• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Технологии манипулирования сознанием и поведением людей: выявление, анализ, противодействие

Статус: Маго-лего
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Дзялошинский Иосиф Михайлович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

В настоящее время человечество в целом и каждый индивид в отдельности живут в условиях непрерывного и достаточно болезненного трансформационного процесса, включающего в себя информатизацию (в т.ч. медиатизацию), глобализацию, цифровизацию. В рамках этого процесса увеличивается объем возможностей оказывать различные виды воздействия (далеко не всегда позитивного) на сознание и поведение людей, в том числе с использованием современных информационных технологий воздействия, часть которых с трудом поддается распознаванию. Таким образом, люди нередко оказываются во власти манипуляторов, стремящихся использовать их в своих (отнюдь не благовидных) целях. Учебная дисциплина «Технологии манипулирования сознанием и поведением людей: выявление, анализ, противодействие» предназначена для обучения студентов основам выявления и анализа манипулятивных технологий, используемых как в межличностных отношениях, так и в сфере медиа, а также способам противодействия им.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомиться с основными понятиями в сфере коммуникативного воздействия, используемые в лингвистике, психологии, социологии.
  • Изучить основные теории и концепции в лингвистике, психологии, социологии, связанные с исследованием коммуникативного воздействия и манипулирования.
  • Усвоить систему языковых (речевых) средств и социально-психологических инструментов коммуникативного воздействия и их манипулятивный потенциал.
  • Научиться интерпретировать и аргументировать использование приемов коммуникативного воздействия с использованием понятий лингвистики, психологии, социологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет практическими навыками использования речевых и неречевых ресурсов, социально-психологических инструментов в ситуациях коммуникативного воздействия;
  • выделяет в медийном массиве тексты с манипулятивным потенциалом;
  • выявляет на практических примерах разницу между влиянием и воздействием;
  • имеет системные представления о технологиях коммуникативного воздействия и их воздействующем потенциале;
  • определяет типы ресурсов и технологий, использованных в конкретных актах воздействия;
  • определяет, какие приемы защиты от манипулятивного воздействия целесообразно использовать в конкретных ситуациях;
  • ответственно подходит к использованию конкретных приемов и механизмов воздействия в ходе реализации практической деятельности;
  • различает манипулятивную и неманипулятивную увещевательную коммуникации;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Социальные, социально-психологические и психологические факторы использования различных форм воздействия на сознание и поведение человека.
  • Тема 2. Борьба за контроль над ресурсами – движущая сила развития общества?
  • Тема 3. Вербальные, визуальные, имиджевые ресурсы воздействия.
  • Тема 4. Символы и среда как ресурсы воздействия.
  • Тема 5. Убеждающие и диалогические технологии воздействия.
  • Тема 6. Технологии эмоционального вовлечения.
  • Тема 7. Технологии скрытого управления сознанием и поведением.
  • Тема 8. Защита от манипуляции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Активность + 0.5 * Экзамен + 0.3 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лозовский, Б. Н. Манипулятивные технологии управления средствами массовой информации [Электронный ресурс] / Б. Н. Лозовский. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. - 212 с. - ISBN 978-5-7996-0395-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/370929

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Игры, в которые играют люди : психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игр..., Берн, Э., 2001
  • Как манипулировать журналистами, Назайкин, А. Н., 2004