием количественных методов анализа.
  • Проводит исследования с использованием качественных методов анализа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основы исследования аудитории медиа.
    Понятие аудитории в социальных науках, его история и этапы трансформации в XX-XXI вв. Близкие понятия: толпа, масса, публика. Основные направления академических исследований аудитории (audience studies).
  • Измерение аудитории СМИ.
    Измерение аудитории как количественное социальное исследование. Функции, пользователи и направления использования результатов измерения аудитории. Институциональный характер медиаизмерений. История измерения аудитории в мире и России. Базовые методы измерения аудитории: опрос и автоматизированная регистрация. Стандарты и мировые практики измерения аудитории. Современные тенденции развития систем измерения аудитории.
  • Медиаметрические показатели.
    Система показателей аудитории СМИ. Типология показателей аудитории СМИ - семейства технических, редакционных и рекламных показателей. Показатели аудитории печатных СМИ. Тиражи газет и журналов как технический показатель потенциальной аудитории. Редакционные показатели аудитории: AIR, Reach, Affinity Index. Показатели аудитории радиостанций. Технические показатели: охват населения вещанием радиостанции, проникновение радиостанции. Редакционные показатели аудитории: AQH, AQH Share, Reach, TSL, Conversion (Affinity) Index. Показатели аудитории телеканалов. Технические показатели: охват населения вещанием телеканала, проникновение телеканал. Редакционные показатели аудитории: объем аудитории; рейтинг телеканала; телепрограммы; доля аудитории телеканала, телепрограммы, охват аудитории телеканала (Reach), телепрограммы; среднее время телепросмотра; Affinity Index. Рекламные показатели телеканала: рейтинг рекламного спота, GRP, CPP, CPT, охват рекламной кампании с заданной частотой контакта. Показатели аудитории интернет-ресурсов. Проникновение интернета как технический показатель. Счетчики посещаемости сайтов: количество заходов на сайт (хит) и количество уникальных пользователей (хост). Проблема интерпретации показателей счетчиков. Параметры, получаемые через опросы и комбинированные методы измерения интернет-аудитории: охват аудитории (Reach) и Affinity Index.
  • Специальные (ad hoc) количественные исследования аудитории.
    Основные направления специальных количественных исследований аудитории в индустриальной практике. Исследования отношения аудитории к контенту (appreciation surveys). Тестирование медийных концепций. Анализ медиабрендов. Целевая аудитория и выборка количественного исследования. Составление инструментария количественного исследования аудитории. Методы сбора данных, организация и контроль проведения полевых работ. Анализ данных и представление результатов количественного исследования аудитории.
  • Качественные исследования аудитории.
    Основные методы качественных исследований аудитории: фокус-группы и глубинные интервью. Области применения качественных методов исследования аудитории в индустриальной практике. Программа и ключевые этапы качественного исследования аудитории. Гайд качественного исследования и его составление. Модерирование и интервьюирование – основные приемы и типичные ошибки. Анализ данных и представление результатов качественных исследований аудитории.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Домашняя работа 1
  • неблокирующий Домашняя работа 2
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Домашняя работа 1 + 0.1 * Домашняя работа 2 + 0.4 * Семинары + 0.25 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Индустрия рейтингов : введение в медиаметрию: учеб. пособие для вузов, Фомичева И. Д., 2004
  • Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров М. М., 2010
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко И. Ф., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова Е. Л., Иваницкий В. Л., 2009
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов В. А., 2012