• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
2020/2021

Создание точек роста в пострентной экономике: отраслевые, социальные и личностные стратегии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Школа финансов
Когда читается: 1-3 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Практикоориентированный междисциплинарный курс. Основан на синтезе понятийного аппарата теории отраслевых рынков, экономики и финансов фирмы, финансовых институтов, менеджмента, управления технологическим развитием, экономической антропологии, экономической социологии, психологии социального и экономического поведения. Посвящен практическим и теоретическим аспектам экономики знаний, предпосылкам ее возникновения в ходе эволюции экономических формаций и технологических укладов с точки зрения следующих проблем: • технологические предпосылки поэтапного снижения входных барьеров • отраслевая структура и экономика отраслей в традиционных экономических формациях • формирование отраслевой структуры экономики знаний • хозяйственный механизм постиндустриальной экономики, финансовой системы и денежного обращения • структура и участники технологической экосистемы в ключевых странах • конкурентные преимущества и недостатки России при различных формациях и в экономике знаний • организация социального и транзакционного взаимодействия при различных формациях и в экономике знаний • экономически значимые поведенческие установки различных человеческих сообществ и когнитивные архетипы, их преимущества и недостатки при различных формациях и в экономике знаний • структура и экономика города при различных формациях и в постиндустриальной экономике • системы корпоративного и публичного управления при различных формациях и в экономике знаний
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является овладение студентами практическими и теоретическими знаниями о характерных точках зарождения и хозяйственном механизме постиндустриальной экономики (экономики знаний), экономических и неэкономических признаках отдельного хозяйствующего субъекта этой формации, экономических и неэкономических отличиях этой формации от предшествующих и их типичных хозяйствующих субъектов, способах использования указанных точек в интересах развития экономики, общества, личности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать технологические предпосылки поэтапного снижения входных барьеров в ходе эволюции экономических формаций
  • Знать отраслевую структуру и общую характеристику экономики отраслей традиционных экономических формаций
  • Знать закономерности формирования отраслевой структуры экономики знаний
  • Знать характеристику хозяйственного механизма постиндустриальной экономики, финансовой системы и денежного обращения
  • Уметь формулировать междисциплинарные цепочки причинно-следственных связей, устанавливать точки стыковки экономических и неэкономических факторов при характеристике конкурентных преимуществ и недостатков хозяйствующих субъектов различных отраслей и типов, центров исследований и разработок, географических локаций и стран при всех экономических формациях и технологических укладах с акцентом на их перспективы в экономике знаний
  • Владеть навыками презентации конкурентных преимуществ и недостатков, места некоторого субъекта создания ценности – коммерческой или некоммерческой организации, отрасли, института, социальной страты, профессии, города, региона, страны и т.п. – в экономике знаний с раскрытием полной карты технологических, демографических, социально-поведенческих, институциональных факторов и человеческих ресурсов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Цели и задачи курса. Структура курса. Внутренние взаимосвязи различных тем. Рынок труда высококвалифицированных экономических/управленческих кадров. Экономика знаний как рынок спроса в противовес рынку предложения. Необходимые квалификации и навыки. Факторы личного успеха.
  • Совокупность неотделимых факторов, ограничивающих выбор модели роста, их структурные последствия для экономики России, безальтернативность перехода к экономике знаний
    Общая логика формирования национальных конкурентных преимуществ. Географическое положение (продовольствие, транспортные возможности, защищенность от угроз) – населенность (глубина рынка, формирование культуры и сознания) – институты (компетенции и характер взаимодействия акторов). Периодическая смена фаз краткой модернизации и затяжной архаизации как неизменный феномен динамики общественно-экономической формации в России. Необходимость точного определения ключевых факторов, предопределяющих возврат к регрессному движению, для разработки контура «нерентной» модернизации. Крайне низкая плотность населения как ключевой фактор сдерживания роста. Определение границы рынка. Характеристики отдельных региональных рынков на экономическом пространстве России. Ограниченная возможность загрузки транспортных мощностей, профиль логистических затрат. Инфраструктурная связанность территории. Демографическая картина как фактор доступности, стоимости и качества трудовых ресурсов. Отсутствие прибыльной модели хозяйствования на «длинном» сырьевом цикле. Дефицит долговременных источников доходности как фактор неинклюзивного отношения элиты к формированию условий экономической деятельности. Институциональные препятствия для экономического роста как следствие (а не причина) отсутствия у элиты стимулов к формированию инклюзивной среды. Репутация как основополагающий институт, отсутствие которого делает транзакционные издержки рыночного хозяйственного механизма запретительными. Повышение вертикального давления на экономику как плата за централизованный механизм неформального гарантирования рисков в отсутствие горизонтального доверия. Применение эрзац-методов и административного воздействия, консервирующего диспропорции, вместо формирования привлекательных условий хозяйствования. Законсервированные структурные отклонения на рынке труда. Необходимость поиска конкурентных преимуществ в условиях повышенного естественного фона затрат на следующих направлениях: • повышение глубины и самодостаточности фрагментированных рынков, центры которых соединены магистральной инфраструктурой, а внутреннее пространство фидерной; • производство продукта, являющегося предметом интеллектуальной собственности или виртуальной природы (не требующим транспортировки); • создание продукта уникального качества (прежде всего оборудования) с высокой маржой, оправдывающей высокие транспортные издержки, на предприятиях с невысокой численностью занятых; • углубление переработки минерального сырья в рамках производственно-портовых кластеров в прибрежной зоне. Концентрация количества и качества человеческих ресурсов в условиях дефицита компетенций и низкой плотности населения – необходимая предпосылка для трех из четырех указанных направлений. Принципы формирования человеческого капитала. Необходимость концентрации очагов роста вокруг городских агломераций-«миллионников» с целью локализации рынков достаточной глубины.
  • Обсуждение темы занятия 2
    Представляет собой раунд вопросов и ответов по теме занятия 2, а также форму контроля знаний в виде дискуссии в свободной форме с преподавателем и другими студентами, в ходе которой студент должен высказать и обосновать свое суждение о конкурентоспособности России, отдельных регионов или отраслей в своей референтной группе по какому-либо типу затрат или продукта.
  • Типы взаимодействия в человеческих сообществах и их трансформация как ключевой фактор экономического роста
    Соотношение вклада собственно экономических условий и культурно-поведенческих установок в экономический рост. Обусловленность модели роста неэкономическими факторами, результирующая которых – характер сложившихся человеческих сообществ и преобладающего типа экономического взаимодействия людей в рамках таких сообществ, их ценностные установки, общественно одобряемые и порицаемые типы поведения. Выделение двух полярных типов межличностного взаимодействия в рамках товарно-денежных отношений, антитеза архаических и модернистских сообществ. Характеристика укладов в зависимости от источников происхождения, отношения к семье, обществу, образованию, идеологии, информации, коллективному действию, власти, собственности, труду, успеху, потреблению, накоплению, инвестированию. Примеры сообществ. Взаимодействие и трансформация укладов.
  • Зависимость моделей экономического роста глобальных лидеров от сложившихся типов сообществ
    Природные, географические, исторические и культурные причины формирования различных типов поведенческих установок в основных центрах экономического роста в мире. Характеристика моделей и точек экономического роста в указанных центрах в зависимости от превалирующих типов установок, характерных типов отклика на инструменты макроэкономического регулирования, типов научных и технологических экосистем: • Европа, специфические особенности Средиземноморья, Великобритании, Северной и Восточной Европы; • США и другие англо-саксонские страны Нового света; • специфические особенности Латинской Америки, Южной Кореи, Японии, Китая, Индии, Ближнего Востока.
  • Типичные для России экономически значимые социальные уклады
    Подробная характеристика социально-экономических формаций и укорененных типов сообществ с точки зрения их экономически значимых поведенческих установок, способов организации транзакционного взаимодействия и технологических экосистем по значимым макрорегионам: • Петербург и северо-запад; • Москва, Центральная Россия; • Урал и Сибирь; • прочие уклады. Историческое противоборство и взаимодействие укладов с точки зрения извлечения и распределения стоимости. Смешение укладов в советский и постсоветский периоды. Урбанизация как необратимый фактор модернизации. Особенности сложившегося в итоге эволюции укладов хозяйственного механизма. Рынок труда и типа распределения как точка бифуркации укладов. Экономическое поведение элиты.
  • Влияние сознания, культуры и религии на экономическое поведение
    Экономические институты в ландшафте эпохи Возрождения. Биржи-реалто как социальный феномен. Банки, бухгалтерская запись, профессиональные цеха. Математика, астрономия, медицина. Крупнейшие географические открытия. Романтизм и модерн через призму промышленной революции. Созревание предпосылок мировых войн: экономико-культурные параллели. Прорыв и лидерство России в европейской культуре. XX век как начало глобализации. Постмодернизм как послевоенный баланс: совершенство технологии и проблема лидерства. Религия и поведенческие установки: что первично? Проявления одних и тех же религиозных конфессий в рамках различных социально-экономических формаций. Французское просвещение как источник секуляристского мейнстрима. Структура сознания и способности мозга. Противоречие между креативными и организаторскими способностями человека.
  • Обсуждение тем занятий 4 – 7
    Представляет собой раунд вопросов и ответов по темам занятий 4 – 7, а также форму контроля знаний в виде дискуссии в свободной форме с преподавателем и другими студентами, в ходе которой студент должен привести знакомые ему социальные уклады и экономически значимые общности людей, проанализировать их по ряду признаков на предмет отнесения к определенному типу сообщества с точки зрения поведенческих установок и факторы генезиса, а также характер отклика на различные типы экономических вызовов, предложенных самим студентом и преподавателем.
  • Технологическая экосистема и распределенные цепочки кооперации как наиболее совершенный из известных типов сообществ, объединенных созданием стоимости
    Исследовательский университет как центр технологической экосистемы. Горизонтальный информационный обмен как обязательное условие эффективного трансфера технологий. Жизненный цикл технологии, характеристика этапов. Разница между исследованиями и разработками. Интеллектуальная собственность, опытный образец продукта, серийное производство. Институты – субъекты трансфера технологии в ходе ее жизненного цикла. Университетская лаборатория, стартап, исследовательская технологическая компания, развитая технологическая корпорация, аспиранты. Инструменты и институты финансирования каждого из этапов жизненного цикла технологии. Типы венчурных фондов и инструментов венчурного финансирования от нефинансовых институтов. Операционная модель исследовательского университета. Операционные и капитальные затраты, роль эндаумента. Структура исследовательской лаборатории, ключевая роль профессора. Докторанты в лаборатории как персонифицированные носители-фасилитаторы трансфера технологии в ходе ее жизненного цикла. Структура центров компетенций развитой технологической корпорации. Ключевые и необязательные для формирования стоимости звенья. Роль государства в развитии технологической экосистемы. Основные параметры расходов на НИОКР в странах-лидерах. Особенности специфических исследовательских институтов и экономики НИОКР в США, Израиле, Германии. Элементы и центры тяготения потенциальных технологических экосистем в России, преимущества и недостатки существующих институтов. Отраслевые особенности создания стоимости и задействованных институтов при коротком и длинном жизненном цикле технологии на примере соответственно информационных технологий и фармацевтики.
  • Догоняющее и опережающее развитие: технологический уклад и модель общественной организации
    Антитеза субтрактивной и аддитивной технологии, индустриального и постиндустриального уклада, массового и распределенного производства. Понятия модернизации и инновации. Индустриальная экономика как результат концентрации капитала для целей экономии на масштабе в условиях господства субтрактивных промышленных технологий. Национальное государство как реплика абсолютистской традиции в условиях индустриального уклада. Модернизация в соответствии с лучшими образцами: когда она уместна? Догоняющее развитие как спутник индустриального уклада и массового производства. Последовательность заимствования технологий и компетенций в промышленности. Творческие навыки как обязательная предпосылка инновационного развития. Опережающий рост как спутник постиндустриального уклада. Мелкосерийное и кастомизированное производство на смену массовому. Аддитивные технологии как инструмент стандартизации средств производства (оборудования), снижения капитального барьера входа на рынок и перетока промышленного производства в сферу услуг и сферу потребления. Распределенное промышленное производство и «ренессанс» ручных ремесел. Распределенная генерация как магистральное направление развития возобновляемых источников энергии. Постиндустриальная экономика и «распределенное» государство: расслоение национального государства на местное и транс-/наднациональное. Государство будущего как реплика Возрождения. Возможна ли модель технологической (в противовес сырьевой) рентной экономики? Качественный рост против количественного в условиях технологической ренты, нормативный нулевой рост. Проблема занятости, стоимости денег и доходов (в т.ч. «гражданского дохода»). Трансформация потребления и накопления, институциональная революция и переосмысление государства в условиях экономики, основанной на технологической ренте. «Нулевой» рост и «нулевые» процентные ставки как аномалия для индустриальной экономики и норма для постиндустриальной. Расслоение двух типов экономики, разный способ оценки экономического роста и стоимости компаний. Коммерческая и некоммерческая деятельность: где возможно стирание граней под влиянием «нулевых» процентных ставок? Трансформация собственности и управления в мире «нулевых» процентных ставок. Режим «несобственности». Человеческий капитал как единственный тип капитала, инвестиции в который могут осуществляться за счет потребления, а не накопления. Финансовый сектор в условиях «нулевых» процентных ставок. Снижение барьеров входа и стоимости привлечения капитала в условиях технологии блокчейна. Кризис институтов процентного дохода и финансового инвестора в условиях снижения дефицитности финансовых ресурсов. Смещение кривой сравнительной оценки компаний в зависимости от участия в экономике знаний и кривой доходности для финансового инвестора в зависимости от уровня специальных компетенций (smart money). Вытеснение капитала без компетенций в область повышенного аппетита на риск, в т.ч. с развитых рынков на развивающиеся. Смещение кривой доходности вниз как причина отрицательной «наследственной» (аристократической) ренты. Изменение типа отклика на стандартные приемы макроэкономической политики в условиях экономики знаний.
  • Город как площадка постиндустриальной экономики и общества
    Подходы к пониманию структуры городской экономики. Современный город как наиболее экономически эффективная форма организации хозяйства. Эффективность отраслевого и пространственного планирования города как фактор расширения ареала агломерации. Зависимость ареала агломерации от уровня развития транспортных технологий. Централизованный и распределенный сервис в отраслях городского хозяйства. Изменение характера местного самоуправления в зависимости от типа городских технологий. Современный российский город как прообраз технологической экосистемы: сильные и слабые стороны. Социальная организация города как ключевой фактор эффективности взаимодействия хозяйствующих субъектов.
  • Брейнсторминг по технологическим экосистемам
    Представляет собой форму контроля знаний, приравненную к экзамену, в виде презентаций отдельных студентов или студенческих команд не более чем по 8 человек, каждая длительностью до 15 минут, в ходе которых они выявляют в выбранном ими городе или отрасли экономики России потенциальные элементы технологической экосистемы, характеризуют ее преимущества и недостатки, существующие и недостающие институты, предлагают комплекс проектов по их развитию и взаимоувязке в цепочку кооперации. После презентации команды адресуют друг другу вопросы. Студенты и команды могут по договоренности друг с другом выбрать одну и ту же площадку для экосистемы, но разработать ее различные элементы. Преподаватель по своему выбору также может адресовать студентам и командам дополнительные вопросы. Команда оценивается коллективно путем выставления одинаковой оценки всем ее участникам.
  • Многозвенное машиностроение как сложная форма научно-производственной кооперации
    Особенности создания стоимости в авиастроении/судостроении и оборонно-промышленном комплексе. Создание систем и агрегатов, создание готового изделия. Включение в кооперацию смежных отраслей, малого бизнеса. Особенности отраслевых технологических экосистем, их межотраслевое значение. Специфика распределенных цепочек кооперации, институт головной организации и генерального конструктора. Типы современных инженерных специализаций. Мультипликативный эффект государственных расходов. Частно-государственное партнерство. Проблема приватизации применительно к оборонно-промышленному комплексу.
  • Симпозиум по технологической экспертизе
    Представляет собой форму контроля знаний, приравненную к экзамену, в виде презентаций отдельных студентов или студенческих команд по 3 – 4 человека, каждое длительностью до 10 минут, в ходе которых они должны выбрать технологию и составить карту кооперации существующих институтов различного типа для получения критической массы компетенций для доработки такой технологии до стадии опытного образца. Студенты и команды должны предложить коммерческую стратегию удержания прав на технологию и вариантов ее капитализации или запуска продукта в серийное производство. Обязательной является демонстрация понимания коммерчески значимых технологических особенностей предмета презентации. На высшую оценку могут претендовать лишь члены команд, дополнительно привлекших в свой состав одного участника из числа студентов технических и естественно-научных специальностей НИУ ВШЭ или других вузов и продемонстрировавшие навык обмена информацией в смешанной группе. После выступления преподаватель по своему выбору адресует студентам и командам дополнительные вопросы. Команда оценивается коллективно путем выставления одинаковой оценки всем ее участникам.
  • Симпозиум по технологической экспертизе
    Представляет собой форму контроля знаний, приравненную к экзамену, в виде презентаций отдельных студентов или студенческих команд по 3 – 4 человека, каждое длительностью до 10 минут, в ходе которых они должны выбрать технологию и составить карту кооперации существующих институтов различного типа для получения критической массы компетенций для доработки такой технологии до стадии опытного образца. Студенты и команды должны предложить коммерческую стратегию удержания прав на технологию и вариантов ее капитализации или запуска продукта в серийное производство. Обязательной является демонстрация понимания коммерчески значимых технологических особенностей предмета презентации. На высшую оценку могут претендовать лишь члены команд, дополнительно привлекших в свой состав одного участника из числа студентов технических и естественно-научных специальностей НИУ ВШЭ или других вузов и продемонстрировавшие навык обмена информацией в смешанной группе. После выступления преподаватель по своему выбору адресует студентам и командам дополнительные вопросы. Команда оценивается коллективно путем выставления одинаковой оценки всем ее участникам.
  • Модель преобразования капитальных затрат в операционные как фактор снижения входного барьера на рынок и эгалитарности потребления. Бренд как инструмент глобализации потребительского рынка
    Дороговизна единицы готового изделия, созданного в ходе длинного операционного цикла, необходимость ограничения рисков производителя на примере авиастроительной отрасли. Сравнительная дешевизна единицы продукта и короткий операционный цикл в отрасли авиаперевозок, где использование капитала для целей технического оснащения привело бы к возникновению непреодолимых барьеров входа на рынок и недоступности перевозок. Лизинговая компания как трансформаторный узел несовместимых по целям бизнес-моделей авиастроения и авиаперевозок. Феномен трансформации капитальных затрат в операционные в сфере b2b. Значение экономических категорий амортизации и процентной ставки для понимания модели трансформации. «Уберизация» как продолжение феномена трансформации в сфере b2c. Эгалитарный тип потребления. Смешение потребительского профиля различных социальных страт. Жилищно-коммунальный комплекс как площадка для модели трансформации. Трансформация как шанс на сохранение строительной отрасли в условиях отсутствия рентных источников спроса и становление сектора управления жилищно-коммунальными услугами. Феномен малого бизнеса как локального. Глобальный бренд как инструмент устранения ограничения емкости рынка для локального производителя. Эффект экономии на масштабе. Роль страновых рынков в структуре товаропроводящей сети глобальной монобрендовой корпорации. Логистическая платформа как ключевой элемент создания стоимости. Различия специфики центров компетенций и формирования стоимости монобрендовой и мультибрендовой корпораций. Специфика создания стоимости в онлайн- и офлайн-торговле.
  • Симпозиум по отраслям b2c
    Представляет собой форму контроля знаний, приравненную к экзамену, в виде презентаций отдельных студентов и студенческих команд не более чем по 6 человек, каждое длительностью до 15 минут, в ходе которых они представить и защитить точки роста экономики России в отраслях b2c с подробной характеристикой бизнес-модели и конкурентных преимуществ по сравнению с существующими. После выступления преподаватель по своему выбору адресует студентам и командам дополнительные вопросы. Команда оценивается коллективно путем выставления одинаковой оценки всем ее участникам.
  • Создание стоимости в энергетическом секторе в условиях депрессивной ценовой конъюнктуры
    Закономерности ценообразования на сырьевых рынках. Соотношение структурных и монетарных факторов. Эффект наложения сырьевых и монетарных циклов. Портфельный принцип управления запасами. Жизненный цикл запасов. Роль компаний «второго эшелона» в устойчивом развитии. Нефтегазоносная провинция. Технологические закономерности извлечения запасов и последствия пренебрежения ими. Хозяйственный механизм освоения новых запасов. Проблема углубления переработки углеводородных ресурсов в России и оптимизации путей доставки. Природа «сланцевой революции». Альтернативная энергетика: где ее применение уместно?
  • Транспорт, инфраструктура и интеграционные проекты вокруг России
    Иерархия публичного управления (местный – национальный – наднациональный) в зависимости от потребностей кооперации хозяйствующих субъектов. Транспортно-логистическая и интеграционная стратегия Китая. Пояс Шелкового Пути. Интеграционные институты в рамках объединений с участием Китая. Как оптимально и выгодно связать внутреннее экономическое пространство России? Магистральная и фидерная инфраструктура как фактор конкурентоспособности и увеличения глубины рынка. Соотношение авиационного и железнодорожного пассажирского сообщения. Инструменты и институты инфраструктурного развития.
  • Семинарские занятия по особенностям создания стоимости в различных отраслях
    2 занятия по запросам студентов по бизнес-моделям различных отраслей как потенциальных точек роста в экономике России. В рамках занятий, в том числе, предлагается рассмотреть в качестве отраслей экономики в т.ч. здравоохранение и образование.
  • Семинарские занятия по особенностям создания стоимости в различных отраслях
    2 занятия по запросам студентов по бизнес-моделям различных отраслей как потенциальных точек роста в экономике России. В рамках занятий, в том числе, предлагается рассмотреть в качестве отраслей экономики в т.ч. здравоохранение и образование.
  • Семинар по организационному развитию
    Организационная структура как способ достижения целей, ведущих к созданию стоимости. Бизнес-единица как первичное звено структуры, ориентированной на создание стоимости. Создание сообщества с искомыми поведенческими установками при помощи организационного планирования. Реструктуризация предприятия индустриального типа как способ создания стоимости.
  • Реформы и управление реформами
    Вычленение и сегрегация желательного и нежелательного укладов как ключевая сложность и условие успешности реформы. Структура федерации как ключевой механизм консервации архаических установок. Место городов в реформировании федерации. Дифференциация подходов к системам публичного управлении на густонаселенных и малонаселенных территориях. «Измельчание» местного самоуправления. Межбюджетные отношения как механизм раскрепощения экономического потенциала городов как центров постиндустриальной экономики и запуска процесса деархаизации внутриобластных периферий как сферы распространения индустриального и аграрного укладов. Система пенсионного обеспечения как ключевое долгосрочное обременение экономики. Источники, инструменты и институты пенсионного обеспечения. Мобилизация сбережений населения и механизм их трансформации в источник долгосрочных инвестиций. Прямое распределение налогов налогоплательщиками: когда такой подход уместен?
  • Обсуждение темы занятия 24 и курса в целом
    Представляет собой раунд вопросов и ответов, а также дискуссию в свободной форме по теме занятия 24, прочим вопросам по итогам курса, а также в связи с подготовкой к итоговому симпозиуму.
  • Итоговый симпозиум
    Представляет собой форму контроля знаний, приравненную к экзамену, в виде студенческих докладов, каждый на 20 минут, по любой теме в рамках курса, согласованной с преподавателем.
  • Итоговый симпозиум
    Представляет собой форму контроля знаний, приравненную к экзамену, в виде студенческих докладов, каждый на 20 минут, по любой теме в рамках курса, согласованной с преподавателем.
  • Интервью с преподавателем
    Представляет собой форму контроля знаний в виде личного интервью с преподавателем с вопросами из аудитории в свободной форме для студентов, желающих повысить итоговый балл.
  • Закрытое собеседование
    Закрытое собеседование с преподавателем с рекомендациями по личностному росту для 10 студентов, получивших высшие баллы по итогам курса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Любая из форм контроля, приравненных к экзамену
  • неблокирующий Общая аудиторная активность в течение первой части курса
    в виде высказанных суждений, вопросов и ответов
  • неблокирующий Общая аудиторная активность в течение второй части курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Любая из форм контроля, приравненных к экзамену + 0.4 * Общая аудиторная активность в течение второй части курса + 0.4 * Общая аудиторная активность в течение первой части курса
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Трошина А.А, Усманова З.Р. - Точки роста для прорыва в пятерку - Русайнс - 2019 - 297с. - ISBN: 978-5-4365-3725-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933639

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сухарев О.С. - Экономический рост, институты и технологии - Издательство "Финансы и статистика" - 2015 - 464с. - ISBN: 978-5-279-03568-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91209