• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Cogiteamus: Основы критического мышления

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Каменских Алексей Александрович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Пожалуй, всем известно слово «софизм». Это формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение. Мы часто чувствуем, что наш оппонент именно софизмами и пытается нас опровергнуть. Но не всегда получается объяснить, где именно софизм спрятан и, главное, как его опровергнуть. Подмена понятий, «троянский конь», «соломенный человечек», генетический аргумент, различные формы апелляции к эмоциям и т.д. – в нашем курсе мы разберём наиболее часто встречающиеся приёмы некорректной аргументации, лежащей в основе манипулятивных софистических подмен или случайных логических ошибок. Поупражняемся в таком способе мышления, который позволяет выявлять и оценивать корректность логических структур. Опробуем набор основных инструментов критического мышления и рассмотрим основные приёмы выявления софизмов и других манипулятивных техник. Всё это не так сложно, как кажется с первого взгляда, хоть и не так просто, как представляется с позиции афоризмов житейской мудрости. Зато слушатели курса научатся видеть схемы, лежащие в основании некорректных приёмов аргументации, смогут различать их в текстах СМИ, речах политиков, в выступлениях собственных коллег или оппонентов. И, что более важно, овладеют принципами корректного рационального мышления. Цель: Дать слушателям представление об основных формах и приёмах рационального познания, сформировать практические навыки обнаружения основных типов логических ошибок и софистических подмен, встречающихся в областях профессиональной деятельности. Курс рассчитан на магистров факультетов экономики, менеджмента и бизнеса НИУ ВШЭ-Пермь, социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ-Пермь.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать слушателям представление об основных формах и приёмах рационального познания, сформировать практические навыки обнаружения основных типов логических ошибок и софистических подмен, встречающихся в областях профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление об основных характеристиках критического мышления.
  • Использует навыки критической рефлексии при анализе моделей интерпретации эмпирических данных.
  • Владеет концептуальным материалом современной научной индукции, техниками построения и верификации гипотез
  • Владеет теорией и практикой дедуктивных умозаключений, техникой анализа энтимем и соритов
  • Владеет техникой анализа понятий и корректных определений
  • Ориентируется во многообразии способов аргументации, различает корректные и некорректные приёмы аргументации; способен выявить формальные и содержательные ошибки в аргументации, противостоять манипулятивным приемам
  • Способен осуществлять методологическую рефлексию над основаниями своих мыслительных операций, оценивать степень убедительности тех или иных аргументов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Что такое критическое мышление?
    Критическое мышление: цели, особенности, основные характеристики. Три главных компонента КМ: теории, практики, установки. Различные подходы к определению КМ. Роль КМ в построении современной рациональной картины мира. Связь КМ с логикой, риторикой, теорией аргументации, когнитивной психологией, теорией принятия решений. Познание, его виды и уровни. Знание как истинное обоснованное мнение. Проблема Гетье. «Трилемма Мюнхгаузена». Прагматика познания: методы закрепления верований по Пирсу. Карта и территория. Когнитивные искажения. Восприятие, типизация, предвосхищение. Конформизм восприятия. Установки. Фрейминг. Якорение и калибровка. Прайминг и контаминация. Ложные воспоминания и криптомнезия.
  • Раздел 2. Техника корректной аргументации: анализ оснований
    Аргументация, ее цели и субъекты. Состав и структура аргументации. Виды аргументов. Модель аргументации по Тулмину: тезис, данные, основания, поддержки, квалификаторы, оговорки. Понятие аргументативного поля. Формальные и процедурные аспекты успешной аргументации. Обоснование и объяснение. Доказательства и свидетельства, примеры и иллюстрации. Легитимные и нелегитимные способы аргументации. Стратегия и тактика спора.
  • Раздел 3. Основные ошибки и некорректные приёмы в аргументации
    Распространенные неформальные ошибки и уловки в аргументации (fallacies). Вырывание из контекста, неоправданное акцентирование (просодия), необоснованное объединение/разделение, ошибка «соломенного пугала» (Straw Man Fallacy), необоснованный аргумент к авторитету (Argumentum ad Verecundiam), аргумент от ошибочности обоснования (Argumentum ad Logicam), предвосхищение основания (Petitio Principii), аргумент «до тошноты» ( ), «палочный аргумент» (Argumentum ad Baculum), аргумент к последствиям (Argumentum ad Consequentiam), аргумент к человеку (Argumentum ad Hominem), ошибка «плохой компании» (Bad Company Fallacy), аргумент континуума (Slippery Slope), ложная дилемма, ошибка поверхностной этимологии (Etymological Fallacy), отступление от сути дела (Straw Man Fallacy, Red Herring Fallacy), необоснованное оправдание (Two Wrongs Make a Right), подмена действительного желаемым (Wishful Thinking) и др.
  • Раздел 4. Работа с понятиями и определениями
    Понятие как форма мысли. Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения. Виды понятий (по объему, содержанию и типу элементов объема). Булевы операции над объемами понятий. Отношения между понятиями. Диаграммы Венна. Деление: правила и основные ошибки. Категоризация и познание: теория прототипов. Концептуализация и языковые фреймы. Определение и приемы, сходные с ним. Состав и структура определения. Явные и неявные определения. Квалифицирующие, генетические, операциональные и целевые определения. Контекстуальные и неконтекстуальные определения. Реальные и номинальные определения. Формальная корректность и прагматическая ценность определений. Существуют ли границы определимости?
  • Раздел 5. Логический квадрат и основы силлогистики. Что такое энтимемы и где они обитают?
    Базовые логические понятия. Формы рационального познания: понятие, суждение, теория. Приемы рационального познания: рассуждение, объяснение, определение, классификация и др. Логическая форма мысли. Логическая истинность и логическая ложность высказываний. Понятие логического закона. Проблема универсальности логических законов. Логическое следование как критерий правильности дедуктивных умозаключений. Разновидности недедуктивного следования. Специфика не-дедедуктивных рассуждений. Дедуктивно-номологическая модель. Выразительные и дедуктивные возможности формальных теорий. Индуктивно-статистическая модель. Проблемы и парадоксы индуктивного следования (парадокс Гемпеля, парадокс Гудмена). Основные виды индуктивных умозаключений. Репрезентативность и надежность. Умозаключения по аналогии. Гипотетикодедуктивная модель. Основные признаки научных гипотез. Верификация и фальсификация. Научное объяснение и предсказание. Абдукция. Распространенные ошибки в не-дедуктивных рассуждениях: чрезмерное обобщение, ошибка доступности, нерепрезентативный пример, необоснованное отклонение контрпримера (No True Scotsman Fallacy), слабая аналогия, круг в аналогии. Проблема демаркации научного знания. Основные признаки псевдонаучных рассуждений.
  • Раздел 6. От фактов к гипотезам: основы научной индукции. Методы оценки достоверности гипотез
    Виды вероятностей. Совместная вероятность. Условная вероятность. Априорная и апостериорная вероятность. Пересмотр мнений и кондиционализация. Теорема Байеса. «Ловушка» Байеса и верифицируемость/фальсифицируемость гипотез. Действие, полезность и субъективная вероятность. Понятие ожидания. Рациональность как максимизация полезности. Основные ошибки вероятностных рассуждений: «ошибка базовой ставки», «ошибка конъюнкции», «ошибка игрока», «ошибка горячей руки», «ошибка множественного сравнения». Использование статистики и возможные ошибки, возникающие при этом. Проблема «среднего значения». Точность и репрезентативность статистики. Парадокс Симпсона.
  • Раздел 7. Научное объяснение и предсказание. Каузальное объяснение и опасности ложной генерализации
    Причина как необходимое и достаточное условие. Проблема сверх-детерминированости. Формальные и динамические причины. Простые и сложные причины. Теория регулярностей. Методы установления причинных зависимостей. Причинность и корреляция. Контрфактический анализ причинных связей. Типичные ошибки при установлении причинных связей: «post hoc ergo propter hoc», «регресс к среднему», ошибка «техасского снайпера».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Дискуссии и выступления на семинарах
  • неблокирующий Самостоятельная работа: доклад на заданную тему
  • блокирует часть оценки/расчета Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Дискуссии и выступления на семинарах + 0.4 * Письменный экзамен + 0.1 * Самостоятельная работа: доклад на заданную тему + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни: Учебное пособие / Гарднер Г. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 168 с.: ISBN 978-5-9614-5263-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914654
  • Основы логики : учебник / В.А. Бочаров, В.И. Маркин. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 334 с. — (Классический университетский учебник). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002069

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Учебное пособие / О'Коннор Д., Макдермотт И., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 256 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5289-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913068