• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Создание точек роста в пострентной экономике: отраслевые, социальные и личностные стратегии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Школа финансов
Когда читается: 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Практикоориентированный междисциплинарный курс. Основан на синтезе понятийного аппарата теории отраслевых рынков, экономики и финансов фирмы, финансовых институтов, менеджмента, управления технологическим развитием, экономической антропологии, экономической социологии, психологии социального и экономического поведения. Посвящен практическим и теоретическим аспектам экономики знаний, предпосылкам ее возникновения в ходе эволюции экономических формаций и технологических укладов с точки зрения следующих проблем: • технологические предпосылки поэтапного снижения входных барьеров • отраслевая структура и экономика отраслей в традиционных экономических формациях • формирование отраслевой структуры экономики знаний • хозяйственный механизм постиндустриальной экономики, финансовой системы и денежного обращения • структура и участники технологической экосистемы в ключевых странах • конкурентные преимущества и недостатки России при различных формациях и в экономике знаний • организация социального и транзакционного взаимодействия при различных формациях и в экономике знаний • экономически значимые поведенческие установки различных человеческих сообществ и когнитивные архетипы, их преимущества и недостатки при различных формациях и в экономике знаний • структура и экономика города при различных формациях и в постиндустриальной экономике • системы корпоративного и публичного управления при различных формациях и в экономике знаний
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является овладение студентами практическими и теоретическими знаниями о характерных точках зарождения и хозяйственном механизме постиндустриальной экономики (экономики знаний), экономических и неэкономических признаках отдельного хозяйствующего субъекта этой формации, экономических и неэкономических отличиях этой формации от предшествующих и их типичных хозяйствующих субъектов, способах использования указанных точек в интересах развития экономики, общества, личности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть навыками презентации конкурентных преимуществ и недостатков, места некоторого субъекта создания ценности – коммерческой или некоммерческой организации, отрасли, института, социальной страты, профессии, города, региона, страны и т.п. – в экономике знаний с раскрытием полной карты технологических, демографических, социально-поведенческих, институциональных факторов и человеческих ресурсов
  • Знать закономерности формирования отраслевой структуры экономики знаний
  • Знать отраслевую структуру и общую характеристику экономики отраслей традиционных экономических формаций
  • Знать технологические предпосылки поэтапного снижения входных барьеров в ходе эволюции экономических формаций
  • Знать характеристику хозяйственного механизма постиндустриальной экономики, финансовой системы и денежного обращения
  • Уметь формулировать междисциплинарные цепочки причинно-следственных связей, устанавливать точки стыковки экономических и неэкономических факторов при характеристике конкурентных преимуществ и недостатков хозяйствующих субъектов различных отраслей и типов, центров исследований и разработок, географических локаций и стран при всех экономических формациях и технологических укладах с акцентом на их перспективы в экономике знаний
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Совокупность неотделимых факторов, ограничивающих выбор модели роста, их структурные последствия для экономики России, безальтернативность перехода к экономике знаний
  • Обсуждение темы занятия 2
  • Типы взаимодействия в человеческих сообществах и их трансформация как ключевой фактор экономического роста
  • Зависимость моделей экономического роста глобальных лидеров от сложившихся типов сообществ
  • Типичные для России экономически значимые социальные уклады
  • Влияние сознания, культуры и религии на экономическое поведение
  • Обсуждение тем занятий 4 – 7
  • Технологическая экосистема и распределенные цепочки кооперации как наиболее совершенный из известных типов сообществ, объединенных созданием стоимости
  • Догоняющее и опережающее развитие: технологический уклад и модель общественной организации
  • Город как площадка постиндустриальной экономики и общества
  • Брейнсторминг по технологическим экосистемам
  • Многозвенное машиностроение как сложная форма научно-производственной кооперации
  • Симпозиум по технологической экспертизе
  • Модель преобразования капитальных затрат в операционные как фактор снижения входного барьера на рынок и эгалитарности потребления. Бренд как инструмент глобализации потребительского рынка
  • Симпозиум по отраслям b2c
  • Создание стоимости в энергетическом секторе в условиях депрессивной ценовой конъюнктуры
  • Транспорт, инфраструктура и интеграционные проекты вокруг России
  • Семинарские занятия по особенностям создания стоимости в различных отраслях
  • Семинар по организационному развитию
  • Реформы и управление реформами
  • Обсуждение темы занятия 24 и курса в целом
  • Итоговый симпозиум
  • Интервью с преподавателем
  • Закрытое собеседование
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Любая из форм контроля, приравненных к экзамену
  • неблокирующий Общая аудиторная активность в течение первой части курса
    в виде высказанных суждений, вопросов и ответов
  • неблокирующий Общая аудиторная активность в течение второй части курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.4 * Общая аудиторная активность в течение второй части курса + 0.2 * Любая из форм контроля, приравненных к экзамену + 0.4 * Общая аудиторная активность в течение первой части курса
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Усманова З.Р. - Точки роста для прорыва в пятерку - Русайнс - 2019 - ISBN: 978-5-4365-3725-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933639

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сухарев О.С. - Экономический рост, институты и технологии - Издательство "Финансы и статистика" - 2015 - 464с. - ISBN: 978-5-279-03568-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91209