• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню
Магистратура 2021/2022

Современный русский язык с точки зрения методики его преподавания иностранцам (фонетика, морфология, синтаксис, семантика)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс продолжает курс с тем же названием, читающийся на первом году обучения, и посвящен особенностям русского языка у стандартных говорящих и у людей, унаследовавших его от родителей, но живущих вне языковой среды - эритажных носителей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В курсе изучается грамматика и стилистика стандартного русского языка и эритажного языка, а также особенности обучения эритажных носителей в смешанной группе.
  • Данный курс представляет собой первую часть читающейся на первом и втором году обучения дисциплины, посвященной современному русскому языку с точки зрения методики его преподавания иностранцам. На первом году обучения рассматриваются фонетика, семантика, морфология и основные морфосинтаксические явления русского языка.
  • Курс не является вводным и требует знания основных лингвистических терминов, понятий и теорий, рассматривавшихся в курсах "Введение в лингвистику", "Формальное представление естественного языка", "Функциональные модели естественного языка".
  • Пререквизитом курса является одноименный курс, читавшийся на первом году обучения.
  • В курсе рассматриваются основные вопросы русской фонетики, семантики и грамматики, вызывающие трудности у начинающих преподавателей РКИ. Курс подготовит слушателей к продуктивной работе в иностранной аудитории.
  • Прослушав данный курс, студенты научатся успешно обучать русскому языку иностранцев, а также его эритажных носителей: двуязычных детей и взрослых - как в смешанной, так и в несмешанной группе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Используют основные принципы активного интегрального описания языка в преподавании конкретных грамматических тем иностранцам.
  • Могут воспроизвести основные идеи московской семантической школы.
  • Могут воспроизвести основные принципы интегрального описания языка, активного описания языка.
  • Могут дать определение основных грамматических терминов.
  • Могут дать толкование лексической единицы L, используя принципы Московской семантической школы.
  • Могут использовать основные идеи Московской семантической школы при объяснении иностранному студенту значения произвольной единицы русского языка.
  • Могут объяснить причину фонетической трудности Х для носителя языка Y.
  • Могут проинтерпретировать возможные причины грамматических ошибок иностранных студентов.
  • Могут прочитать и написать транскрипцию русского текста
  • Могут сформулировать правила употребления грамматических единиц в формате "если Р, то Q".
  • Воспроизводит не менее 2 стратегий обучения эритажных носителей в смешанной группе (HL + FL)
  • Воспроизводит не менее 3 особенностей уровней владения эритажным языком: HL1 + HL2
  • Воспроизводит определения ключевых понятий теории эритажного языка, может привести не менее 3 факторов, влияющих на формирование языковой компетенции у носителя эритажного языка.
  • Зная необходимое и достаточное количество социолингвистических параметров, относит говорящего к определенному типу носителей эритажного языка или к носителю L2.
  • Из существующей лингводидактической литературы студент выбирает материал, точно и полно отражающий грамматические явления, связанные с темой. Объясняет, почему такой-то и такой-то материал хорош, а такой-то и такой-то плох для урока.
  • Могут воспроизвести не менее 3 элементов каждого стиля речи, вызывающего трудности у носителей эритажного языка, могут дать студенту рекомендации, разрешающие эти трудности.
  • Находит грамматические ошибки в речи эритажных носителей, классифицирует их, определяет причины этих ошибок.
  • Определив тип носителя эритажного языка, может разработать программу его обучения по конкретному запросу.
  • Прочитав теоретическую литературу по теме, студент перифразирует основные положения прочитанного так, чтобы они были понятны и полезны иностранным учащимся.
  • Самостоятельно создает лингводидактические материалы по теме.
  • Студент воспроизводит определения основных понятий, связанных с темой.
  • Студент находит в тексте и интерпретирует явления, иллюстрирующие правила, связанные с темой, и ошибки на эти правила.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фонетика современного русского языка с точки зрения методики преподавания ее иностранцам
  • Эритажный язык и эритажные носители языка
  • Семантика русского языка с точки зрения методики преподавания ее иностранцам
  • Грамматика эритажного русского языка
  • Стилистика эритажного языка
  • Грамматика современного русского языка с точки зрения методики преподавания его иностранцам
  • Эритажные студенты в смешанной аудитории
  • Грамматика стандартного русского языка с точки зрения методики преподавания его иностранцам.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашняя контрольная работа
  • неблокирующий домашнее задание
    Все домашние задания могут пересдаваться в срок не позднее, чем за 5 дней до конца модуля, в котором читалась соответствующая тема. Поскольку повторить дискуссию на семинаре, где обсуждалось домашнее задание, не представляется возможным, для пересдачи студент пишет и сдает конспект заданной статьи и свои комментарии (не менее 5) к нему. Домашние задания по части курса, посвященной грамматике, оцениваются по системе "зачтено/не зачтено", общая оценка за домашние задания по этой части курса соответствует переведенному в десятибалльную систему проценту зачтенных домашних заданий.
  • неблокирующий экзамен (письменный)
    Экзамен проводится в письменной форме при помощи асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе MOODLE (https://hse.student.examus.net). Студенты должны подключиться к платформе не позднее 18.00 по Москве в день экзамена (за 10 минут до начала экзамена). Ссылка для подключения будет разослана по электронной почте не позднее, чем за сутки до начала экзамена. Не получив ссылку, студент должен сообщить об этом преподавателю не позднее, чем за 3 часа до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf. На платформе возможно самостоятельное тестирование системы. Для сдачи экзамена студент должен подключиться к платформе, включить камеру и микрофон. При выполнении экзаменационного задания студенты могут использовать любые релевантные источники информации, но не помощь третьих лиц. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается интервал в 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается временной период более 45 минут, когда студент не может подключится к платформе. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий quiz
    Письменные контрольные работы проводятся в классе по окончании каждой темы. Каждая контрольная оценивается по десятибалльной шкале. Общая оценка за контрольные работы представляет собой среднее арифметическое от оценок за все контрольные работы. Способ округления арифметический.
  • неблокирующий домашняя контрольная работа
  • неблокирующий домашнее задание
    Все домашние задания могут пересдаваться в срок не позднее, чем за 5 дней до конца модуля, в котором читалась соответствующая тема. Поскольку повторить дискуссию на семинаре, где обсуждалось домашнее задание, не представляется возможным, для пересдачи студент пишет и сдает конспект заданной статьи и свои комментарии (не менее 5) к нему. Домашние задания по части курса, посвященной грамматике, оцениваются по системе "зачтено/не зачтено", общая оценка за домашние задания по этой части курса соответствует переведенному в десятибалльную систему проценту зачтенных домашних заданий.
  • неблокирующий экзамен (take-home)
    Экзамен проводится в письменной форме при помощи асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе MOODLE (https://hse.student.examus.net). Студенты должны подключиться к платформе не позднее 18.00 по Москве в день экзамена (за 10 минут до начала экзамена). Ссылка для подключения будет разослана по электронной почте не позднее, чем за сутки до начала экзамена. Не получив ссылку, студент должен сообщить об этом преподавателю не позднее, чем за 3 часа до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf. На платформе возможно самостоятельное тестирование системы. Для сдачи экзамена студент должен подключиться к платформе, включить камеру и микрофон. При выполнении экзаменационного задания студенты могут использовать любые релевантные источники информации, но не помощь третьих лиц. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается интервал в 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается временной период более 45 минут, когда студент не может подключится к платформе. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий quiz
    Письменные контрольные работы проводятся в классе по окончании каждой темы. Каждая контрольная оценивается по десятибалльной шкале. Общая оценка за контрольные работы представляет собой среднее арифметическое от оценок за все контрольные работы. Способ округления арифметический.
  • неблокирующий Подготовка и проведение презентации - родевой игры "Урок РКИ"
    В данной форме контроля каждый студент выступает в разное время в разных ролях. Один урок он готовит и проводит в качестве преподавателя, в других участвует в роли иностранного студента. Каждый урок включает стадии: а) подготовки (для "преподавателей"), б) проведения (для всех), в) непосредственной рефлексии (для всех), г) отсроченной рефлексии (для "преподавателей").
  • неблокирующий проект
    Экзамен предполагает подготовку (заранее) и устную защиту (в день экзамена) проекта пособия по РКИ для эритажных носителей.
  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий тесты
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий письменная работа (анализ текста)
  • неблокирующий письменная работа (план урока)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 1 модуль
  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.2 * quiz + 0.1 * Подготовка и проведение презентации - родевой игры "Урок РКИ" + 0.1 * домашнее задание + 0.1 * домашнее задание + 0.1 * домашняя контрольная работа + 0.2 * домашняя контрольная работа + 0.2 * экзамен (take-home)
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.5 * активность на семинарских занятиях + 0.3 * домашнее задание + 0.2 * проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011
  • Современный русский язык, Розенталь, Д. Э., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ганиев Ж.В. - Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-9765-1044-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/108234
  • Глазков А. В., Глазкова Е. А., Лапутина Т. В., Муравьева Н. Ю. ; Под ред. Муравьевой Н.Ю. - СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 230с. - ISBN: 978-5-534-06912-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-russkiy-yazyk-437826
  • Лисенкова И.М. - Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц - Русайнс - 2016 - 134с. - ISBN: 978-5-4365-0500-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/925949