• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Психо- и нейролингвистический практикум

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 128

Программа дисциплины

Аннотация

Данный многоаспектный продвинутый курс по психо- и нейролингвистике будет состоять из трех блоков, освоение материалов которых даст студентам необходимые знания и навыки для чтения психо- и нейролингвистической литературы и проведения собственных исследований. Основные блоки курса: 1) Поведенческие методы исследования. Формирование речевых навыков и навыков чтения у детей (от младенческого возраста до подросткового). Использование стандартизированных методов оценки различных навыков в экспериментальных исследованиях; 2) Методика записи движений глаз (видеоокулография) и ее использование в экспериментальных исследованиях; 3) Клинические исследования речевых патологий у взрослых. Методы нейровизуализации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Понимать принципы использования поведенческих и нейровизуализационных методов в психо- и нейролингвистических исследованиях
  • Овладеть основами разработки поведенческих и видеоокулографических экспериментов, познакомиться с нейропсихологическим инструментарием для работы с детьми и взрослыми, овладеть основами работы с современными методами нейровизуализации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать определение дислексии, понимать принципы дифференциальной диагностики дислексии и других нарушений чтения.
  • Понимать принципы построения классификаций дислексии.
  • Знать основные виды дислексии.
  • Ознакомиться с основными гипотезами о причинах дислексии, на базовом уровне понимать мозговые механизмы нарушений чтения.
  • Знать основные сведения о движениях глаз при языковой и зрительной обработке
  • Понимать, как устроен глаз
  • Знать, какие отделы мозга задействованы во время движений глаз.
  • Ознакомиться с исследованиями, включающими в себя видеоокулографию совместно с нейролингвистическими методами.
  • Понимать основные принципы использования поведенческих методов в психо- и нейролингвистических исследованиях.
  • Критически оценивать возможности, достоинства и ограничения различных поведенческих методов оценки тех или иных навыков.
  • Знать ключевые этапы речевого развития.
  • Ознакомиться с методами оценки навыков речевого развития.
  • Понимать различия между использованием стандартизированных лингвистических тестов и оценкой спонтанной речи.
  • Знать ключевые этапы формирования навыков чтения.
  • Сравнивать и критически оценивать различные инструменты оценки навыков чтения.
  • На базовом уровне понимать, как обеспечивается обработка фонологической информации мозгом человека.
  • Знать, какие бывают инструменты оценки навыков фонологической обработки.
  • Знать современные научные представления о связи навыков фонологической обработки и чтения.
  • На базовом уровне понимать, как обеспечивается обработка зрительной информации мозгом человека.
  • Знать, какие бывают инструменты оценки навыков зрительной и зрительно-пространственной обработки.
  • Знать современные научные представления о связи зрительного гнозиса и чтения.
  • Ознакомиться с основными принципами нейропсихологического подхода к оценке высших психических функций.
  • Понимать, как отдельные пробы из комплексного нейропсихологического обследования могут применяться в психо- и нейролингвистических исследованиях.
  • Уметь сравнивать и критически оценивать различные инструменты для измерения отдельных навыков и/или когнитивных функций.
  • Уметь рассчитать основные метрики дескриптивной статистики для набора данных.
  • Уметь проводить анализ межгрупповых различий на основе тестового набора данных.
  • Уметь проводить корреляционных анализ на основе тестового набора данных.
  • Понимать базовые принципы сбора и оценки нормативных данных для стандартизированных тестов.
  • Уметь определять контрольные уровни на основе тестового набора данных.
  • Уметь проводить ROC-анализ с использованием инструментов языка R.
  • Понимать различия между дескриптивной и инференциальной статистикой.
  • Получить (закрепить) опыт использования линейных моделей для анализа данных психолингвистических исследований.
  • Ознакомиться с механизмами зрительной обработки.
  • Ознакомиться с парадигмой “Визуальный мир”
  • Знать основные модели управления движениями глаз во время чтения
  • Понимать, как выглядят движения глаз при чтении и визуальном восприятии у детей.
  • Уметь проводить видеоокулографическое исследование с использованием видеоокулографов EyeLink.
  • Уметь программировать видеоокулографические эксперименты в программе ExperimentBuilder.
  • Уметь предобрабатывать видеоокулографические данные в программе DataViewer.
  • Знать основные теории и модели афазии.
  • Понимать нейрональные основы афазии.
  • Ориентироваться в современных поведенческих и нейровизуализационных исследованиях речевых нарушений у взрослых
  • Знать классификации речевых нарушений у взрослых, принципы их построения, достоинства и недостатки.
  • Иметь представление о ключевых компонентах логопедического и нейропсихологического обследования взрослых.
  • Понимать принципы создания лингвистических инструментов для диагностики речевых нарушений.
  • Знать нарушения, сопутствующие афазии.
  • Ориентироваться в причинах возникновения афазии.
  • Описывать ошибки, допущенные людьми с афазией при выполнении лингвистических тестов.
  • Понимать принципы индивидуального и группового анализ ошибок на основании лингвистических тестов.
  • Понимать принцип подбора стимульного материала для лингвистического теста для диагностики речевых нарушений
  • Интерпретировать данные истории болезни взрослых с речевыми нарушениями
  • Знать нейрональные основы языковых/речевых процессов в мозге, функции языковых/речевых регионов, их анатомию
  • Знать основные типы МРТ-изображений, понимать основные принципы их получения, уметь различать МРТ-изображения между собой.
  • Знать основные этапы получения МРТ-изображений.
  • Знать принципы разработки экспериментальных фМРТ заданий, понимать принцип контрастирования изображений.
  • Знать основные открытия, основанные на фМРТ и трактографии.
  • Понимать перспективы развития и ограничения фМРТ и трактографии.
  • Знать основные виды артефактов фМРТ.
  • Уметь удалять артефакты фМРТ в программах, проводить анализы первого и второго уровня.
  • Знать основные виды артефактов трактографии.
  • Уметь удалять артефакты в программах, реконструировать основные тракты.
  • Уметь проводить статистический анализ с извлеченными метриками фМРТ и трактографии, интерпретировать полученные результаты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей. Поведенческие методы в исследованиях: введение
  • Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей. Усвоение языка и речи
  • Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей. Формирование навыков чтения
  • Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей. Нарушения в процессах освоения чтения (дислексия)
  • Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей. Ключевые предикторы чтения. Фонологическая обработка
  • Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей. Ключевые предикторы чтения. Зрительный гнозис
  • Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей. Нейропсихологическое обследование. Основы
  • Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей: Практикум. Дескриптивная статистика
  • Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей: Практикум. Межгрупповые сравнения
  • Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей: Практикум. Корреляционный анализ
  • Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей: Практикум. Оценка нормативных данных при разработке тестов
  • Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей: Практикум. Дискриминативная сила тестов
  • Поведенческие методы в экспериментальных исследованиях устной и письменной речи у детей: Практикум. Линейные модели (основы).
  • Видеоокулография. Основные сведения о движениях глаз
  • Видеоокулография. Нейрональные корреляты движений глаз
  • Видеоокулография. Зрительная обработка
  • Видеоокулография. Движения глаз при чтении
  • Видеоокулография. Парадигма “Визуальный мир” и движения глаз при языковой обработке
  • Видеоокулография. Движения глаз у детей
  • Видеоокулография. Дизайн видеоокулографических экспериментов
  • Видеоокулография. Программирование и анализ данных видеоокулографических экспериментов
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых. Нейрональные основы афазии
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых. Лингвистическая теория и афазия
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых. Классификации афазий
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых: Диагностика и терапия при афазии
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых: Афазии различной этиологии
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых. Нарушения, возникающие при поражении правого полушария. Нарушения и состояния, сопутствующие афазии. Билингвальная афазия
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых: Практикум. Разметка и анализ поведенческих данных, полученных в группе людей с афазией
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых: Практикум. Разработка стимульного материала теста для диагностики афазии
  • Клинические исследования патологий речи у взрослых: Практикум. Анализ историй болезни людей с афазией
  • Современные методы нейровизуализации. Нейрональная основа языковых/речевых процессов в мозге человека: критически важные регионы и взаимодействие между ними
  • Современные методы нейровизуализации. Введение в анализ функционального МРТ (фМРТ) и трактографии белого вещества
  • Современные методы нейровизуализации. Введение в получение и предобработку/обработку данных фМРТ и трактографии
  • Современные методы нейровизуализации. Влияние результатов анализа фМРТ и трактографии на современную нейролингвистику: изменение представлений о языковых/речевых процессов под влиянием данных методик
  • Современные методы нейровизуализации: Практикум. Обработка и анализ данных фМРТ в клинической группе и группе нормы.
  • Современные методы нейровизуализации: Практикум. Обработка данных трактографии в клинической группе и группе нормы. Реконструкция ассоциативных трактов головного мозга
  • Современные методы нейровизуализации: Практикум. Анализ данных фМРТ и трактографии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельные работы: Поведенческие методы
    За 1 модуль проводится до 7 самостоятельных работ по пройденным теоретическим темам. Данные работы проводятся в формате мини-тестов. Типы вопросов: с выбором варианта ответа, с кратким ответом. Общая оценка за самостоятельные работы вычисляется как среднее арифметическое оценок за отдельные самостоятельные работы.
  • неблокирующий Практические задания: Поведенческие методы
    Оценивается выполнение заданий практикума по анализу экспериментальных данных. Оценивается выполненное вовремя сданное задание практикума в течение двух недель после занятия. Для присутствующих на занятии - оценка может быть повышена за активную работу. Общая оценка за практические работы вычисляется как среднее арифметическое оценок за отдельные практические работы.
  • неблокирующий Домашние задания: Поведенческие методы
    Анализ статьи по пройденному материалу и подготовка мини-доклада (на 10-15 минут). Задание сдается в виде презентации на семинаре на основе прочитанной литературы. Каждый студент готовит 1 такое задание. Сдача задания после дедлайна не предусмотрена. В этом случае студент получает 0 баллов за задание.
  • неблокирующий Домашнее задание: Видеоокулография
    Студентам предлагается выбрать статью, в которой использован метод видеоокулографии, и подготовить презентацию.
  • неблокирующий Практическое задание “Видеоокулография. Чтение”
    Студентам предлагается провести все этапы исследования чтения.
  • неблокирующий Практическое задание “Видеоокулография. Визуальный мир”
    Студентам предлагается запрограммировать и собрать данные для исследования языковой обработки в парадигме «Визуальный мир».
  • неблокирующий Самостоятельные работы: Видеоокулография
    Студентам предлагается написать до 4 самостоятельных работ по пройденному материалу.
  • неблокирующий Экзамен по курсу
    Экзамен проводится в конце курса во время сессии. Экзамен устный, в виде ответов на вопросы билета.
  • неблокирующий Тест "Клинические исследования патологий речи у взрослых"
    За модуль проводятся 2 теста с выбором варианта ответа или кратким ответом. Каждый тест оценивается по 10-балльной шкале. Типы вопросов: с выбором варианта ответа, с кратким ответом
  • неблокирующий Самостоятельная работа "Клинические исследования патологий речи у взрослых"
    Задание предполагает самостоятельный анализ сэмплов речи людей с афазией и данных историй болезни.
  • неблокирующий Проект "Клинические исследования патологий речи у взрослых"
    Групповая работа по разработке стимульного материала для задания, направленного на диагностику речевых патологий у взрослых
  • неблокирующий Домашнее задание "Клинические исследования патологий речи у взрослых"
    Анализ статей по пройденному материалу
  • неблокирующий Контрольная работа “Современные методы нейровизуализации”
    За модуль проводится 1 тест с выбором варианта ответа или кратким ответом. Каждый тест оценивается по 10-балльной шкале. Типы вопросов: с выбором варианта ответа, с кратким ответом
  • неблокирующий Домашнее задание “Современные методы нейровизуализации”
    За модуль дается 3 домашних задания, включающих в себя обработку и анализ нейровизуализационных данных.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.1 * Домашнее задание: Видеоокулография + 0.1 * Домашние задания: Поведенческие методы + 0.2 * Практические задания: Поведенческие методы + 0.15 * Практическое задание “Видеоокулография. Визуальный мир” + 0.15 * Практическое задание “Видеоокулография. Чтение” + 0.1 * Самостоятельные работы: Видеоокулография + 0.2 * Самостоятельные работы: Поведенческие методы
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.075 * Домашнее задание "Клинические исследования патологий речи у взрослых" + 0.12 * Домашнее задание “Современные методы нейровизуализации” + 0.13 * Контрольная работа “Современные методы нейровизуализации” + 0.075 * Проект "Клинические исследования патологий речи у взрослых" + 0.05 * Самостоятельная работа "Клинические исследования патологий речи у взрослых" + 0.05 * Тест "Клинические исследования патологий речи у взрослых" + 0.5 * Экзамен по курсу
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Aphasia and related neurogenic language disorders, , 2011
  • Atlas of human brain connections, Catani, M., 2015
  • Eye tracking : a comprehensive guide to methods and measures, Holmqvist, K., 2011
  • Handbook of the neuroscience of language, , 2010
  • Poldrack, R. A., Mumford, J. A., & Nichols, T. E. (2011). Handbook of Functional MRI Data Analysis. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=399310
  • The Oxford handbook of eye movements, , 2013
  • The Oxford handbook of neurolinguistics, , 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Introduction to psycholinguistics : understanding language science, Traxler, M. J., 2012