2021/2022
Технологии манипулирования сознанием и поведением людей: выявление, анализ, противодействие
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Институт медиа
Когда читается:
4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Дзялошинский Иосиф Михайлович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
В настоящее время человечество в целом и каждый индивид в отдельности живут в условиях непрерывного и достаточно болезненного трансформационного процесса, включающего в себя информатизацию (в т.ч. медиатизацию), глобализацию, цифровизацию. В рамках этого процесса увеличивается объем возможностей оказывать различные виды воздействия (далеко не всегда позитивного) на сознание и поведение людей, в том числе с использованием современных информационных технологий воздействия, часть которых с трудом поддается распознаванию. Таким образом, люди нередко оказываются во власти манипуляторов, стремящихся использовать их в своих (отнюдь не благовидных) целях. Учебная дисциплина «Технологии манипулирования сознанием и поведением людей: выявление, анализ, противодействие» предназначена для обучения студентов основам выявления и анализа манипулятивных технологий, используемых как в межличностных отношениях, так и в сфере медиа, а также способам противодействия им.
Цель освоения дисциплины
- Познакомиться с основными понятиями в сфере коммуникативного воздействия, используемые в лингвистике, психологии, социологии.
- Изучить основные теории и концепции в лингвистике, психологии, социологии, связанные с исследованием коммуникативного воздействия и манипулирования.
- Усвоить систему языковых (речевых) средств и социально-психологических инструментов коммуникативного воздействия и их манипулятивный потенциал.
- Научиться интерпретировать и аргументировать использование приемов коммуникативного воздействия с использованием понятий лингвистики, психологии, социологии.
Планируемые результаты обучения
- владеет практическими навыками использования речевых и неречевых ресурсов, социально-психологических инструментов в ситуациях коммуникативного воздействия;
- выделяет в медийном массиве тексты с манипулятивным потенциалом;
- выявляет на практических примерах разницу между влиянием и воздействием;
- имеет системные представления о технологиях коммуникативного воздействия и их воздействующем потенциале;
- определяет типы ресурсов и технологий, использованных в конкретных актах воздействия;
- определяет, какие приемы защиты от манипулятивного воздействия целесообразно использовать в конкретных ситуациях;
- ответственно подходит к использованию конкретных приемов и механизмов воздействия в ходе реализации практической деятельности;
- различает манипулятивную и неманипулятивную увещевательную коммуникации;
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Социальные, социально-психологические и психологические факторы использования различных форм воздействия на сознание и поведение человека.
- Тема 2. Борьба за контроль над ресурсами – движущая сила развития общества?
- Тема 3. Вербальные, визуальные, имиджевые ресурсы воздействия.
- Тема 4. Символы и среда как ресурсы воздействия.
- Тема 5. Убеждающие и диалогические технологии воздействия.
- Тема 6. Технологии эмоционального вовлечения.
- Тема 7. Технологии скрытого управления сознанием и поведением.
- Тема 8. Защита от манипуляции.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.2 * Активность + 0.5 * Экзамен + 0.3 * Контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Лозовский, Б. Н. Манипулятивные технологии управления средствами массовой информации [Электронный ресурс] / Б. Н. Лозовский. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. - 212 с. - ISBN 978-5-7996-0395-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/370929
Рекомендуемая дополнительная литература
- Игры, в которые играют люди : психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игр..., Берн, Э., 2001
- Как манипулировать журналистами, Назайкин, А. Н., 2004